Современная философия
Современная философия – совокупность учений мыслителей XIX-XXI вв.
В истории философии современной философией называется совокупность учений мыслителей XIX-XXI веков. Современная философия не представляет собой какого-то действительного единства, распадаясь на множество направлений, школ, кружков и отдельных, независимых мыслителей. Основными направлениями современной философии можно назвать: философию жизни, экзистенциализм, философскую герменевтику, аналитическую философию (прежде всего, в англо-саксонских странах), философию постмодернизма, марксизм. Важными чертами некоторых значительных направлений современной философии можно назвать: интерес к отдельному человеческому индивиду, а не к человечеству вообще, недоверие и неверие в силу разума, внимание к особенностям человеческой жизни, ускользающим от определенного философско-логического познания, сближение с художественной литературой, интерес к обыденному языку. С другой стороны, для иных направлений современной философии характерно сближение с научным знанием, прежде всего, интерес к математике, биологии, нейропсихологии, стремление выработать непротиворечивый язык философского описания, преодолеть ненаучный, «метафизический» характер предшествующей философии.
Экзистенциализм Жана-Поля Сартра
В лекции «Экзистенциализм — это гуманизм» он популяризирует свой экзистенциализм, выдвигая ставшую знаменитой формулу «Существование предшествует сущности» и два метода исследования человеческой реальности: экзистенциалистский и эссенциалистский. Первый исходит из приоритета существования над сущностью, что характерно для человеческого бытия, а второй — сущности над существованием, что имеет место в мире вещей. Этой формулой Сартр, во-первых, указывает на специфику человека «в отличие от плесени или цветной капусты». Во-вторых, эта специфика связана с его сознанием, замыслами, проектами, активной устремленностью в будущее, словом, его свободой, тогда как вещи пассивно подчиняются условиям своего бытия. В-третьих, нет никакой наперед заданной объективной сущности человека, идущей от природы, социума или от самого Господа Бога. Она «завоевывается» самим человеком (трус или герой), является кристаллизацией его существования. В<четвертых, нет и не может быть раз и навсегда «завоеванной» сущности, ибо трус может перестать быть трусом, равно как и герой — утратить свой героизм, ибо человек всегда в пути, в движении, изменении, динамике. Он свободно выбирает «закон своей жизни» и несет полную ответственность за то, кем он становится.
Рекомендуемая литература
Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии. (2008)
Выходные данные:
- Просмотров: 6
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 29.09.2010
- Версий: 10 , текущая: 10
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Соколов Василий Васильевич
- профессор; доктор философских наук
- Редактор
Ссылки отсюда
Персоны:
Гегель Георг; Дьюи Джон; Кант Иммануил; Сартр Жан-Поль; Ясперс Карл;
Категории:Биология; Естественные науки; История философии; Литература; Математика; Медицинские науки; Нейропсихология; Психология; Философия; Язык;
Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:
Теория культуры; Философия; Эстетика;
Детализирующие понятия:«Философия жизни»; Истина; Натурализованная эпистемология; Парадигма; Персонализм; Рациональность; Русская философия; Славянофилы; Субстанция.