Философия Возрождения и Нового Времени
Философия Возрождения и Нового Времени – совокупность учений мыслителей эпохи Возрождения и Нового Времени (XV – XVIII вв. н.э.).
В истории философии философией Возрождения и Нового Времени называется совокупность учений мыслителей этого времени, преодолевших теологическую односторонность средневековой философии и заложивших основы философского и научного миросозерцания современной Европы. В эту эпоху центральной темой философского знания становятся человек и природа, постепенно освобождающиеся от трансцендентных человеческому знанию и бытию сил. Философы этого времени разрабатывают методологию научного познания (рационализм, эмпиризм), активно взаимодействуют с естественными науками, вносят свой вклад в их развитие, создают системы политической философии, отражающих новый опыт европейского человечества. Основными чертами философии Нового времени выступают ясность и отчетливость философского мышления, систематический характер философского знания, стремление к автономии философского знания.
↑Учение о методе Рене Декарта
Определяя метод как совокупность достоверных правил, позволяющих устанавливать истину и расширять научное познание, Декарт выдвигает четыре правила метода:
- считать истинным только очевидное, т. е. ясно и отчетливо воспринимаемое человеческим разумом;
- делить вызывающую трудность теоретическую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения;
- придерживаться строгого порядка исследования, двигаясь от простых предметов к познанию сложных;
- составлять общие обзоры и полные перечни — для исключения пропусков в ходе исследования того или иного вопроса (а также для придания полноты всей науке).
Согласно Декарту, истинный метод объясняет, как правильно пользоваться интуицией ума, не допуская заблуждений (первое правило), а также и то, как правильно выстраивать дедуктивные выводы. Поскольку интуиция и дедукция — наиболее надежные средства разыскания истины, сформулированный метод должен быть «самым совершенным».
↑Политическая философия Томаса Гоббса
Свои усилия в области политической философии Гоббс рассматривает как попытку установить строго научный, объективный подход к изучению общественных явлений. Как в религии, так и в политике люди действуют под влиянием интересов и такое положение дел неискоренимо. «Я не сомневаюсь, — говорит он, — что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть … учение геометрии было бы … вытеснено сожжением всех книг по геометрии»(1: 2, 79). Однако благо всего общества требует отказаться от частных интересов и встать на объективную, разумную точку зрения. Научный подход к проблемам общества начинается с установления представления о естественном разуме и естественном состоянии. Возможно двоякое понимание концепции естественного состояния: как научной гипотезы и как представления о некоем историческом этапе в развитии человеческого сообщества. Как и в познании природы, познающий разум, обращаясь к обществу, находит опору в некоей изначальной рациональности. Однако здесь путь к разумности осложняется тем, что вне общества природа предоставляет человеку лишь разум и оставляет его в одиночестве среди себе подобных— таких же индивидов, обладающих разумом. Это состояние Гоббс и рассматривает как естественное состояние человека.
↑Учение об абстракции Джорджа Беркли
Теоретической основой многих ключевых идей Беркли является его учение об абстракции, изложенное во введении к «Трактату о принципах человеческого знания». Беркли считает ошибочной локковскую теорию абстракции, согласно которой общие идеи, возникающие через отвлечение от случайных свойств вещей, имеют самостоятельное существо вание в человеческом уме. Он полагает, что нельзя представить себе человека вообще, треугольник вообще и т. д. Представляются всегда конкретные, единичные вещи. Это не значит, что Беркли отвергает возможность абстрагирования как таковую. Человеческому уму вполне по силам разделение некоторых качеств, скажем, абстрагирование от запаха вещи при сохранении ее зрительного образа. Не отрицает он и общие идеи. Беркли отказывает в существовании только общим абстрактным идеям. В действительности, всякая общая идея, к примеру идея «фрукта вообще», есть не что иное, как представление какого-то конкретного фрукта, которое, однако, интересует ум не само по себе, а в его репрезентативной функции, в качестве представителя целого класса объектов. Других отличий, кроме изменения точки зрения, между единичной и общей идеей нет. Репрезентативная теория абстракции используется Беркли для критики ряда важнейших понятий традиционной метафизики. Он убежден, что неправильное понимание природы общих идей может приводить к созданию фиктивных понятий, таких как понятие материи, а также к попыткам разделить неразделимое, к примеру, разделить восприятие и существование. Подобные попытки могут оказаться успешными лишь на вербальном уровне. Беркли утверждает, что язык иногда сам подталкивает философов к ошибочным выводам.
↑Рекомендуемая литература
Васильев В.В., Кротов А.А., Бугай Д.В. История философии (2008).
Выходные данные:
- Просмотров: 2586
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 03.12.2010
- Версий: 10 , текущая: 10
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Соколов Василий Васильевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Беркли Джордж; Гоббс Томас; Декарт Рене;
Категории:Геометрия; Естественные науки; Знание; История философии; Наука; Общество; Онтология; Политика; Политическая философия; Религия; Философия;
Детализирующие понятия:Ссылки сюда
Категории:
История философии; Логика; Онтология; Философия; Философия языка; Эпистемология;
Детализирующие понятия:Основополагающие вопросы философии; Русская философия; Средневековая философия; Субстанция; Субъект познания; Унитарно-стадиальное понимание истории.