Пространство и время
Пространство и время – фундаментальные онтологические категории, характеризующие формы бытия процессов, вещей и явлений, отражающие, с одной стороны, их со-существование (в пространстве), с другой –порядок смены их друг другом (во времени), продолжительность их существования. Пространство и время знаменуют собой способы упорядоченности множества вещей и явлений как в объективном мире, так и в восприятии и представлении. Пространственные и временные характеристики сущего оказываются необходимыми для построения картины мира и организации любой человеческой деятельности.
В механистической натурфилософии И. Ньютона пространство и время трактуются как пустое вместилище любых возможных тел, абсолютное и не зависящее ни от тел, которые в нем находятся, ни от процессов, которые в нем происходят, и существующее прежде них, то есть как своего рода субстанцию. Пространство непрерывно, трехмерно, равномерно и бесконечно простирается во всех направлениях, вечно и неизменно по природе. Все части пространства, которые можно указать лишь как возможные и к которым относятся все положения и движения тел, неподвижны и имеют одни и те же свойства. Время непрерывно, одномерно, направлено, однородно, равномерно и имеет одинаковые свойства. Полемизируя с Ньютоном, Лейбниц утверждает, что пространство и время не существуют само по себе, отдельно от тел и процессов, и представляет собой только отношение и порядок сосуществования как действительных, так и возможных явлений и вещей. Такая реляционная трактовка получает продолжение в теории относительности Эйнштейна, согласно которой свойства пространства и времени прямо и непосредственно зависят от взаимодействия вещей и процессов, – например, вокруг тяготеющих масс пространство искривляется, а время замедляется.
Кант в «Критике чистого разума» представляет пространство и время как трансцендентальные априорные формы чувственности, то есть от эмпирического опыта не зависящие, однако необходимо во всяком опыте присутствующие, как условия его возможности. Под подобные формы чувственности наш познавательный аппарат подводит материал чувственного восприятия, и именно благодаря им становятся возможны априорные синтетические суждения математики (геометрии) и физики, необходимость и универсальность которых обеспечивается априорностью пространства и времени.
Основные парадигмы истолкования пространства и времени в истории философии и науки можно резюмировать в следующих ключевых идеях.
Пространство понималось как:
- протяженная пустота, в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);
- протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов);
- форма бытия материи (Гольбах, Энгельс);
- порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);
- комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах, эмпириокритицизм);
- априорная форма чувственного созерцания (Кант, неокантианская философия науки, феноменология).
- субстанция или самодовлеющая сущность, с чем было связано начало исследования его метрических свойств - субстанциальная концепция времени, абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей;
- относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий - классический вариант реляционной концепции Лейбница;
- форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант);
- как форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений - материалистический вариант реляционного подхода (Энгельс, Ленин).
Иначе говоря, история научно-философской мысли о пространстве-времени вычленила и осмысливала три фундаментальных теоретических альтернатив:
- точечная versus интервальная концепции пространства и времени;
- субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени,
- субъективно-антропологическая концепция пространств и времени, связывающая их наличие только с бытием человека и его сознания versus объективно-природная концепция, постулирующая их укорененность в объективном космическом бытии.
В XX веке получили распространение исследования пространства и времени с точки зрения их специфики в контексте восприятия отдельными людьми в различных ситуациях (психологическое пространство–время), в контексте разнообразных культур (историческое и культурологическое пространство–время), в контексте организации общественных отношений (социальное пространство–время), в контексте моделирования средствами техники и искусства (виртуальное пространство–время).
Рекомендуемая дополнительнолитература
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (становление и развитие первых научных программ), М., 1980.
Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени. Часть 1. Междисциплинарное исследование: Сб. научных трудов. Под ред. Б.В. Гнеденко, М., 1996.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике, М. 1977.
Рейхенбах Г.Философия пространства и времени, М., 1985.
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия, М., 1987.
Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени, М., 1991.
Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени. Ижевск, 2000.
Выходные данные:
- Просмотров: 2513
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.10.2010
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кузнецов Василий Юрьевич
- доцент; кандидат философских наук
Соавторы:
Ссылки отсюда
Персоны:
Аристотель; Беркли Джордж; Гайденко Пиама Павловна; Гольбах Поль Анри; Декарт Рене; Демокрит; Кант Иммануил; Лейбниц Готфрид Вильгельм; Ленин Владимир Ильич; Лобачевский Николай Иванович; Ломоносов Михаил Васильевич; Мах Эрнст; Ньютон Исаак; Пенроуз Роджер; Платон; Спиноза Бенедикт; Хокинг Стивен; Эйнштейн Альберт; Энгельс Фридрих; Эпикур; Юм Давид;
Произведения:Критика чистого разума; Природа пространства и времени;
Категории:Геометрия; Искусство; История науки; История философии; Культура; Математика; Онтология; Технические науки; Физика; Философия науки;
Детализирующие понятия:Восприятие; Деятельность; Единство мира; Общественные отношения; Социальная организация; Субстанция.