Зарегистрироваться

Субстанция

Категории Онтология | Под редакцией сообщества: Философия

Субстанция[1] - (substantia — под-лежащее, лежащее в основе; латинский перевод греческого upostasiz) - одно из центральных и фундаментальных понятий классической западной философской традиции, служащее для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. - это то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, или свойств, существующих в другом (а именно в субстанции) и через другое. С. — нечто устойчивое и постоянное, в отличие от изменчивого и преходящего; сущность, лежащая в основе явления, неделимое, единое, постигаемое умом, в отличие от множественности чувственно воспринимаемого.

В европейской мысли понятие субстанции получало разные интерпретации: оно рассматривалось как конкретный индивидуум и как единая основа всего сущего, как онтологическая реальность и как логический субъект, как духовное начало и как материальный субстрат, как неизменная, самотождественная сущность явления и как закон изменения, принцип построения ряда событий, отношение сопринадлежности множества единичных случаев.

В истории философии прослеживаются два основных подхода к трактовке понятия субстанции — монистический и плюралистический. Философы, тяготеющие к пантеизму, допускают единую и единственную субстанцию, которая мыслится как то, что для своего существования не нуждается ни в чем другом, ибо есть причина самой себя. Все существующее рассматривается как состояние, проявление или атрибут этой единой субстанции. Такое воззрение представлено в античности у элеатов и стоиков, в Средние века к нему тяготеют некоторые представители крайнего реализма, в эпоху Возрождения — Дж Бруно, в Новое время, и наиболее радикально — Спиноза, к этому пониманию субстанции близки Фихте, Гегель, Шопенгауэр, Эд. фон Гартман. Данное понимание субстанции разделяют и представители естественнонаучного материализма 18—19вв — Гольбах, Дидро, Молешотт, Геккель и др. Такая трактовка субстанции обусловливает понимание причинности как единообразного протекания всех мировых процессов, как неуклонной необходимости происходящего в природе, обществе и человеческой душе, тут нет места не только для случайности, но и для свободы.

Хотя вопрос о первоначале всего сущего был в центре внимания уже первых древнегреческих философов, понятие субстанции в собственном смысле сформировалось лишь у Аристотеля. Предпосылки для этого были созданы в школе элеатов и у Платона, противопоставивших истинно сущее как единое, вечное и неизменное чувственному миру множественного, преходящего, непрерывно становящегося иным. Истинно сущее постигается лишь умом и недоступно чувственному восприятию. Критикуя платоновское учение об идеях, Аристотель в «Категориях» отождествляет сушность (субстанцию) с единичным индивидуумом первая сущность есть «вот это нечто» — «этот человек» или «эта лошадь» В отличие от всех остальных категорий, являющихся предикатами субстанции, субстанция, по Аристотелю, есть самостоятельное бытие, она «не сказывается ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем» (Кат, 5, 2 а). С логической точки зрения субстанция есть субъект всех своих предикатов, с онтологической — субстрат, реальный носитель свойств и предпосылка отношений. От первых сущностей Аристотель отличает вторые, к которым принадлежат не индивиды, а общие понятия — роды и виды.

В Средние века трактовка субстанции опирается в основном на аристотелевскую традицию. Двойственность Аристотелева учения о субстанции породила два направления: понимание ее как единичного индивидуума легло в основу номинализма, к пониманию ее как эйдоса-формы тяготел крайний реализм, представители которого исходили из реального существования идеально-общего как такового.

В натурфилософии позднего Возрождения уже Природа выступает как единая самодостаточная и самодовлеющая, пантеистически толкуемая динамическая система, в которой все подчинено законам необходимости. Учение Бруно о бесконечной субстанции как безличном абсолюте, являющем себя во всех вещах, предвосхищает знаменитую пантеистическую трактовку субстанции у Спинозы. Спиноза утверждает, что «кроме Бога никакая субстанция не может ни cуществовать, ни быть представляема». Субстанция вечна и бесконечна, наделена бесконечно многими атрибутами, каждый из которых выражает ее вечную сущность, однако человеческому познанию открыты лишь два из них — протяжение и мышление. Все конечные существа суть модусы субстанции. Субстанция Спинозы не есть личный трансцендентный Бог христианской религии: «В природе Бога не имеют места ни ум, ни воля», она есть имманентная причина всех вещей, действующая в силу необходимости, а потому может быть названа природой.

Начиная с Канта, предметом философии становится не субстанция, а субъект. Переход от субстанции к субъекту совершили уже Локк и Юм, имевшие в виду психологического, т е эмпирического, субъекта в его индивидуальности. Кант вводит понятие трансцендентального субъекта, тем самым освобождаясь от психологизма в теории познания, но в значительной мере разделяя юмовскую критику понятия субстанции. Эмпирический мир, мир опыта как внешнего (природа как предмет естествознания), так и внутреннего (душа как предмет эмпирической психологии), существует лишь в отношении к трансцендентальному субъекту, конструирующему этот мир с помощью априорных форм чувственности (пространства и времени) и априорных форм рассудка (категорий). Определения, приписывавшиеся материальной субстанции, — протяженность, фигура, движение — суть продукты деятельности трансцендентального субъекта. В мире природы нет места самосущему, здесь все определяется связью механических причин, т. е. другим и через другое, поскольку сам этот мир существует через отношение к Я. Кант отвергает понятие субстанции применительно также и к индивидуальной душе, рассматривая ее не как субстанцию, а как явление, конструируемое посредством внутреннего чувства. Однако тень субстанции как чего-то самодовлеющего и сущего безотносительных к трансцендентальному субъекту сохраняются у Канта в виде непознаваемых вещей в себе, воздействующих на органы чувственного восприятия. Под именем собственно субстанции у Канта выступает категория рассудка, выступающая схемой существования этих предметов в отношении друг к другу и к самому рассудку. Субстанция здесь - не более чем постоянство отношений. Значительное влияние на критические дискуссии и мировоззренческие размежевания в философии 19-20 веков оказала концепция субстанции в абсолютном идеализме Гегеля, который понимал её как саморазвивающуюся идею, чистое логическое понятие, реализующее единство субъективности и объективности. Это — абсолютная субстанция-субъект, пантеистически понятый Логос, имманентный миру и не допускающий рядом с собой никаких самостоятельных сущих, субстанций-индивидуумов. Во 2-й пол. 19 в. в качестве реакции на немецкий идеализм выступает материалистическое учение о субстанции, в качестве которой выступает единая, вечная, несотворенная материя, формой проявления которой является все многообразие вещей. В 20 в. понятие субстанции сохраняет свое значение в неотомизме (Э. Жильсон, Ж. Маритен и др.), персонализме (М.Э. Мунье и др.), русском неолейбницианстве (А. А. Козлов, Л. М. Лопатин, Н. О. Лосский). В диалектическом материализма роль субстанции отводится материи согласно принципу материального единства мира. В современной философии, однако, в целом преобладает антисубстанциалистская позиция.

Рекомендуемая литература

Лобковиц Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики //
Вопросы философии.- 1995.- ?1.- С. 95-105.

Богданов В.В. Понятие субстанции в классической европейской философии.
Таганрог, 2002.

Ссылки

  1. В статье использованы материалы Новой философской энциклопедии (2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.)  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.