Потребность
Потребность – свойство всякого живого организма (включая человека) испытывать необходимость в условиях среды, без которых жизнь или невозможна или некомфортна. Потребности выражают адаптивность жизни, ее зависимость от среды, которая может быть не только внешней, но и внутренней (в последнем случае речь идет о т.н. эндогенных потребностях, предмет которых имманентен носителю потребности (скажем, физиологическая потребность в кроветворении или экзистенциальная потребность человека в самоуважении).
Ученые-психологи, как правило, трактуют потребность как психическое явление, проявление интенциональной природы психики. С позиций социальной философии потребность - это не ощущение или переживание, это отличная от психики, отображаемая и оцениваемая ею реальность, которая заставляет нас ощущать и переживать.
Чтобы правильно понять природу человеческих потребностей, следует отличать их от предметов потребности – реальных или идеальных объектов, в которых нуждается человек. Потребность представляет собой не предмет (объект), а свойство субъекта испытывать надобность в этом предмете, т.е. находиться в объективно-реальном отношении к нему. Поэтому реальны, а не идеальны любые потребности, включая сюда потребность в любви, самоуважении, знании и других духовных ценностях, необходимых человеку. При этом одна и та же потребность может удовлетворяться с помощью разных предметов и, наоборот, один и тот же предмет способен удовлетворять разные потребности (к примеру, норковая шуба не только защищает женщину от холода, но и является предметом самоутверждения, любования и др.).
Столь же важно различать потребность и нужду. Потребность есть устойчивое и неизменное свойство субъекта, в то время как нужда представляет собой переменное состояние актуализированной потребности, требующей немедленного удовлетворения (после которого нужда сменяется состоянием «спокойной», удовлетворенной потребности). Актуализация потребностей, т.е. их переход в состоянии нужды, вызывает у человека интерорецептивные ощущения, которые, в свою очередь, порождают неосознанные или осознанные стремления (влечения и желания), фундирующие процесс целепостановки. В этом плане потребность представляет собой инициальный фактор любой деятельности, которая осуществляется ради удовлетворения какой-либо из человеческих потребностей.
Важное значение имеет различение потребности и интереса. В отличие от потребности, являющейся исходным моментом целепостановки, интерес выступает как важнейший фактор целереализации. Он представляет собой свойство субъекта испытывать необходимость в предметах (интереса), без которых невозможно создание, хранение или использование предмета потребности. К примеру, еда как предмет пищевой потребности не может быть добыта человеком без использования орудий земледелия или охоты, представляющих предмет орудийного интереса. Помимо орудийных интересов у людей, занятых сложными формами коллективной деятельности, возникают коммуникативные интересы (надобность в помощи других субъектов), информационные интересы (надобность в знаниях и умениях, без которых невозможна успешная деятельность), организационные интересы (надобность в связях и отношениях, которые обеспечивают должную меру порядка в совместных действиях людей). В отличие от потребностей, которые выражают родовую природу «человека вообще» и не меняются на всем протяжении ставшей человеческой истории, интересы исторически изменчивы, меняются от общества к обществу, от эпохи к эпохе, от человека к человеку.
В научной литературе существует множество классификаций человеческих потребностей. Опираясь на них, можно разделить потребности человека на две большие группы. Первую из них составляют т.н. «базисные» потребности – универсальные потребности, которые присущи не только людям, но и всем живым организмам. К их числу относятся физиологические потребности (пищевая, питьевая, дыхательная, сексуальная, потребность в релаксации и др.), а также потребность в безопасности, т.е. в защите от внешних деструктивных воздействий. К числу специфичных для Homo sapiens потребностей можно отнести группу социетальных потребностей, раскрывающих природу человека как сознательно коллективного существа (потребность в общении, потребность в самоутверждении, потребность в самоопределении и др.), и группу экзистенциальных потребностей, связанных с поисками смыслов человеческого существования в мире (потребность в любви, самоактуализации, когнитивная и эстетическая потребности и др.).
Важно понимать, что все потребности человека имеют объективный характер, т.е. сам факт их существования не зависит от человеческой воли. Это не мешает человеку, обладающему свободой воли, ранжировать свои потребности, т.е. делить их на подлежащие и не подлежащие удовлетворению, первостепенные и второстепенные. Важно понимать также, что потребности человека не могут быть разумными или неразумными, таковыми могут быть лишь способы и средства удовлетворения человеческих потребностей.
Рекомендуемая литература
Момджян К. X. Введение в социальную философию. М., 1997.
Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. СПб., 2003.
Выходные данные:
- Просмотров: 0
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 29.09.2010
- Версий: 3 , текущая: 3
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Момджян Карен Хачикович
- профессор; доктор философских наук
- Редактор
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Деятельность; Идеал; Общество (Социология); Общество (в социальной философии); Субъект познания; Ценность.
Ссылки сюда
Категории:
Авиационная техника; История государства и права; Криминалистика; Налоговое право; Предпринимательское право; Социальная философия; Технические науки; Технологии приборостроения; Философия; Философия истории; Экономика;
Детализирующие понятия:Архив; Бытовые услуги; Высшее профессиональное образование; Дворцово-вотчинная система управления; Занятость; Инженер; Интерпретация; Информационное право; Искусство; Конкуренция (монополистическая деятельность); Конституция; Криминалистическая тактика; Мировоззрение; Миф; Мораль; Мораль; Мукомольно-крупяная промышленность; Налог; Общественно-педагогическое движение; Общественные отношения; Оценка; Понятие энергетических рынков; Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности; Приказная система управления; Производство серной кислоты; Рабочее время, время отдыха, оплата труда; Синтез аммиака; Система международных стандартов финансовой отчетности, аудиторской деятельности и бухгалтерского образования; Справедливость; Субъект познания; Университет; Философия; Финансы; Футурология; Школа; Экономикс; Экономическое поведение; Экопсихология развития.