Роль
Роль – модель поведения, часть статуса; стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенную позицию (или статус) в социальной структуре. Содержание роли составляют следующие элементы: социальные действия, социальные нормы, социальные ожидания. Статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие. Статус – структурная ячейка общества, роль – его динамический аспект. Принятие социальных ролей происходит в процессе социализации.
Понятие «роль» ввел родоначальник символического интеракционизма Дж.Мид, рассматривавший личность как динамичное сочетание ролей, а систематически развили его представители Чикагской школы (Р. Парк и др.). Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая, подготовительная (от 1 до 3 лет) – ребенок неосознанно имитирует поведение взрослых. Вторая, игровая (в 3-4 года) – дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья, заключительная (в 4-5 лет и более) – ролевое поведение становится осмысленным, появляется способность ощущать роль других людей. Вхождение в роль других людей развивает навыки видеть собственное поведение в связи с другими и ощущать на себе их реакцию. Через осознание других ролей формируется «обобщенный другой» – схема сравнения себя со стандартами и ценностями общества.
В 1930-40-е гг. понятие «роль» стало активно использоваться в социальных науках, началась разработка различных теорий. Дж. Морено создал концепцию «психодрамы» и использовал ролевые игры и ролевое обучение в психотерапевтических целях. В 1936 г. Р. Линтон дал определение роли, ставшее классическим и вошедшее во все учебники: роль – «динамический аспект статуса». Статус – позиция в социальной структуре, с которой связаны определенные права и обязанности, а роль – разыгрывание статуса в поведении, соответствующем ролевым ожиданиям, связанным с данным статусом. Между статусом и ролью устанавливалось однозначное соответствие. В 1949 г. Р.Мертон ввел понятие «ролевого набора» (совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу) и «ролевого конфликта» (предъявление к индивиду несовместимых ролевых требований, или ролевых ожиданий).
У Т.Парсонса роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент социальной структуры. Парсонс составил классификацию ролей, исходя их пяти основных характеристик:
- некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности, в то время как другие допускают откровенное выражение чувств;
- есть роли приписанные, а бывают – достигнутые;
- некоторые роли ограниченны, а другие носят диффузный характер;
- одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, другие позволяют устанавливать неформальные, личные отношения;
- разные виды ролей связаны с различной мотивацией.
К. Дэвис определяет роль как способ, которым индивид в данный момент времени выполняет требования своего положения. В обществе складывают известные традиции, которые говорят, что следует ожидать от роли жены и домохозяйки, а что вкладывается в понятие роли мужа и кормильца. Это некие нормативные эталоны, разделяемые массовым сознанием и регулирующие поведением огромного числа людей.
Наряду с социологией понятие роли широко используется в социальной антропологии (Р. Линтон, Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун, С. Ф. Нейдл), в теории малых групп (У.Томас, Ф.Знанецкий, Ч.Кули, Э. Джекобсон), в социальной психологии (Т. Шибутани, Э. Зандер и др.), в теории среднего уровня (Р.Мертон), в теории межличностных отношений (К. Рицлер, Э.Шелер), в социометрии (Я.Морено), в теории социализации и в психиатрии (З.Фрейд). Большое влияние на антропологию оказала концепция статуса и роли Э. Гоффмана (1961), получившая наименование «социально-драматургической». В ней подчеркивался «театральный» характер разыгрывания ролей, показывающий неполную идентификацию индивида со своей ролью, возможность психологического дистанцирования от навязываемых обществом социальных ролей. С ролью тесно связаны другие понятия: «ролевые ожидания», «ролевая напряженность», «ролевой набор», «ролевой конфликт», «ролевые требования» и т.п.
Выходные данные:
- Просмотров: 3107
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
История философии; Международное частное право; Методология социологии; Налоговое право; Политическая философия; Социальная структура, социальные институты и процессы; Социология; Философия; Юриспруденция;
Детализирующие понятия:Бюджет; Внимание; Девиация; Женское воспитание и образование; Институт социальный; Искусство; Конституция; Космическая газодинамика; Личность в истории; Международный договор; Общественные отношения; Память; Политизация; Политика; Причины нарушений режима конфиденциальности информации; Психологизм; Рефлексия; Российская школа трудового права и права социального обеспечения; Русская философия; Социализация; Социальная организация; Социальные отношения; Социальный институт; Социальный контроль; Социальный статус; Социология религии; Средневековая философия; Стратификация; Стратификация социальная; Структура социальная; Экстернализм; Юридическая деятельность; Юрист.