Зарегистрироваться

Социальная организация

Категории Социология | Под редакцией сообщества: Социология

Социальная организация –способ совместной деятельности людей, при котором она принимает форму жестко упорядоченного, регулируемого, скоординированного и направленного на достижение конкретных целей взаимодействия.

Слово “организация” пришло к нам из французского языка, куда в свою очередь попало из латинского: organizo – придаю стройный вид, устраиваю. Социальная организация – совокупность индивидов, ролей и других элементов, систематически взаимосвязанных между собой для достижения результатов, которые недоступны разрозненным индивидам. Социальная организация – структура, предназначенная для координации деятельности двух и более людей путем разделения труда и иерархизации власти для достижения общей цели. Это формулировки западных специалистов М. Ньюпорт, Р. Тревата, Д. Биддл, Р. Эвенден).

Под организацией понимают такую форму или такой способ совместной деятельности людей, при которой она выглядит четко упорядоченной, скоординированной, отлаженной. У организации есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников. Обычно под организацией мы понимаем учреждения, банки, предприятия, университеты, магазины. Примерами социальной организации служат также семья, политическая партия, преступная группа, правительство, симфонический оркестр, футбольная команда, клуб по интересам, совет учредителей.

Организация свойственна также иерархия –вертикальное расположение людей по рангам, и управление –механизм, упорядочивающий взаимодействие людей. Каждый человек в организации имеет четко поставленные цели и задачи, которые и призван выполнять. Такая система называется административной, или целевой.

Целевая структура – система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами функциональных обязанностей, штатным расписанием. Она включает в себя:

  1. распределение функций (горизонтальная организация) между бригадами, участками, цехами, отделами (структура и способы их действия оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами);
  2. субординацию должностей (вертикальная специализация) – объем и меру ответственности в принятии решений на разных уровнях;
  3. систему коммуникаций, т.е. средства и каналы передачи информации, которая движется «сверху вниз» (передача распоряжений, указаний, заданий) «снизу вверх» (отчеты подчиненных) и по горизонтали (консультация и обмен мнениями равных по рангу).

Все функции и обязанности, которые должен выполнять сотрудник в организации, записываются в его должностную инструкцию.

Таким образом, социальная организация – совокупность иерархически расположенных социальных позиций (статусов), выполняемых функций (ролей), форм деятельности, отношений и связей работников. В социальной организации единицей служит не индивид как таковой, а его роль. Поэтому социальную организацию можно определить как совокупность подобных ролей, объединенных в систему благодаря каналам коммуникации. Кроме того, социальная организация – это целевая группа, т.е. объединение людей, стремящихся к реализации определенных целей упорядоченным образом.

Общество немыслимо без социальной организации – банков, предприятий, университетов, магазинов, транспортной системы. У социальной организации есть свое название, устав, цели, сфера деятельности, порядок работы, штат сотрудников, головной офис, униформа и даже служебная машина для руководителя.

Однако главное, что привлекает к социальной организации внимание социологов, так это наличие в ней социальной иерархии, особой системы распределения ролей и статусов, сложной мозаики социальных отношений и взаимодействия, куда обязательно надо включить виды, типы и формы власти, лидерство, престиж, служебную карьеру, вознаграждения, санкции, нормы и правила поведения и т.п. Крупная социальная организация в миниатюре напоминает общество, ибо в первой мы найдем все то, что существует во втором. Разница лишь в масштабе: общественная иерархия состоит из больших социальных групп (классов, страт, сословий, каст), а организационная – из малых: высшая администрация, линейные руководители, штабные руководители, супервайзеры (низшие управленческие чины) и так называемые индивидуальные контрибьютеры – служащие и рабочие, не имеющие никого в подчинении.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.