Зарегистрироваться

Конфликт

Категории Социология | Под редакцией сообщества: Социология

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – спор, столкновение двух человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое обладает одинаково высокой ценностью для сторон. Социальный конфликт – одно из основных понятий социологии, которое всегда находилось в центре научного исследования. Начальный период в изучении конфликтов, заложивший основы изучения социального конфликта в социологии, связывается с именами Л. Гумпловича, Г. Ратценхофера, У. Самнера, А. Смолла и др. Г. Спенсер, рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. Примерно так же рассматривали социальный конфликт М. Вебер, называвший его «борьбой», Г. Ратценхофер, Л. Гумплович, А. Самнер, Ф. Теннис, Л. Уорд, Т. Веблен, Л. Р. Росс, А. Смолл, Ч. Кули, Ф. Гиддингс, У. Боттомор, К. Левин, У. Мур. Г. Зиммель, называя социальный конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации. К. Маркс анализировал прежде всего классовую природу социального конфликта. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения. Подобно Марксу, Зиммель полагал, что конфликт в обществе неизбежен, и считал одной из его основных форм конфликт между индивидом и обществом. Зиммелю приписывается и авторство самого термина «социология конфликта», и приоритет в ее основании. В отличие от Маркса Зиммель проявлял интерес к более широкому спектру конфликтных явлений, описывая конфликты между этническими группами, и между разными поколениями людей и культурами, и между мужчинами и женщинами и др. Но главное отличие социологии конфликта Зиммеля от идей Маркса – это вера в то, что конфликт может приводить к социальной интеграции и, обеспечивая выход враждебным чувствам, усиливать социальную солидарность. Последователями Маркса и Зиммеля являются немецкий социолог Р. Дарендорф и американский ученый Л. Козер. Их идеи стали концептуальной основой современной парадигмы конфликта: Дарендорф представляет диалектическую теорию конфликта в традиции диалектического подхода Маркса, Козер – конфликтный функционализм, развивающий идеи Зиммеля. Для Т. Парсонса конфликт дисфункционален, разрушителен и представляет собой «эндемическую» форму болезни социального организма. Разрабатывая структурно-функционалистскую модель, Р. Мертон видел в конфликте неизбежный момент развития общества. В зарубежных словарях социальный конфликт определяется как открытая борьба за ценности, собственность, ресурсы, доход, власть или за все это вместе взятое.

Основными структурными характеристиками конфликта являются участники, источники, условия, повод и причины возникновения, предмет (объект), формы и стадии, масштаб и разрешение конфликта. Источником конфликта служит неравное распределение власти и престижа между социальными группами и организациями. Субъекты конфликта (оппоненты) – участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации. Объект конфликта – то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Причиной конфликта выступает фундаментальное противоречие интересов или жизненных ценностей двух или больше социальных групп (классов, сообществ, общностей). Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие. Под масштабом конфликта понимают количество участвующих людей и серьезность последствий. Разрешение конфликта — это переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон. Существуют следующие способы решения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона.

Конфликт принимает разные формы и масштабы. Исходя из субъектов конфликта можно выделить следующие типы конфликта:

  1. межиндивидуальные;
  2. межгрупповые;  
  3. конфликты между ассоциациями;
  4. внутри- и межинституционлпные,
  5. конфликты между государствами.

 

Американский социолог К. Боулдинг предлагает подразделять конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон — это конфликты на уровне группы и организации. Его типологизация включает в себя:

  1. конфликты между индивидами;
  2. пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;
  3. конфликты между пересекающимися в пространстве группами;
  4. конфликты между гомогенными организациями (например, между государствами);
  5. конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью):
  6. конфликты между индивидом и группой (например, в семье);
  7. конфликты между индивидом и организацией (например, в государстве);
  8. конфликты между группой и организацией.

С ростом организованности конфликтующих сторон усложняется и сам конфликт. Социальный конфликт, дабы не путаться в терминах, можно назвать также общественным, подчеркивая тот факт, что такие конфликты происходят в любой сфере общества, а не только в социальной. В данном случае мы будем трактовать слова социальный и общественный как синонимы.

Общественные конфликты, в зависимости от сферы общества или иного критерия, правильно расчленять на следующие виды

  • политические конфликты – между странами, государствами из-за территории или престижа,
  • экономические конфликты – между любыми по численности субъектами по поводу денег или ресурсов,
  • культурные и религиозные конфликты – между лицами и группами по поводу разделения дефицитных духовных благ,
  • профессиональные конфликты – между профессиями или отраслями по поводу экономических или социальных ценностей,
  • этнические конфликты – между народами за территорию или лучшие условия проживания.

Поскольку конфликт – это парный поведенческий акт, его необходимо рассматривать с позиций двух субъектов взаимодействия. Возможны два его сценария:

  1. конгруэнция – представляет собой нарастающее подтверждение взаимных ролевых ожиданий партнеров, быстрое формирование у них общей картины ситуаций и возникновение эмпатической связи друг с другом;
  2. конфронтация – одностороннее или обоюдное неподтверждение ролевых ожиданий, расхождение партнеров в понимании или оценке ситуации и возникновение известной антипатии друг к другу.

 

Существуют типологии конфликтов, в основу которых положены различные основания: количество участников, степень, урегулирования, мотивы, длительность и т.п. По способу протекания конфликта, т.е. по критерию процесса, классификация конфликтов выглядит так:

Конфронтация – пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономичес­кими или социальными интересами. Как правило, она не принимает формы открытого столкновения, но предполагает оказание давления, негативную кооперацию, неустранимое разногласие.

Соперничество– борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, группы, организации. Цель соперничества – приобретение лучших профессиональных позиций и наград и признания коллег, содержание – демонстрация превосходства путем достижения общезначимых или престижных целей.

Конкуренция – особый типа конфликта, цель которого – поручение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. Конфликт же – это попытка достичь вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.

Стадии развития конфликта:

– первая – латентная – скрытое нарастание недовольства, неорганизованная форма его выражения, беспокойство в связи с нарушением привычного хода ритма жизни, выявление позиций потенциально противостоящих сторон;

– вторая – открытое выражение конфликта, пик социального напряжения – острота противоречий, конфликтной ситуации обнажена, осознается и проявляется в активных действиях сторон;

– третья – разрешение конфликта, уменьшение, снятие социальной напряженности посредством нахождения форм и методов преодоления кризисной ситуации, путей стабилизации обстановки и сотрудничества сторон.

Современная конфликтология накопила обширный арсенал методов разрешения конфликтов. К ним относятся:

  • компромисс – решение проблемы путем взаимных уступок,
  • приспособлениестремление сгладить противоречия за счет изменения своей по­зиции,
  • сотрудничество – попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон,
  • переговоры – мирная беседа обоих сторон по решению проблемы,
  • посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы,
  • игнорированиепопытка выйти из конфликта, уклоняясь от него,
  • соперничество, конкуренциябескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции,
  • предотвращение – попытка устранить на ранней стадии условия возникновения конфликта,
  • арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы,
  • управление – регулирование процесса с целью минимизации потерь и максимизации выигрыша,
  • применение силы, власти, закона – одностороннее использование этих власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее[1].

 

Ссылки

  1. Мастенбург У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996; Яновский А.М. Внутрифирменные конфликты – фактор психологической опасности предприятия // Управление персоналом. 1998. № 9. С. 44–49; Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 1992; Калашников Д.В. Переговорный метод управления конфликтом // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 105–111; Moore C.W. The Meditation Process, Practical Strategies for Resolving Conflict. San-Francisco,1986; Wehr P. Conflict Regulation. Boulder, Col.: Westview Press, 1979.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.