Политическое планирование
Политическое планирование — специализированная деятельность по определению целей и задач внутренней или внешней политики, оптимизации и регламентации политического процесса. Эти функции выполняют сами политические деятели, а также аналитические структуры и отдельные лица, специализирующиеся в сфере организационного обеспечения и информационного обслуживания политических институтов, организаций или публичных политиков.
В последние годы в политической жизни все большую роль играют центры политического планирования, функционирующие при органах исполнительной и законодательной власти или при международных организациях. Примером могут служить соответствующие подразделения в Администрации Президента России и Министерстве иностранных дел РФ, а также аналитические центры политического планирования во многих странах мира. Деятельность ряда подобных центров сконцентрирована по преимуществу на проблемах геополитического планирования и прогнозирования с целью установления нового мирового порядка (отдел политического планирования Государственного департамента США и др.). Политическое планирование иногда определяют как инженерию социальную, под которой К.Поппер понимал деятельность по проектированию, реконструкции и управлении социальными институтами, противопоставляя инженерию постепенных преобразований утопической и тоталитарной социальной инженерии (марксизму).
Политическое планирование (в отличие от прогнозирования) редко становится предметом беспристрастного изучения со стороны политологов и контроля со стороны общественности. Это объясняется рядом причин: необходимостью сохранять государственные и коммерческие тайны; особенностями подготовки и принятия политических решений, эффективность которых во многом зависит от фактора неожиданности; логикой информационного сопровождения политических событий и кампаний (создание информационных поводов, пошаговое программирование при осуществлении политических акций и т.п.). Политическое планирование также является недостаточно «прозрачным», т.к. в условиях глобализации резко сужается роль национального суверенитета, а стратегические решения все чаще принимаются в закрытых «политических клубах» и влиятельных организациях, неподотчетных национальным парламентам и не связанных международными договорами. Среди таких структур исключительную роль в геополитическом планировании играет «Большая восьмерка», объединяющая глав государств и правительств ряда промышленно развитых стран (Великобритании, Германии, Канады, Италии, России, Соединенных Штатов, Франции и Японии), но не являющаяся юридическим лицом и не имеющая статуса международной организации.
С одной стороны, закрытый характер политического и геополитического планирования обеспечивает оперативность согласования задач стратегического характера в условиях нестабильности и существенно снижает риски, возникающие из-за взаимного недоверия между лидерами стран или просто из-за потери времени. С другой стороны, эффективное политическое планирование должно быть максимально открытым, поскольку предполагает уважение к демократическим нормам и персонализирует ответственность на всех уровнях законодательной и исполнительной власти за ближайшие и отдаленные социальные последствия принимаемых решений. Политическое планирование включает в себя поиск альтернативных вариантов осуществления политики, для чего в недрах государственных структур и оппозиции создаются особые группы и бюро альтернативного планирования. Целенаправленный поиск альтернатив в процессе планирования и основанное на этом принципе сценарное прогнозирование позволяют устранять или минимизировать социальные, экологические, финансовые и собственно политические риски. Если вслед за И. Пригожиным признать, что время конструируется в каждый данный момент, а «человечество может принять участие в процессе этого конструирования»[1], то политическое планирование в самом широком понимании термина – это участие в конструировании исторического времени политическими средствами, которые доступны политикам и специалистам, обеспечивающим научное, информационное и организационное обеспечение политики.
Под политическим планированием в функционально-технологическом значении этого понятия понимается выполнение функций, обеспечивающих целенаправленную координацию и синхронизацию деятельности политических институтов, органов управления и контроля, разделение функций между органами и «ветвями» власти на всех ее уровнях, а также открытость властных структур для взаимодействия с институтами гражданского общества. Все это можно назвать «настройкой» политических механизмов в интересах сохранения устойчивости режима и политической системы или, напротив, в интересах ее дестабилизации (подобное политическое планирование может входить в число задач политической оппозиции). К политическому планированию относят организацию политических акций, разработку политических кратко-, средне- и долгосрочных стратегий, проектов и программ (например, партийных), подготовку, проведение и организационно-информационное сопровождение выборных кампаний, включая сюда и так называемое «планирование избирателей», то есть изучение и формирование их политических предпочтений. Особого внимания заслуживает политическое планирование, понимаемое как механизм политического воздействия на процесс комплексного развития территорий (городов, регионов, межгосударственных образований и союзов). Так, политическим аспектам регионального (пространственного) планирования уделяется первостепенное внимание в процессе строительства Европейского Союза, примером чему могут служить материалы конференций министров пространственного планирования (СЕМАТ).
Политическое планирование в узком значении этого выражения сводится к планированию рабочего времени (составлению временного графика и событийного плана) политиков и высших должностных лиц, правительственных и межправительственных органов, национальных и международных неправительственных организаций, являющихся акторами политики. Самое примитивное, но и самое распространенное толкование политического планирования низводит его к оказанию услуг по позиционированию заказчика информационной кампании — какой-либо политической партии, движения или действующего политика. Чрезмерно узкое понимание задач политического планирования превращает его разновидность бизнеса, в инструмент политического лоббирования или позиционирования отдельных личностей и групп влияния, что ведет к подмене политического процесса производством «информационных поводов», отвлекающих внимание общественности от сути реальных событий. Политическое планирование может рассматриваться и как область знания, а также образовательная стратегия при подготовке политологов.
Курс теории политического планирования читается на философском факультете МГУ.
Ссылки
- Пригожин И. Философия нестабильности. Вопросы философии, 1991. №6. С. 57. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 2741
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 07.10.2010
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Расторгуев Валерий Николаевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
:
Министерство иностранных дел РФ; Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, философский факультет;
Персоны:Поппер Карл Раймунд; Пригожин Илья Романович;
Категории:Геополитика; Законодательная власть; Исполнительная власть; Международные неправительственные организации; Политика; Политические институты; Политические партии; Политические процессы; Современная Россия;
Детализирующие понятия:Демократизация; Деятельность; Норма; Политика; Политические ориентации; Социальная инженерия; Социальные группы; Электоральное поведение; Электоральное участие.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия: