Зарегистрироваться

Миросистемная теория

Категории Политическая философия | Под редакцией сообщества: Философия

Миросистемная теория — политико-философская и социально-экономическая теория, трактующая мир как функционирующую в единых временных ритмах систему неоднородных связей, сложную, несимметричную сеть отношений, имеющую узлы и зоны господствующих и подчиненных взаимовлияний. Основоположником данной теории явился французский ученый Фернан Бродель (1902–1985).

Исходное понятие теории – это «мир-экономика», который есть не мировая (или всемирная) экономика, а «экономически самостоятельный кусок планеты, способный в основном быть самодостаточным, таким, которому его внутренние связи и обмены придают определенное органическое единство» (Ф. Бродель). Анализ нескольких веков истории международных политических и экономических отношений свидетельствует, по Броделю, о том, что различные «миры–экономики» не просто сосуществовали друг с другом, а в каждую историческую эпоху какой-то один мир-экономика становился господствующим в мире.

Для понимания сущности и динамики миров–экономик необходимо иметь в виду следующие два обстоятельства: во–первых, мир–экономика – это неоднородная социальная система. Она включает в себя, по меньшей мере, три уровня социальной общности – развитое небольшое ядро, не очень большая слаборазвитая и примыкающая к ядру полупериферия и громадная неразвитая периферия. Поэтому в каждом мире–экономике сосуществует нескольк способов производства – от рабовладельческого до капиталистического. Между этими слоями, зонами мира–экономики существовали всегда сложные и противоречивые отношения, но все они находятся в тесной взаимозависимости друг с другом.

Во-вторых, мир-экономика – это лишь одна из четырех сфер, составных частей (в их число Бродель кроме экономики включает политику, культуру и социальную иерархию), которые взаимодействуют друг с другом и образуют целостную общественную систему (“мир-система” в терминологии Броделя). Поэтому исторический процесс – это не только смена миров-экономик – основа процесса, – а это смена миров-систем. По мнению Броделя, данный процесс происходит следующим образом: «... Связный мир-система, который спокойно развивался, приходит в упадок или завершает свой упадок, и со многими отсрочками и промедлениями рождается другая система. Такой разрыв представляется как результат накопления случайностей, нарушений, искажений».

Миросистемный (броделевский) взгляд на историю нельзя отождествлять с положением о взаимосвязанности мировой истории. Миросистемность – это более широкое понятие и оно вскрывает более фундаментальные основы развития социума, чем взаимосвязанность этого социума. Последняя указывает лишь на существование необходимых отношений между различными частями мирового социума, на то, что «событие» в одной его части с необходимостью отражается, импульсируется во всех других частях. Миросистемность же развивает далее мысль о мировой взаимосвязанности, об относительно едином потоке временной ритмики мира–экономики (или мира–системы), в основе которого лежит фундаментальная и максимально длительная, «вековая тенденция» (trend) движения социума, малозаметная, с точки зрения Броделя, в каждый данный момент.

Важная часть теории – это интерпретация миросистемных переходов. Таких периодов в истории последних веков Ф. Бродель выделяет четыре: 1) от Венеции (город-центр) к Антверпену, 2) от Антверпена к Амстердаму, 3) от Амстердама к Лондону, 4) от Лондона к Нью-Йорку. В этих переходах Бродель выделяет две важнейшие характеристики: первая – переходные процессы имеют глобальный или интернациональный масштаб, переходные события и мероприятия охватывают целый ряд стран и даже регионов мира, и национальные (страновые перемены) являются элементами, составными частями единого и целостного переходного процесса. И вторая – этот интернациональный процесс в различных зонах мира-системы протекает не в одинаковых формах, ибо происходит сложная и комплексная трансформация мировых и национальных структур, которая включает в себя и катастрофические разломы, и революции, и реформы и т.д., происходящие одно- и разновременно в переходном универсуме мира-системы.

В результате этого процесса меняется господствующий мир-система (мир-экономика), а значит совершается миросистемная глобальная трансформация, в которой синтезируется линейное и циклическое время – поступательное восхождение на новую более высокую ступень промышленного и технологического процесса, с одной стороны, и завершение цикла повторяющихся явлений и тенденций развития и упадка соответствующего мира-экономики (мира-системы), с другой.

Миросистемные идеи Броделя не оставили равнодушными современный научный мир, где они приобрели как своих горячих приверженцев, так и непримиримых критиков. Среди наиболее крупных представителей западной науки, которые в настоящее время развивают теорию Броделя необходимо назвать И.Валлерстайна, который после смерти Броделя (1985 г.) возглавил в американском университете штата Нью-Йорк специальный Центр по изучению экономических и исторических систем и цивилизаций им. Ф. Броделя. Разумеется, это не единственный научный центр на Западе, где проводятся миросистемные исследования.

Но несмотря на многообразие миросистемных или шире – мироцелостных концепций, которые в последние годы возникают как на базе развития идей Броделя (сейчас такие концепции начинают разрабатывать и российские ученые, так и в результате критики этих идей, очевидно то, что данные исследования находятся на начальной фазе, на этапе формулировки и обоснования базовых принципов и положений, и говорить о новой (третьей) парадигме исторического процесса можно пока еще только гипотетически. Но очевидно также и то, что именно это направление научного поиска, движения к новому синтезу (начало ему положил Бродель) является наиболее перспективным и адекватным в изучении и осмыслении общественных, в том числе и переходных процессов.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.