Бурдье Пьер
Бурдье Пьер
социолог и философ, представитель постструктуралистского направления социальной теории, создатель теории социального поля, теории габитуса
- Годы жизни:
- 1930 — 2002
- Место рождения:
- д. Денгин, Франция
- Место смерти:
- Париж, Франция
Бурдье (Bourdieu) Пьер (1930-2002) – выдающийся французский социолог, философ, культуролог.
Родился в деревне на границе с Испанией, в семье почтового чиновника. Окончив в 1955 г. Высшую педагогическую школу, преподавал философию в лицее Мулена, в 1958 г. уехал в Алжир, где продолжил преподавательскую работу и начал социологические исследования. Из Алжира переехал в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 г. стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе. В 1975 г. основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал «Ученые труды в социальных науках», который наряду с «Французским социологическим журналом» считается ведущим социологическим изданием Франции. В 1981 г. избран действительным членом Французской академии и стал заведующим кафедрой социологии в Коллеж де Франс.
Его жизнь – попытка соединить карьеру ученого-социолога и интеллектуала-практика. В мае 1968 г. Бурдье поддерживал студентов, в середине 1990-х годов стал пламенным защитником безработных, активно разоблачал экономические доктрины неолиберализма и идеологию глобализации. Он проделал творческую эволюцию от философии к антропологии, а затем к социологии. Не удивительно, что важное значение имеет этическая сторона его учения, стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях общество.
Центральные идеи его теоретической концепции — социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус.
Социальное пространство представляет собой ансамбль разного типа социальных полей – религиозных, экономических, этнических, политических, культурных. Социальное поле – многомерное пространство позиций, в котором любая позиция, в свою очередь, представляет опять таки многомерную систему координат, значения которых коррелируют с соответствующими переменными. В качестве переменных могут выступать различные виды капитала – экономического, социального, культурного (символического).
Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфические типы власти. Отдельные агенты, группы агентов, классы и сферы общества (политическая, экономическая, религиозная и др.), выделенные по определенным свойствам, составляют субполя в социальном пространстве. Если эти свойства рассматриваются динамически, как социальные действия и взаимодействия, то субполя превращаются в поля силы. Люди, понимаемые как агенты социального процесса, производят практики и через них влияют на изменение социальной структуры. Каждому полю или субполю соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в нем как власть или как ставка в игре. Соотношение сил между социальными агентами в каждом субполе определяется композицией видов капитала. Субполя, как части единого социального поля, неравны между собой, они выстроены в иерархическом порядке таким образом, что социальный агент, занимающий вершину в одном субполе, окажется у подножья в другом.
Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религиозный, культурный «капитал», каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. На основании эмпирических исследований приходит к выводу о классовом характере культуры, искусства, образования.
Если социальное пространство структурировать по субъективному признаку, то на первый план выступит габитус. Габитус – система диспозиций, порождающая и структурирующая практику агентов, их представления; функционирует как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный стиль и образ жизни, которые отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события и ситуации.
Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.
Произведения Бурдье (26 монографий и десятки статей)[1] по методологии социального познания, стратификации общества, социологии власти и политики, образования, искусства и массовой культуры, этнографическим исследованиям переведены на все европейские языки. По силе воздействия на свою эпоху П. Бурдье сравнивают с Ж.-П. Сартром и считают самым крупным социологом современности.
Ссылки
- Bourdieu, Pierre. Distinction. A Social Critique of the Judgment of Taste / Trans. R. Nice. Cambridge: Harvard University Press. 1984; Bourdieu, Pierre. In Other Words: Essays Towards a Reflexive Sociology / Trans. R. Nice. Cambridge: Polity Press. 1990; Bourdieu, Pierre. Outline of a Theory of Practice / Trans. R. Nice. Cambridge: Cambridge U. P., 1977. На рус. языке: Бурдье П. Начала / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994; Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993; Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, Е.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесловие Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 3791
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 14.12.2010
- Версий: 13 , текущая: 13
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Онтология; Социальная структура, социальные институты и процессы; Социология культуры и духовной жизни;
Детализирующие понятия: