Зарегистрироваться

Идеалистический детерминизм

Категории Философия истории | Под редакцией сообщества: Философия

Идеалистический детерминизм – концепция, согласно которой при исследовании общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские философы XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: «Мнения правят миром». Но этот принцип не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах, потому что в действительной жизни оказывается, что мнений существует неограниченное количество, что каждый человек имеет свое собственное мнение. Правда, эти мыслители говорили, что речь идет не о мнениях и идеях всех людей, а только о мнениях критически мыслящих личностей, создающих идеальные модели общества и предлагающих их народу. Но ведь и критически мыслящих личностей тоже может оказаться огромное множество.

Гегель тоже исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. Понятие разума немецкий философ употребляет в разных смыслах. Во-первых, разум — это разум индивида; во-вторых, разум – это закономерное развитие истории; в-третьих, разум – это основа истории.

Всю историю Гегель превращает в историю мысли, которую нужно излагать и исследовать. «Гегелевское понимание истории предполагает существование абстрактного, или абсолютного, духа, который развивается таким образом, что человечество представляет собой лишь массу, являющуюся бессознательной или сознательной носительницей этого духа»[1]. Правда, при анализе конкретной истории Гегель дает замечательное изложение фактологического материала. Но тем не менее для немецкого философа главной детерминантой исторического процесса выступает идея.

Основоположник позитивизма О. Конт также утверждал, что основной социальной детерминантой являются идеи: «Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях».[2]

Рекомендуемая литература

Гегель Г. Лекции по философии истории. СПб, 2005

Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1993

Карсавин Л.П. Философия истории. С-Пб, 1993

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Собр.соч., изд. 2-е, т.3. М. 1955

Поппер К.-Р. Нищета историцизма. М., 1993

Семенов Ю.И. Философия истории. М., 2003

Ссылки

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С.93  ↑ 1
  2. Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1900. Т.1. С. 21  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.