Зарегистрироваться

Чалмерс Дэвид

Категории Философия сознания | Под редакцией сообщества: Философия

Чалмерс Дэвид

философ-аналитик, директор Центра сознания и профессор Австралийского национального университета.

философ-аналитик, директор Центра сознания и профессор Австралийского национального университета.

Настоящее имя:
Год рождения:
1966
Годы жизни:
1966 — н/а
Место рождения:
Австралия
Место смерти:
Разделы каталога:

Чалмерс (Chalmers) Дэвид (род. 21.04.1966) – австралийский аналитический философ, автор концепции «натуралистического дуализма», оказавший значительное влияние на философию сознания и философию языка. Получил математическое образование в университете Аделаиды. Продолжил обучение в Оксфорде, но затем переориентировался на философию и переехал в США. Защитил докторскую диссертацию «На пути к теории сознания» в 1993 г. в Университете Индианы под руководством Д. Хофштадтера. Работал в Вашингтонском университете (Сент-Луис) в 1993–1995 гг. и в Калифорнийском университете (Санта–Круз) в 1995–1998 гг. С 1999 по 2004 был профессором Университета Аризоны. С августа 2004 г. – профессор Австралийского национального университета в Камберре и директор Центра сознания при этом университете. В последние годы также работает в Нью-Йоркском университете. В 1995 г. в статье «Навстречу проблеме сознания» сформулировал «трудную проблему сознания» – почему функционирование мозга сопровоздается сознательным опытом? – и противопоставил ее «легким проблемам», связанным с изучением когнитивных функций. В книге 1996 г. «Сознающий ум: в поиске фундаментальной теории» Чалмерс намечает пути решения «трудной проблемы». Доказывая нередуцируемость сознательного опыта к физическим процессам с помощью мысленного эксперимента «зомби» и др. доводов, он вместе с тем не исключает того, что сами физические процессы являются чем-то несамодостаточным и требующим ментальной основы. Чалмерс также утверждает, что, независимо от истинности этой гипотезы, можно показать неразрывную связь сознательного опыта и функционирования определенных физических систем. С помощью ряда мысленных экспериментов – «блекнушие квалиа», «скачущие квалиа» и др. – он доказывает, что сознательный опыт связан не с материальной стороной его обладателя, а с его функциональной организацией. В любой материальной системе, в которой имеет место более или менее сложное внутреннее опосредование внешних данных и данных на выходе, т. е. где происходит обработка информации, можно, считает Чалмерс, допускать присутствие сознания. Работы Чалмерса вызвали многочисленные отклики. Полемизируя со сторонниками теории тождества ментального и физического, еще в «Сознающем уме» он разработал аппарат двумерной семантики, предназначенный для того, чтобы отвести возможный тезис о том, что ментальное и физическое связаны метафизической необходимостью в крипкеанском смысле. Суть двумерное семантики состоит в выделении двух уровней значения у терминов, которые обычно считаются жесткими десигнаторами. Обособление этих уровней, по мнению Чалмерса, позволяет защитить интуицию концептуальной обособленности физикалистских и понятий и ментального словаря.

Соч.: The Conscious Mind: In Search of a Fundamental Theory. N.Y., 1996; Facing Up to the Problem of Consciousness // Explaining Consciousness – The “Hard Problem”, ed. by J. Shear. Cambridge MA, 1997. P. 9–30; Moving Forward on the Problem of Consciousness // Explaining Consciousness – The “Hard Problem”. P. 379–422.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Чалмерс Дэвид

Название Год Текст Тип Действия
1. Сознающий ум
1993
Систематическое исследование «трудной проблемы сознания», оказавшее большое влияние на положение дел в современной философии сознания.