Зарегистрироваться

Деконстуктивизм

Категории Философия языка | Под редакцией сообщества: Философия

Деконстуктивизм – обозначение теоретического статуса новейших концепций в философии, социологии, истории, литературоведении и т. д., так или иначе основывающихся на принципе анализа текста, предложенном французским философом Ж. Дерридой, - принципе «деконструкции», который понимается часто как особое, постмодернистское настроение, принципиально новый, неантитетический способ философствования. Поэтому термин широко используется как синоним терминов «постструктурализм» и «постмодернизм».

Деконструктивизм достаточно условно типологизируется географически – различают американский, английский (например, Э. Истхоуп), немецкий (например, В. Вельш) и французский (прежде всего, это французские постструктуралисты Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан и Р. Барт позднего периода их творчества, Ю. Кристева и др.) деконструктивизм тематически, преимущественно в рамках американского деконструктивизма, выделяют литературоведческий (прежде всего, Йельская школа с П. де Мэном, М. Блумом, Д. Хартманом и др.), социологический, иногда его называют «левым» (Т. Ялтой, Д. Брэнкман и др.), герменевтический (выделяют, прежде всего, У. Спейнос), феминистский (ограниченность такого деления очевидна: во Франции его представителями оказываются «классики» постструктурализма – Ю. Кристева, Л. Иригарэ, Э. Сиксу и др., в США – Ж. Роуз, А. Снитоу, С. Бордо, Ю. Батлер и др.); а также по отношению к марксизму разделяют немарксистски (например, Д. Миллер, Д. Брэнкман и др.) и неомарксистски, а точнее «реалистически» (Ф. Джеймсон, М. Риан и др.) ориентированные течения.

Деконструктивизм исходит из дерридеанского понимания многослойности, неоднозначности текста и необходимости особого текстологического анализа – деконструкции, выявляющей такие опорные понятия и метафоры, которые указывают на несамотождественность текста, на перекличку его с другими текстами. Деконструкция, по мысли Ж. Дерриды, должна сделать очевидной внутреннюю противоречивость сознания и привести к новому письму, воплощающему «различение». Однако этот принцип, предложенный Ж. Лаканом в 1964 г., как считается, под влиянием М. Хайдеггера, и развитый в метод Ж. Дерриды в 1967 г., по-разному конкретизировался в различных концепциях, что спровоцировало неверное понимание деконструкции как деструкции.

Последователи Ж. Лакана делали акцент на акте смыслополагания, затем пытались, опираясь на идеи других постструктуралистов, прежде всего М. Фуко и Р. Барта, об области бессознательного, телесной экспрессии как единственной возможности противостоять репродуцирующим иерархию структурам языка, найти отличные от господствующей языковые практики – так формировался, например, философский постмодернистский феминизм. У Ю. Кристевой семиотическая доэдипова, процедура формирования знания, не контролируемая сознанием, в отличие от символической, способна наиболее адекватным, плюралистическим способом выразить желание и сформировать субъективную идентичность, у Э. Сиксу этот утопический выразительный язык получает наименование «женского письма», в противоположность бинарному, артикулируемому «мужскому», у Л. Иригарэй на смену фаллическому символизму должен прийти вагинальный. Несмотря на разнообразие предлагаемой терминологии, феминистская критика демонстрирует тесную связь идеи деконструкции с идеей децентрации. Речь идет о новом понимании языка, в котором нет центральных понятий, категорий, смыслов в более широком смысле слова, это преодоление «лого-фалло-онто-тео-фоноцентризма», это переход к новой модели культуры, не воспроизводящей иерархической ситуации «колониальности».

Деконструктивизм критичен (синонимом является «деконструктивистская критика») и ориентирован на задачу снятия иерархических оппозиций, прежде всего, в языке. Именно поэтому деконструктивизм оказывается одновременно практикой деконструкции – конкретным опытом анализа того или иного текста, выявлением маргинальных смысов и рядов метафор. Появление деконструктивизма исторически связывают с первыми демонстрациями деконструктивистского текстологического анализа в работах Р. Барта «S / Z» (1970) и Ю. Кристевой «Семиотика: исследования в области семанализа» (1969).

Последователи М. Фуко, к их числу можно отнести, например, представителей так называемых герменевтического и социологического деконструктивизма, больше внимания уделяют проблеме взаимообусловленности дискурсов. Специфические «формы знания» различных научных дисциплин образуют единый род прескрипций, воспринимаемый индивидом на бессознательном уровне. «Левый деконструктивизм», прежде всего, неомарксистский, или «реалистический» деконструктивизм, делает акцент на критике соответствующих институциональных практик того или иного исторического периода, предлагая все многообразие деятельности людей, понимаемой в структуралистской традиции как дискурсивные, то есть речевые практики, рассматривать как некий «социальный текст». Согласно этой точке зрения, общекультурный дискурс идеологически редактируется и служит господству одной части общества над другой. Задача философа – демистифицировать идеологические мифы путем деконструкции различных типов дискурсивных практик как «риторических конструктов».

Литературная критика Йельской школы опирается на интерпретацию понятия деконструкции, данную П. де Маном, которая, в свою очередь, восходит к ницшеанскому перспективизму: прочтение текста и придает ему смысл, который также, в свою очередь, оказывается неоднозначным. Литература и критика, таким образом, совпадают по своим задачам. Нет и не может быть окончательной интерпретации, и задача исследователя-критика-читателя – выявить в тексте те «разрывы смысла», в которых мы можем найти эту неоднозначность интерпретации текста в целом. Критичность дерридеанского принципа иногда становится апофатической: проблематичным становится даже «непонимание». Основные идеи Йельской школы, изложенные в так называемом «Йельском манифесте» - сборнике 1979 г. «Деконструкция и критика», считаются основополагающими для современного американского литературоведения.

Исследователи отмечают и ряд «национальных» особенностей деконструктивизма: так, для французского деконструктивизма в целом характерна направленность деконструкции на весь «культурный интертекст», а для американского характерен интерес к деконструкции конкретных художественных произведений.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.