Зарегистрироваться

Психологизм

Категории Философия языка | Под редакцией сообщества: Философия

Психологизм - это общее название для обозначения философско-методологического движения, которое явным образом может быть прослежено в истории развития логики, философии, интеллектуальной культуры в целом, по крайней мере, в течение последних 150 лет. Спор вокруг самого термина психологизм и его идей породил движение антипсихологизма, что, в свою очередь, повлекло за собой необходимость оттачивания аргументации по оправданию каждой из обозначенных сторон антитезы “психологизм - антипсихологизм” в качестве единственно правильной, с точки зрения представителей соответствующих сторон.

Критическая реконструкция данного спора позволяет утверждать, что основные идеи спора, но без использования соответствующей терминологии, могут быть прослежены в истории логики и философии в течение последних четырех столетий, начиная с философских размышлений Дж. Локка и Р. Декарта. Циклы спадов и подъемов споров вокруг самого термина и обозначаемых им идей, включая современность, порождают своеобразные “миры” психологизма и антипсихологизма в культуре. Понятия же “психологизм” и “антипсихологизм”, представляющие эти миры, оказываются нечеткими множествами, своеобразными открытыми системами, все ещё продолжающими накапливать свои элементы.

Сложности, заложенные в любые попытки дать строгое определение психологизма, связаны, в частности, с тем, что содержание понятия “психологизм” оказывается:

  • зависимым от множества характеристик, принадлежащих различным философско-методологическим принципам и направлениям, в частности, антропологизму, релятивизму, скептицизму, другим;
  • нагруженным в философской литературе множеством негативных коннотаций.

Немногие авторы склонны характеризовать свои собственные теории как психологистические или самих себя как сторонников психологизма. В то же время многие философы охотно характеризуют другие теории как психологистические. Как заметил Франц Брентано, реакция на слово “психологизм” у многих “благочестивых философов” подобна реакции ортодоксальных католиков на термин “модернизм”: “они начинают креститься так, словно сам дьявол заключен в них”[1]. Проще говоря, психологизм - это то, в чем философы обвиняются, и то, по отношению к чему они стремятся доказать свою непричастность. Негативные же коннотации какого-либо термина снимаются очень непросто. Все это свидетельствует о том, что необходим критический методологический анализ сущности этих терминов.

Такой анализ текстов в различных областях науки и культуры позволяет выделить 24 варианта характеристик психологизма и 22 варианта характеристик антипсихологизма. В то же время анализ показывает, что, несмотря на все различия в интерпретациях психологизма, можно выделить то общее, что делает теорию психологистической в самых разных областях науки и культуры. Это, во-первых, утверждение методологического и теоретического превосходства психологии над всеми другими науками, во-вторых, декларация необходимости построения других наук на базе психологии, в-третьих, выделение решающей роли субъекта в науке и культуре. Отношение к субъекту, выявление его места в процессах, исследуемых в конкретных науках, сферах культуры, подчеркивание основополагающей роли субъекта или полное отрицание его значения в каждой конкретной сфере является важнейшей линией противостояния между психологизмом и антипсихологизмом. Вместе с тем эти основные характеристики могут индивидуализироваться в каждой конкретной философской концепции.

Рекомендуемая литература

Сорина Г.В. (1993) Логико-культурная доминанта. Очерки теории и истории психологизма и антипсихологизма в культуре

Ссылки

  1. Brentano, 1973, p. 306  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.