Зарегистрироваться

Бикамерализм

Категории Законодательная власть | Под редакцией сообщества: Законодательная власть

Бикамерализм – двухпалатная структура парламента. Обе палаты называются и действуют раздельно и, как правило, имеют разный набор компетенций и различные правила формирования.

 

Распространение двухпалатных парламентов

В середине 20 века в мире наблюдалась тенденция к уменьшению числа стран, имеющих вторую палату парламента. Известны, например, случаи Швеции и Дании, перешедших к однопалатному парламенту. В последние десятилетия 20 века стала проявляться другая тенденция к переходу на двухпалатную структуру парламента. За последнюю треть ХХ в. количество вторых палат в общенациональных законодательных органах власти  выросло до 67. Если в начале 1970-х годах двухпалатные парламенты были в 45 странах мира, то в 2008 г. их количество достигло 70. Еще порядка десяти государств готовятся перейти к двухпалатной структуре своих парламентов.

Двухпалатные парламенты действуют во всех крупнейших государствах мира кроме Китая. Двухпалатные парламенты имеются во всех 24 федерациях, в т.ч. в Индии, США, России, Бразилии, Нигерии, Германии, Австралии. Из крупных государств с населением не менее 50 млн. человек однопалатные парламенты имеют только Китай, Индонезия, Пакистан, Южная Корея, Турция и Украина. Для современной Европы однопалатный парламент нетипичное и ограниченное мелкими и средними государствами явление.

 

Формирование и полномочия двухпалатных парламентов

Как правило, при формировании верхней и нижней палат парламента используются разные механизмы. Нижняя палата обычно избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами: посредством непрямых, косвенных выборов (например, Франция, Австрия, Германия) или прямых (например, США, Италия, Япония). В федеративных государствах верхняя палата парламента представляет интересы входящих в них государственных образований – субъектов федераций. Поэтому она формируются на основе представительства субъектов федерации. Например, в Сенате США заседают по два сенатора от каждого штата. В Бундесрате ФРГ при определении количества депутатов от земель учитывается численность населения. В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания) или их члены назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования, например, более высокий возрастной ценз.

В большинстве парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних. Например, во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты. Верхние палаты не могут влиять на их принятие[1].

По принципу бикамерализма построено Федеральное собрание Российской Федерации, в которой верхняя палата является органом представительства субъектов Федерации[2]. В 1990 г. Верховный Совет РСФСР был заменен первым свободно избранным органом государственной власти – Съездом народных депутатов с двухпалатным Верховным Советом в качестве постоянно действующего органа. В 1993 г. ему на смену пришло двухпалатное Федеральное Собрание. Депутаты Совета Федерации первого созыва избирались по регионам прямым голосованием населения на двухгодичный срок и должны были работать на непостоянной основе. 5 декабря 1995 г. был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации, согласно которому в верхнюю палату парламента вошли по должности руководители исполнительного и законодательного органов власти всех (кроме Чечни) регионов. Пять лет спустя очередная парламентская реформа вновь изменила порядок формирования второй палаты – до 1 января 2002 г. место руководителей регионов в ней должны были занять их представители: один – назначаемый высшим должностным лицом, другой – избираемый законодательным собранием каждого субъекта РФ.

Ссылки

  1. О зарубежном и отечественном опыте бикамерализма см., напр.: Федосов П.А. Двухпалатные парламенты: Европейский и отечественный опыт //Полис (Политические исследования). 2001. № 1. С. 168-179.; № 2. С. 163-177. – Режим доступа: http://nwapa.spb.ru/sajt_ibo/gos_duma_polnotekst/fedosov.htm  ↑ 1
  2. О реализации принципа бикамерализма в России см.: Федосов  П.А. Указ. соч.; Ремингтон Т. Бикамерализм и Совет Федерации России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 3. С. 68-77.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.