Зарегистрироваться

Эмпирические исследования культуры в России

Категории Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Социология

На протяжении ХIХ–ХХI веков в нашей стране проводились многочисленные эмпирические исследования, раскрывавшие самые разные стороны культурной жизни общества – от читательских интересов и посещения библиотеки, уровня грамотности и музыкальных вкусов до форм проведения досуга, структуры свободного времени и молодежных субкультур.

В дореволюционный период эмпирические исследования проводились по следующим направлениям: социология чтения (социология книги), изучение грамотности населения, социология образования, социология интеллигенции, социология досуга, бюджеты времени и др.

Интерес к социокультурной проблематике – к отношению простого народа к дворянской культуре, уровню грамотности населения и его влиянию на развитие культуры, статистике чтения и читательским предпочтениям, роли образования в обществе, его формам и механизмам распространения, вопросам просвещения и многим аналогичным темам – пробудился в русской общественной мысли еще в ХIХ веке.

В России социология в сильной степени была ориентирована на историю и публицистику. Так, например, высоко оценивается вклад в развитие социальной мысли выдающихся русских писателей Н.Чернышевского, М.Салтыкова-Щедрина, Г.Успенского, М.Горького, Э.Энгельгардта. В сознании читателя XIX века литература была не только «изящной словесностью», но и основой духовного бытия нации. Социологический подход к анализу общественных явлений и литературных процессов прослеживается в сочинениях Н.Г.Чернышевского, Д.И.Писарева и Н.А.Добролюбова. В архивах выдающегося русского драматурга А.В.Сухово-Кобылина историки обнаружили до сих пор еще неопубликованный трактат “Всемир”, в котором один из разделов посвящен социологии. На протяжении всей истории отечественной социологии наблюдался взаимный “исход” социологов в публицисты и публицистов в социологию.

Другой особенностью исследований культуры в России середины и второй половины XIX в. было обостренное внимание к социальной роли религии. Соответствующие исследования, начатые работами славянофилов А.С.Хомякова, Ю.А.Самарина и др., были затем продолжены Н.Я.Данилевским и целой плеядой религиозных философов и социологов «серебряного века». При значительном различии социальных позиций школ и направлений становящейся российской социологии для всех них в центре находилось изучение творческого влияния культуры на общественную жизнь. Можно утверждать, что в конце XIX – начале XX вв. в России конституируется как особая научная дисциплина теоретическая социология культуры[1].

Начиная с  70-х гг. XIX в. в стране организуются первые социологические исследования в сфере культуры, опирающиеся на методы опросов, бесед, наблюдения читателей. Значительные исследования грамотности рабочих, состояния воскресных школ, быта разных слоев населения были осуществлены земствами. Благодаря земствам впервые в истории России медицина пришла к крестьянам, а в селах появились учителя. Первоначально вопросы образования изучались на базе общих исследований, а позднее земства стали организовывать и специальные обследования, как основные, так и текущие. Первым специальное обследование провело Тверское земство (1875–1876), затем Московское (1882–1883), Новгородское (1884–1885) и Воронежское (1884–1885).

Земства проводили и специальные монографические исследования. Так, Московское земство в 1894 г. издало работу И.П. Боголепова «Грамотность среди детей школьного возраста в Московском и Можайском уездах», Херсонское земство – работы Н.И. Борисова по изучению продолжительности учебного периода (1897) и о влиянии экономических факторов на просвещение (1898). С 90-х годов ряд земств создали специальные статистические справочно-педагогические бюро. В 1893 г. Тверское земство создало справочно-педагогическое бюро, которое возглавил основоположник земской школьной статистики Ф.Ф. Ольденбург. В результате анализа источников школьной статистики он впервые в России составил относительно исчерпывающую сводку о народных школах всех типов и наименований за 1892–1893 гг. и на основе этих материалов дал характеристику уровня развития начального образования в городах и сельских местностях.

Статистика просвещения была представлена школьной статистикой. Первая школьная перепись была проведена в 1880 г. Серьезный сдвиг в развитии земской школьной статистики произошел после школьной переписи в 1911 г. и особенно после общеземского съезда по школьной статистике, состоявшегося в Харькове 12–18 июня 1913 г. Некоторые земства занимались и внешкольной статистикой – библиотек, музеев, выставок, курсов для взрослого населения, народных чтений, книжной торговли и распространения литературы среди населения. Большое внимание земская статистика уделяла изучению грамотности сельского населения. Например, уже в 1860—70-х годах земства Костромской, Московской, Псковской и Харьковской губерний стали изучать степень распространения грамотности среди населения с группировкой его по полу и по занятости отхожими промыслами. Изучение грамотности стало важной частью программ земских подворных переписей[2]. К 1916 г. текущая школьная статистика как самостоятельная систематическая деятельность по изучению народного образования велась в 20 губернских и в 72 уездных земствах.

Одно из наиболее развитых направлений того времени – изучение народного чтения как показателя уровня культурного развития и просвещенности народа. Например, были опубликованы три программы по сбору сведений о народной грамотности, о чтении и читательских предпочтениях народа, о его культурном развитии. Две первых программы (Д.М. Шаховского – 1885 г. и А.С. Пругавина – 1887 г.) не дали результатов, а программа Н.А. Рубакина – 1889 г. получила 458 откликов из разных регионов России. Эти материалы, дополненные личными наблюдениями автора программы во время работы с читателями народных библиотек, послужили основой для интереснейшего исследования, содержащего типологию народного читателя и являющегося, по существу, социологическим, хотя автор этого термина не употребляет[3].

В Москве А.Д.Ярцев изучал зрительскую аудиторию в народных театрах при Трехгорной мануфактуре, фабриках Цинделя и Тили[4].

В первые годы Советской власти, когда к грамоте приобщались широкие народные массы, исследования читательского спроса буквально за десятилетие превратились в самостоятельную область прикладной социологии[5]. В Институте истории искусства в 1924 г. был создан сектор социологии, а в Академии материальной культуры, по инициативе Н.Я.Марра, организована комиссия по социологии искусства. Было проведено большое количество исследований, направленных на изучение средств массовой информации, а также связанных с проблемами образования и воспитания. Изучалось общественное мнение, интересы читателей, а также зрителей театра и кино (М.Загорский, В.Федоров, П.И.Люблинский, М.А.Смушкова, Я.М.Шафир, А.Д.Авдеев, А.А.Бардовский, А.В.Трояновский, Р.И.Егизаров. С.Ауслендер, А.М.Гельмонт и др.). В своих исследованиях А.В.Трояновский и Р.И.Егиазаров ставили три задачи: изучение художественных вкусов зрителей, коммерческих сторон работы кинопроката и мнений зрителей о качестве работы кинотеатров. Исследования состава зрителя театра прифронтовой полосы проводил во время выездов в отряды Красной Армии Передвижной театр П.П.Гейдебурова. Интересную статью «К вопросу об изучении зрителя» написал В.Шкловский[6].

Проводимые исследования оказывали большую помощь государственным организациям в ликвидации неграмотности и культурной отсталости.

Первые крупномасштабные исследования в области социологии образования связаны с именем выдающегося российского социолога и экономиста С.Г.Струмилина. В 1924 г. на материале, включающем около 50 тыс. профессиональных карточек ленинградских рабочих, 2800 «карточек-формуляров» по двум крупным московским учреждениям – Наркомпроду и Московскому почтамту, а также данные всесоюзных и республиканских переписей населения, им изучался уровень школьного образования рабочих и служащих, условия и характер труда учителей, учебная нагрузка и зарплата и т.д.[7]. В области педагогики и воспитания осуществлялись обследования мировоззрения учащихся выпускных классов; образовательного ценза учителей; исследовалось экономическое положение рабочей молодежи, в частности, на рабфаках и т.п.[8]

В апреле-мае 1936 г. в печати прошла дискуссия о культурности, в центре ко­торой – связь между личной гигиеной, личным достоинством и культурой производства. В контексте обсуждения производственных вопросов звучали призывы к работникам обратить внимание на себя: «надо просто следить за собой», «культурно себя держать». Комсомольская пресса вела кампанию против языкового бескультурья, клеймила ни­щий, тусклый, приблатненный жаргон комсомольских лидеров и призвала к борьбе за правильный литературный язык.

Со второй половины 1930-х годов массовые опросы как особый канал, при помощи которого широкие слои общественности получили открытую информацию о своем обществе, прекратились.

Массовые социологические обследования в нашей стране возобновились только в 1960-е годы. Стихийно складываются социологические центры: на Урале в Свердловске (М.Н.Руткевич), в Перми (З.Файнбург), в Ленинграде (В.Ядов и А.Здравомыслов), в Москве (Г.Осипов, Ю.Левада, Н.Наумова, В.Колбановский и др.), несколько позднее в Новосибирске (В.Шубкин, Т.Заславская, Р.Рывкина, В.Шляпентох) и Тарту (Ю.Вооглайд, М.Лауристин, П.Вихалемм). Здесь стали создаваться первые социологические подразделения (лаборатории, группы, сектора).

В середине 1960-х годов проводились исследования общественного мнения и аудиторий центральных газет (Б.А. Грушин, В.Э. Шляпентох), ленинградский проект «Человек и его работа» (руководитель В.А. Ядов) в течение десятилетий служил методологическим эталоном для социологов, в Новосибирске активно изучались профессиональные ориентации школьников (В.Н.Шубкин), начал выпускаться сериальный сборник «Социальные исследования», и вообще социологическая библиотека насчитывала уже десятки наименований[9].

Начавшийся в середине 1960-х годов «книжный бум» привлек внимание социологов к динамике читательского спроса в библиотеках[10]. Одно из выборочных исследований, осуществленных в то время, показало, что из 200 тысяч томов 61 тысяча никогда читателям не выдавалась, а всего в библиотеках страны из 3,3 млрд книг около 1 млрд лежат «мертвым грузом»[11].

Анкетирование зрителей театра провели А.Н.Алексеев, О.Б.Божков, В.Н.Дмитриевский, изучением телевизионной аудитории занимался Б.М.Фирсов, концертной деятельности – Ю.В.Капустин, духовной жизни молодежи – С.Н.Иконникова и В.Т.Лисовский в Ленинграде. Здесь же на рубеже 1960–1970-х гг. велась активная работа в области социологии науки. Она связана с именами Ю.С.Мелещенко, И.И.Леймана, И.А.Майзеля, С.А.Кугеля, М.Г.Лазара и др. Социологи НИИ Министерства культуры РСФСР провели анализ деятельности клубных учреждений республики, состава их работников, исследовали структуру чтения у представителей разных социальных групп города и села. Серьезная научная информация получена об аудитории телевидения, кино и театра, ее интересах, запросах, предпочтениях и т. д. В репертуаре кинотеатров, как показало исследование свердловских социологов 1967 г., особой популярностью пользовались индийские мелодрамы; среди телевизионных передач лидировали «КВН». В совокупном репертуаре драматических театров России первое место по количеству постановок и посещаемости публики заняли развлекательные пьесы. Зафиксировано резкое падение посещаемости клубных учреждений, театров, кинозалов[12].

Свердловские социологи зафиксировали, что в 1970-х – начале 1980-х гг. происходит серьезное расслоение общества в культурном отношении. Исследования позволили выявить типологические группы, различающиеся по направленности и содержанию культурной деятельности:

  • ориентированные на высокую – классическую и современную – культуру, на чтение, прослушивание симфонической музыки, регулярное посещение театров, библиотек, художественных выставок, филармонических концертов. В основном это гуманитарная интеллигенция, которую почти не встретишь в обычных кинотеатрах или молодежных клубах;
  • ориентированные на популярные развлекательные жанры: эстраду, легкую музыку, телешоу, иностранные кинокомедии; они читают мало, в основном детективно-приключенческую литературу, но часто посещают кинотеатры и клубы. В массе своей это инженерно-технические работники (ИТР), учащаяся молодежь, служащие-неспециалисты, рабочие;
  • предпочитающие традиционную народную культуру, нередко в сочетании с эстрадными программами. Ее костяк составляют жители села – крестьяне, для кого старый телевизор – чуть ли не единственный источник информации;
  • ориентированные на массовую культуру, в основном западного образца. Это – постоянные зрители зарубежных фильмов, аудитория бесчисленных вокально-инструментальных ансамблей, нередко самого низкого качества. В театры и на выставки они практически не ходят, основное занятие в свободное время – дружеские компании и бесцельное времяпрепровождение. Костяк группы – учащиеся профтехобразования и средних школ[13].

Пермские социологи (З.И.Файнбург) выдвинули ряд оригинальных проектов и собрали материалы об интересах и структуре читателей научной фантастики, о влиянии функциональной музыки. Приоритет в социологическом изучении клубных учреждений во многом принадлежит челябинским социологам, руководимым В.С.Цукерманом, автором книги «Музыка и слушатель». Многолетние исследования роли духовной культуры в развитии личности проводились в Нижнем Новгороде Л.А.Зеленовым.

В начале 1960-х годов в Академгородке под Новосибирском под руководством В. Н. Шубкина были начаты крупные исследования социологических проблем образования[14]. Изучались объективные и субъективные факторы, влияющие на систему образования в целом, профессиональные склонности выпускников средних и неполных средних школ, выбор профессии, трудоустройство, жизненные пути молодежи; престиж различных занятий и видов труда; социальная, профессиональная и территориальная мобильность; эффективность производственного обучения в школах, проблемы профессиональной ориентации. Новосибирское исследование В.Н.Шубкина получило высокую оценку в США и было названо социологической классикой[15]. По новосибирской методике стали проводить обследования в других регионах страны. Исследования проводились в Ленинградской области, в десяти областях центра России, в Латвии, Эстонии, Узбекистане, Таджикистане, Армении, среди малых народов Сибири и Дальнего Востока. В последующий период (1970–1980 годы) количество публикаций по социологии образования увеличилось в два с лишним раза и, достигнув максимума в 1975–1979 гг., стабилизировалось на уровне примерно 150 в год[16].

На рубеже 1960—70-х годов социологи зафиксировали наметившуюся ориентацию на развлекательное, зрелищное кино. Комедия и мелодрама, всевозможные приключения пользовались тогда особой популярностью, обеспечивали полный аншлаг.

Активно изучались читательские предпочтения, им посвящались десятки академических и прикладных исследований, а также разовые локальные опросы, проводимые редакциями газет и издательств. Так выяснилось, что первое место в читательских интересах работающей молодежи в середине 1980-х годов занимали романы. За ними следовали детективы и повести, рассказы, фантастика и историческая литература. У всех категорий населения отмечен низкий интерес к политической, экономической, философской, технической литературе, публицистике и мемуарам[17].

Эмпирические исследования зрительской аудитории кинематографа активно продолжались в 1980-90-е годы. В середине 1990-х годов самыми посещаемыми стали западные игровые фильмы – боевик, триллер, эротический фильм.

В 1989-1991 гг. под руководством член-корр. АН СССР Н.И.Лапина Центр изучения социокультурных измерений Института философии РАН разработал и реализовал Программу мониторинговых всероссийских исследований «Наши ценности и интересы сегодня». Эта комплексная программа ориентирована на выяснение динамики базовых ценностей населения и его социальной структуры как взаимосвязанных факторов трансформации кризисно реформируемого общества, изучение трансформации современного российского общества, формирование новых социокультурных групп, консолидированных общими интересами и ценностными ориентациями[18].

Итогом почти двадцатилетних научных изысканий коллектива Отдела экономики искусства Государственного института искусствознания Российской академии наук стало комплексное исследование художественной жизни современного общества, завершившееся в 2001 г.[19]

Ссылки

  1. Коган Л. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. М., 1998. C. 325.  ↑ 1
  2. Абрамов В.Ф., Живоздрова С.А. Земская статистика – национальное достояние // Социс. 1996. № 2. С. 89–102.  ↑ 1
  3. Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике. СПб., 1895. С. 33–35.  ↑ 1
  4. Артист. 1897. № 110.  ↑ 1
  5. Банк Б., Виленкин А. Крестьянская молодежь и книга (Опыт исследования читательских интересов). М.: Молодая гвардия, 1929; Как и для чего нужно изучать читателя. М.; Л., 1926; Фридьева Н., Валика Д. Изучение читателя. Опыт методики. М.; Л., 1927; Бек А. Книга и рабочая молодежь // Рабочий читатель. 1925. № 10.  ↑ 1
  6. Шкловский В. К вопросу об изучении зрителя // Советский экран. 1923. № 50.  ↑ 1
  7. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Наука, 1982. С. 107.  ↑ 1
  8. Колотинский П.Н. Опыт длительного изучения мировоззрения учащихся выпускных классов. Краснодар: Красная новь, 1929.  ↑ 1
  9. Батыгин Г. Преемственность российской социологической традиции // Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. М., 1998. С. 23–44.  ↑ 1
  10. Книга и чтение в жизни небольших городов. М., 1973; Книга и чтение в жиз­ни советского села: проблемы и тенденции. М., 1976; Динамика чтения и читательского спроса в массовых библиотеках. Вып. 1–2. М., 1976–1977.  ↑ 1
  11. Первоушина Л. Письмо издателям про миллионы нечитанных томов // В мире книг. 1973. № 3. С. 16.  ↑ 1
  12. Коган Л. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. М., 1998. С. 332.  ↑ 1
  13. Коган Л. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации // Социология в России. М., 1998. с. 329.  ↑ 1
  14. Шубкин В.Н., Артемов В.И., Москаленко Н.Р., Бузукова Н.В., Калмык В.А. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудустройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях / Под ред. А.Г. Аганбегяна и В.Н. Шубкина. Новосибирск: НГУ, 1964.  ↑ 1
  15. Lear J. An interrogation of public opinion in the USSR // Saturday Review. 1968. 5 oct.  ↑ 1
  16. Социология образования. Библиографический указатель публикаций на русском языке / Отв. ред. В.С. Собкин. М.: ЦСО РАО, 1993. С. 4.  ↑ 1
  17. Шереги Ф. Э. Структура читательских предпочтений // Социс. 1986. № 3. С. 116–127.  ↑ 1
  18. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. М., 1994.  ↑ 1
  19. Художественная жизнь современного общества. В 4-х томах. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб., 1996; Т. 2. Аудитория искусства в России вчера и сегодня. СПб., 1997; Т. 3. Искусство в контексте социальной экономии. Спб., 1998; Т. 4. Государственная культурная политика в документах и материалах. Кн. 1–2. СПб., 2001.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.