Зарегистрироваться

Ценности

Категории Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Социология

Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, рмантическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.

Вечные, не подвергающиеся переоценкам, культурные ценности составляют основу морали общества. Мораль– это система правил предпочтения самих ценностей. Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.

Если обобщить все многообразие конкретных проявлений, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придется выделить семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества: истина, красота, добро, польза, господство, справедливость, свобода.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды всегда могут выбирать придерживаться им этих или иных ценностей. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи применяют термин ценностные ориентации. Они указывают на индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высоко чтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение – ценностной ориентацией. Изучая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социологи могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руководствоваться на работе и в быту, б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы.

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространенные привычки соблюдать личную гигиену (чистить зубы, сморкаться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают ценностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Предписания – это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письменной, формальной или неформальной).

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму “не убий”, предлагают идти на фронт и убивать врагов. В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма – затруднительный выбор между двумя равными возможностями.

Люди научились различными способами разрешать (полностью или частично, реально или иллюзорно) ценностные конфликты. К примеру, православие и католичество не дают надежды на спасение неправедно нажившему богатства человеку: богатый да не войдет в царство Божье. Чтобы избежать нравственного конфликта, русские купцы жертвовали громадные деньги на развитие искусства и строительство приютов для бедных. И не от щедрости души. Так они замаливали грех стяжательства.

Ценности – общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали десять заповедей предусматривают сохранение человеческой жизни (“не убий”), супружескую верность (“не прелюбодействуй”) и уважение к родителям (“чти отца своего и мать свою”).

Ценностей нет у животных и практически, они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в ходе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей – результат правильной социализации, а не ее предпосылка.

В основе иерархии ценностей лежит выбор или предпочтение одних ценностей другим. Предпочтение – это субъективный процесс распределения социальных благ по степени их приоритетности. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет. К примеру, к традиционным ценностям американской культуры относятся личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи как признак благополучия, уважение к науке. А в русской культуре вместо индивидуализма всегда ценился коллективизм, который уважительно называют иногда соборностью, вместо личного успеха ставилось общественное благо, выгоду и утилитаризм заменяли сострадание и милосердие. В то же время такие ценности, как упорный труд и уважение к науке высоко ценятся не только в американской, но и в русской культуре.

Ценности изучаются в рамках социологии морали. Этот термин сто с лишним лет назад ввел в научный оборот Э. Дюркгейм. Он считал, что социология должна стать наукой о социальных фактах – моральных нормах и верованиях, создающих общество как солидарность. Социолог изучает нравы, обычаи, правовые установления, а также экономические явления в той степени, в какой они становится предметом моральных установлений. Социология морали наблюдает, анализирует, сравнивает их и постепенно приходит к объясняющим законам. Дюркгейм утверждал, что нравственные максимы как социальные факты состоят из правил поведения, предполагающих санкции. П.Сорокин искренне верил в возможность существования социологии морали как самостоятельной области знания. Социологическим проблемам морали, права и криминалистики, анализу механизма эволюции форм социального контроля посвящены многие его работы, в том числе его самое крупное исследование «Преступление и кара: подвиг и награда. (Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали)» (1913). В центре внимания Сорокина оказывается поведение людей, а «общественная мораль» сводится им к эмпирически наблюдаемым проявлениям: к дозволенным, запрещенным и рекомендованным формам поведения.

Одними из первых ценности и ценностные ориентации эмпирически начали исследовать американских социологи У.Томас и Ф.Знанецкий. В своем труде «Польский крестьянин в Европе и Америке (1918-1920)»[1] обозначили ценностью любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к социальным ценностям. Термин «ценностные ориентации» впервые ввел Т. Парсонс[2]. По мнению представителей социального интеракционизма Дж.Мида и Е.Ферриса социальные установки личности выступают субъективным аспектом объективных ценностей, а интериоризация, т.е. усвоение этих ценностей является функцией процесса социализации внутри человеческой группы. Известный американский социолог М. Рокич[3] различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Одно из наиболее знаменитых исследований ценностных ориентаций связано с именем М. Розенберга, изучавшего роль ценностных ориентаций при выборе профессии (1957). Целый ряд крупных исследований ценностных ориентаций проведен под руководством антрополога К. Клакхона (1949, 1956, 1959, 1967). Важное место занимали межкультурные сравнительные исследования (1956), где основательно изучались ценностные ориентации самых различных групп американского общества.

В исследованиях, проведенных В.А. Ядовым, В.Б. Ольшанским, М.Х. Титмой и другими было установлено, что степень совпадения ценностных ориентаций и реального поведения может колебаться, что ценностные ориентации не всегда становятся мотивами поведения. На существенный диссонанс между ценностными и поведенческими характеристиками обращают внимание А.А. Табунс, П.М. Попова, И. Трапенциере и другие. А.А. Табунс считает, что ценности – есть ориентиры, в соответствии с которыми человек строит свое осмысление действительности, а не организует поведение.

По мнению З.И. Файнбург, система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру, ее вершина – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. У В.А. Ядова вершину иерархии ценностей личности составляет жизненный идеал – социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. По данным А.А. Горбаткова иерархическая структура «положительных» ценностных ориентаций личности не совпадает с иерархической структурой «отрицательных» ценностей. Они являются относительно самостоятельными подструктурами, соотношение которых является одной из существенных характеристик личности.

Американский социолог Р. Инглхарт выделяет две системы ценностей – «материалистическую» (материальное благосостояние экономический рост, безопасность, благосостояние и т. д.) и «постматериалистическую», где доминируют гармоничных отношений между людьми, духовное развитие и самореализация личности. Данные кросс-культурных исследований, проведенных в 40 странах под руководством Р. Инглхарта, показали, что хотя постматериальные ценности больше всего распространены в богатых странах Запада (США, Швеции, Японии, Австралии и т.д.), где их разделяло в 1990 г. от 20 до 33% населения, они начинают проникать и в менее развитые страны, скажем Турцию и Мексику (чуть менее 20%). Хуже всего постматериализм представлен в Южной Азии, экваториальной Африке и постсоциалистических странах, в том числе России (11%). Тем не менее, в период 1981–1990 годов в совершенно различных по экономике, социальному укладу и культуре обществах происходили одинаковые сдвиги в отношении к институтам и нормам, регулирующим нашу жизнь. Так, в подавляющем большинстве стран, независимо от типа исповедуемой религии (ислам, католицизм, буддизм и синтоизм), упал престиж церкви как высшего морального авторитета. В сфере семейных и сексуальных отношений наблюдается тенденция к ослаблению традиционных норм. Так, в США, Венгрии, Японии, а особенно сильно – в Аргентине (в два раза) возросла доля опрошенных, одобряющих женщин, воспитывающих детей без мужа[4].

Проблемы морали широко дискутируются в рамках общей социологии, когда речь идет и кризисе морали в современном обществе, а также эмпирически исследуются как частный вопрос или отдельная сторона главной темы в рамках других отраслевых направлений социологии, не обязательно напрямую связанных с социологией культуры, как например, при исследовании преступности и девиантного поведения. Ее тематику часто включают в курсы социальной философии, этики, культурологи, философской антропологии и даже политологии.

 

 

Ссылки

  1. Thomas W.I., Znanecki F. The Polish Peasant in Europa and America. Boston, 1918–1920.  ↑ 1
  2. Parsons T. The Structure of Social Action. N.Y., 1937.  ↑ 1
  3. Rokeach M. The Nature of Human. Values. N.Y., 1973.  ↑ 1
  4. Inglehart R. Modernization and Postmodernisation. Cultural, Economic and Political Change in 43 Societies. Princeton, 1997. P. 369-385.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.