Зарегистрироваться

Культурная стратификация

Категории Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Социология

Культурная стратификация – иерархически выраженные различия людей, принадлежащих к одной доминирующей культуре, но различающихся субкультурными, речевыми характеристиками, образом жизни, досуговыми и культурными предпочтениями, если такие различия обусловлены разницей в материальном положении (социальном статусе) людей.

Ученые давно обнаружили тесную взаимосвязь, существующую между социальным положением человека и его культурой, будь то манера говорить, одеваться или проводить досуг. Высшие классы больше увлекаются элитарной культурой, а низшие – массовой. Женщины и мужчины предпочитают разные виды досуга. Хотя различие между двумя полами относится не к стратификации, а к социальной дифференциации, само понятие стратификации в связи с культурой следует понимать много шире – как различие форм культуры в зависимости от занимаемого статуса. Именно социальный статус задает направленность культурных интересов личности, стиль ее досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов престижности, представлений о собственном достоинстве, общемировоззренческих установок и т.д.

Патрик Вест[1] выделил следующие типы культурной стратификации и статусных предпочтений:

Статусная диффузия – формы досуга и потребления из одной страты, как правило высшей, перенимаются другими как средство повысить свой собственный статус.

Статусное отдаление – отказ высших страт от тех символов, которые прежде принадлежали исключительно им, потому что теперь ими пользуются все.

Статусное разъединение – разрыв тесной связи, некогда существовавшей между социальным положением индивида (статусом) и формой проведения досуга (примером служит рыбная ловля).

Межстатусные групповые барьеры – давление группы на своих членов с целью не допустить проникновения своих символов и ценностей в чужие группы и чужих ценностей в свою группу.

Примером барьера служит запрет священнослужителям заниматься многими видами светского досуга как греховным делом, существование закрытых групп, особенно тайных и религиозных сект, подпольных и террористических организаций, масонских лож, которые запрещают разглашать тайные ритуалы, обеты, формулы клятвы, знаки отличий и пр. непосвященным.

Исследования показывают, что а) высшие страты ведут более богатую и разнообразную жизнь во время досуга, чем низшие страты, б) виды досуговой активности среди богатых получают популярность не обязательно потому, что требуют дорогой экипировки, например, у них популярны гольф и теннис, хотя увлечение мотоциклетными гонками, распространенное в низших стратах, являются более дорогим увлечением[2].

В современном обществе, как отмечают социологи, то, что на досуге делает человек, меньше зависит от его статуса и социального положения, нежели от его личных пристрастий, склонностей и увлечений. Тем не менее, связь между социальным статусом и способом проведения досуга все еще дает себя знать. К примеру, низший класс проводит больше времени за картами и распитием спиртного, чем высший, чернокожие американцы меньше занимаются водным спортом и лыжами, чем белые, молодежь, в сравнении с пожилыми, предпочитает подвижные формы отдыха.

Стратификация затронула отношения между полами. К примеру, в мусульманских странах мужчинам разрешается ходить по улице с открытым лицом, а замужней женщине нет (хотя девочки могут не носить чадру) – ее статус изменился. В традиционном обществе мужчины и женщины отдыхали порознь, совместный досуг – достижение современного общества. До сих пор в итальянских или греческих деревушках мужчины проводят вечер в кафе или на углу улицы, а женщины – дома или в гостях у соседки.

Раньше богач ехал на лошади, а бедняк на осле. Сегодня оба имеют автомобили: богач разъезжает на «Мерседесе», а бедняк на «Шевроле». Оба они играют в гольф, хотя богач занимается им в престижном частном клубе, а бедняк – на дешевой общественной площадке. Таким образом, общество становится все более однородным по формам проведения досуга, доступного всем классам, чем раньше. Но это лишь в тенденции. Тем не менее, полагает Томас Кэндо, наше общество все еще сильно стратифицировано. Богач занимается другим по качеству гольфом, нежели бедняк. Хотя одни и те же развлечения и формы досуга доступны всем слоям общества, огромное значение имеет то, на каком месте – в партере или на галерке – вы сидите в оперном театре[3].

Культурно-речевая стратификация– иерархическое распределение групп населения по культурным и речевым признакам, по уровню речевой культуры. Речевая культура, стиль и богатство языка различаются у разных социальных групп. У дипломатов, сельских учителей, юристов, водителей или актеров различается культурно-речевая среда, т. к. различаются уровень образования, сфера общения, доступ к культурным ценностям (картинным галереям, музеям, театрам, музыке, книгам). Язык не только дифференцирован (разнообразен у социальных групп), но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы.

Выделяют следующие основные формы языка: литературный язык, народно-разговорный язык, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты. Формы языка иерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные.

Литературный язык– главная форма существования национального языка, воплотившая в себе все духовные достижения народа, превосходящая другие богатством, обработанностью и строгостью. Им владеет высокообразованная часть общества.

Народно-разговорный язык– стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования.

Просторечие– нелитературный стиль обиходно-разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города и деревни. Просторечие– совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка. В ХIХ в. русское просторечие было языком городских масс. В его состав входили городской мещанский говор, говор низших слоев, говор необразованных классов.

Территориальный диалект – бесписьменная форма языка, ограниченная бытовой сферой общения, одним географическим районом и социальным классом, а именно крестьянством.

Диалекты – исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родоплеменном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности.

Социальные диалекты (социолекты) – условные языки и жаргоны, носителями которых выступают различные слои горожан.

Культурно-речевая стратификация может формироваться не только внутри одной нации, говорящей на одном языке, но также между различными этносами, общающимися на разных языках и занимающими неравное положение в социальной и культурной иерархии. Как люди, так и языки обладают неодинаковым престижем, статусом, рангом. История свидетельствует, что в колониальных странах европейские языки, на которых говорили португальские, испанские, французские и английские колонизаторы, являлись привилегированными и занимали более высокое место, чем местные языки. В странах Карибского бассейна официальным языком является один из европейских языков. И в то же время есть другой язык, на котором говорит большинство населения. На Гаити им является креольский. На официальном французском здесь говорит меньшинство, а именно 15%.

Культурно-речевой статус – принадлежность человека к конкретному типу языковой культуры – высокому литературному языку, просторечию, диалекту. Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении. У интеллигента такой статус выше, чем у рабочего. Он получен не столько благодаря финансовому положению, сколько более высокому уровню образования и духовным устремлениям человека.

Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться. По употребляемым словам и выражениям можно судить о том, из какого социального слоя происходит говорящий, где именно он живет (город, село, область), в каких условиях происходила социализация, т. е. кто и как на него влиял, какие книги он читал, с кем дружил.

Ссылки

  1. West P.C. Status group processes, leisure behavior and regional recreation demand projections: a sociological approach. New York: American Sociological Association, 1976.  ↑ 1
  2. Kando, Thomas M. Leasure and popular culture in transition. St. Louis: The C.V.Mosby Co., 1980. Р. 69.  ↑ 1
  3. Ibid., Р. 166.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.