Совесть
Совесть – способность человека самостоятельно оценивать свои поступки, мысли и желания, соотнося их с представлениями о должном и совершенном, а так же – требовать от себя исполнения нравственных обязанностей. С. имеет две основных формы выражения: до определенного этически значимого поступка она выступает как зов (призыв) к исполнению обязанности, после – как сожаление по поводу совершенного (угрызения С.) или же удовлетворенность им. С. манифестирует себя как внутренний голос, сокровенное Я человека, выступающее с позиций полной беспристрастности по отношению к наличным желаниям и склонностям индивида. С. является механизмом абсолютно автономной моральной саморегуляции и в отличие от самых рафинированных форм стыда не требует не только реального суда общественного мнения над человеком, но и его воспроизведения в воображении. С. настоятельно предписывает совершать должные поступки даже в тех условиях, когда их содержание никак не может стать достоянием гласности.
Вместе с тем генетически С. является продуктом развития стыда через выделение такой его формы как «стыд перед самим собой» (формулировка Демокрита). Так как голос С. выражает результат соотнесения эмпирического состояния личности с идеей морального совершенства (нравственным идеалом), неудовлетворенность человека собой и переживание вины, являются ее необходимым коррелятом. Их отсутствие может свидетельствовать либо о неразвитости механизмов нравственной самооценки, либо о моральной самоуспокоенности, что отчетливо фиксирует афоризм А. Швейцера: «чистая С. – изобретение дьявола». Парадоксальность феномена С. задается тем, что она является внутренним голосом самого человека и способом присутствия в его духовном мире абсолютных и универсальных ценностей. Отрыв С. от абсолютных и универсальных ценностей, ее отождествление с поиском аутентичного существования означает самоуничтожение морального сознания. Но точно такое же самоуничтожение происходит в случае ее отрыва от индивидуального самоопределения. Обе эти опасности могут быть устранены за счет выделения той сферы, в которой суждения С. отдельного человека, расходящиеся с общепринятыми стандартами оценки, не могут подвергаться внешней критике и не находятся под презумпцией ошибочности. Так постулируется свобода С. в отношении не только религиозных, но и некоторых нравственных вопросов. В современной католической моральной теологии она находит выражение в определенной независимости С. от «учительства церкви» (magisterium). Споры по границах этой независимости существенно влияют на обсуждение проблем биоэтического характера (допустимость аборта, использования контрацепции и т.д.) и проблем сексуальной морали. В светской либеральной этике та же проблематика оформляется с помощью близкого к С. понятия – понятия «моральной целостности», или «честности перед собой» (moral integrity).
Рекомендуемая литература
Бербешкина А.З. Совесть как этическая категория. М.: Высшая школа, 1986
Карринг Г. Совесть при свете истории // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Совесть, труд, счастье. М.: ИНИОН, 1995. С. 210-254
Conscience: Theological and Psychological Perspectives / ed. by E.E. Nelson. New York: Newman Press, 1973.
Выходные данные:
- Просмотров: 1199
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.10.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Прокофьев Андрей Вячеславович
- профессор, доцент; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:Категории:Детализирующие понятия: