Зарегистрироваться

Долг

Категории Этика | Под редакцией сообщества: Философия

Долг - содержание нравственных ценностей, выраженное в качестве правила поведения и обращенное к индивиду как нравственная необходимость. Понятие «Д.» предполагает конкретизацию универсальных требований морали в отношении отдельных лиц и ситуаций, в которых они находятся. Таким образом, Д. раскрывается через систему нравственных обязанностей человека. Одновременно под Д. понимается наиболее общий мотив поведения нравственной личности, заключающийся в уважении к нормативным предписаниям морали. Именно поэтому неправильно понимание Д. только как внешнего понуждения.

Исторически употребление термина Д. (греч. δεον – букв. насильственное опутывание) в моральном значении восходит к Демокриту, но впервые подвергается этическому анализу в стоицизме, где Д. - обязанность, реализующая себя не в области блага и зла, а в более узкой сфере надлежащего. У Цицерона, сформировавшего модель античного и средневекового понимания Д., раннестоическое понятие «надлежащего» преобразуется в представление об «обыкновенных» обязанностях, которые обращены не только к мудрецам, но ко всем людям как членам общества. Лишь гораздо позднее, в особенности у И. Канта, через понятие Д. начинает раскрываться все основное содержание морали. Смысловое пространство, связанное с моральным долженствованием, упорядочено с помощью следующих понятий-маркеров: «недопустимое», «допустимое», «обязательное» и «сверхдолжное». Соотнесение доступных к совершению действий с этими понятиями позволяет моральному субъекту выстраивать оптимальную в нравственном отношении линию поведения. Понятие недопустимого означает, что какое-то действие прямо противоположно моральному долгу, что на его совершение в данной ситуации наложен нравственный запрет. Понятие допустимого предполагает, что какое-то действие не попадает под моральный запрет, однако, при этом его совершение не вменяется человеку какой-либо из моральных норм. Понятие «обязательное» применяется по преимуществу к тем поступкам, в которых находят свое воплощение не запреты, а позитивные моральные предписания. Если какая-то из доступных человеку альтернативных стратегий поведения является обязательной, то другие возможные стратегии должны быть отброшены, даже если сами по себе они не является нарушением нравственного запрета (то есть находятся в сфере морально допустимого). Область сверхдолжного занята поступками, которые находятся за пределами требований долга не в силу их запрещенного или морально безразличного характера, а в силу чрезвычайно высокой степени самопожертвования, требующейся для их совершения. Поступки такого рода и по намерениям, и по результатам соответствуют основной ценностной установке морали (добру), они выражают отношение к другому человеку как к цели, однако, по общему мнению, их совершение превышает духовные возможности среднего «добропорядочного человека».

Рекомендуемая литература

Гусейнов А.А. Долг и склонности // Вопросы философии. 19981. № 10. С. 94-107

Engstrom S., Whiting J. Aristotle, Kant, and the Stoics: Rethinking Happiness and Duty. New York: Cambridge University Press, 1996

Heyd D. Supererogation: Its Status in Ethical Theory. NY: Cambridge U.P., 1982

Scanlon Th. What We Owe to Each Other Cambridge: Harvard University Press. 1998. 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.