Зарегистрироваться

Башляр Гастон

Категории Социология культуры и духовной жизни | Под редакцией сообщества: Социология

Башляр Гастон

философ, культуролог, эпистемолог и методолог науки; представитель французского неорационализма; исследователь психологии художественного творчества, интерпретатор поэтических текстов, повлиявший на становление западной социологии культуры

философ, культуролог, эпистемолог и методолог науки; представитель французского неорационализма; исследователь психологии художественного творчества, интерпретатор поэтических текстов, повлиявший на становление западной социологии культуры

Настоящее имя:
Год рождения:
1884
Годы жизни:
1884 — 1962
Место рождения:
г.Бар-сюр-Об, Франция
Место смерти:
Париж, Франция
Разделы каталога:

Башляр (Bachelard) Гастон (1884–1962) – видный французский философ, культуролог, эпистемолог и методолог науки; представитель французского неорационализма; исследователь психологии художественного творчества, интерпретатор поэтических текстов, повлиявший на становление западной социологии культуры.

Профессионально заниматься философией Башляр стал достаточно поздно, специального философского образования не получил, большую часть жизни провел в провинции.

Окончил местный коллеж. В 1907–1913 гг. – почтовый служащий в Париже. В 1914-1919 гг. – участие в Первой мировой войне. В 1920 г. – лиценциат по философии. В 1920-е годы преподает физику и химию, в 1927 г. защищает в Сорбонне докторскую диссертацию «Опыт приближенного знания». В 1934 г. выходит его труд под названием «Новый научный дух», в котором Башляр закладывает основы направления в эпистемологии, известного как «новый рационализм».

С 1940 по 1954 – профессор Сорбонны по кафедре истории и философии науки, одновременно директор Института истории науки. В 1940 г. выходит книга «Философия «не», в 1947 г. – «Формирование научного духа», в 1949 г. – «Прикладной рационализм», в 1950 г. — «О природе рационализма», в 1953 г. – «Рациональный материализм».

Его называли “последним учеником Леонардо да Винчи”, имея в виду универсальные познания и его вклад в различных сферы культуры: философию науки, эпистемологию, поэтику воображения, литературную критику. Башляр являлся представителем критического рационализма (неорационализма), выдвинул концепцию «нового научного разума», где пытался осмыслить диалектику современного научного познания (Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987).

Башляр считал, что в современный период меняется образ науки, стандарты и идеалы научности. На смену уверенности в окончательности научных истин приходит понимание их условности и относительности, научная истина выступает как постоянное «исправление ошибок»; взамен характерного для классической науки дисциплинарного построения знания все большую роль играет междисциплинарность. Особая роль принадлежит «полемическому разуму», т. е. критике устоявшихся мнений и концепций. Философия «обновленного рационализма» предполагает анализ культурно-исторической обусловленности науки.

Эпистемологические взгляды Башляра формировались во многом под влиянием принципа дополнительности Бора, а также идей Брюнсвика и Гонзета, опиравшихся в своих работах на новейшие достижения современного естествознания; он стремился сделать науку и поэзию дополнительными, связать их как две противоположности. Идеи Башляра о взаимной непроницаемости сфер науки и поэзии, связь между которыми устанавливается отношениями дополнительности, оцениваются как одно из самых глубоких в истории французской культуры ХХ в. проникновение в сущность культуры.

Параллельно с эпистемологией, Башляр работает в сфере культурологии. В своих работах Башляр постоянно возвращается к мысли о первоначальной целостности и нерасчлененности человеческой деятельности. Он считает, что поэтическое воображение не производная, а основная сила человеческой природы, сила естественная, материальная. Творчество всегда первично, будь то чтение или письмо, интуиция, отражение или подражание.

Башляр много занимался исследованием деятельности поэтического воображения. Он называл поэзию мгновенной метафизикой. Ибо цель поэта – выразить сокровенную тайну бытия, раскрыть в стихе свое видение мира и загадку собственной души. Великая поэзия не следует за жизнью, но предвосхищает ее, проникает в ее сокровенные недра. Первоматерия художественного творчества, согласно Башляру, включает четыре стихии, известных еще с античных времен, или поэтическим первоэлементам: вода, земля, воздух, огонь. Элементам поэтической субстанции посвящены самые значительные произведения Башляра – “Психоанализ огня”, “Вода и мечты”, “Воздух и мечты”, “Земля и мечтания воли” (Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993; Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. Пер. с франц. М., 1999).

Его тетралогия рассматривает вещные стихии как психически окрашенные элементы воображения, которые анализируются методом «психоанализа вещей». В третьей части тетралогии, посвященной воздуху, рассматриваются такие метафорические понятия, как ветер, туманность, облака, воображаемое падение и др. Главными героями здесь выступают «поэты высоты»: Ницше и Шелли (Гофман представлял у Башляра стихию Огня, Эдгар По и Суинберн – стихию Воды).

Башляр не первым обратился к художественному анализу философских первоэлементов. Задолго до него это сделал русский поэт К. Бальмонт, который в своей «Записной книжке» (1904) писал о том, что «Огонь, Вода, Земля и Воздух – четыре царственные Стихии, с которыми неизменно живет моя душа в радостном и тайном соприкосновении. Огонь – всеобъемлющая тройственная стихия, пламя, свет и теплота, тройственная и седьмеричная стихия, самая красивая из всех…» Но именно Башляр дал глубокую философскую интерпретацию идеям, известным с античных времен. Автор экстравагантной теории, предполагающей сведение всего разнообразия метафор к четырем универсальным физико-поэтическим элементам, Башляр пытался найти собственный метод анализа текста, считая самыми подходящими психоаналитический, феноменологический и рационалистический. На огромном историко-культурном материале он исследует метафизику и поэтику стихий, как они преломляются в творчестве мыслителей и художников. В книгах “Поэтика пространства” и “Поэтика мечты” используется другой метод исследования художественного творчества – феноменологический. Башляр полагал, что поэты и живописцы — прирожденные феноменологи.

Философское наследие Башляра очень велико, и интерес к нему не уменьшается. Прямыми наследниками и учениками Башляра в области литературной критики являются Р.Барт, Ж.Пуле, Ж.Старобински, Ж.Жанет, Ж.-П.Ришар, Ж.Рикарду.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.