Зарегистрироваться

Экономическое поведение

Категории Экономическая социология | Под редакцией сообщества: Социология

Экономическое поведение (действие) – поведение людей, добровольно или вынужденно руководствующихся рыночными целями, законами и ограничениями. Таково широкое определение экономического поведения. Более узкая трактовка предполагает сознательное стремление к выгоде (прибыли), минимизацию своих усилий и имеющихся в наличии ресурсов, но максимизацию своей прибыли и выгоды. Подобным образом ведут себя отдельные люди, фирмы и экономика в целом, если они представляют собой рационально устроенные системы, предпринимающие только или преимущественно целесообразные действия. А это означает перебор вариантов экономического действия, его последствий и выбор наилучшего решения.

Выстраивая линию экономического поведения, люди ориентируются на свои потребности, цели, интересы, мотивы и ценности. Это строительный материал внутренней структуры экономического поведения. Внешняя структура определяется не психологическими, а экономическими параметрами: соотношение спроса и предложения, ставка капитала, банковский процент и т.п. Устраиваясь на работу, индивид руководствуется не только собственными желаниями (устроиться на престижную должность), но и реальными предложениями на рынке труда. Его сберегательное поведение будет ориентировано на количество имеющихся у него средств, банковский процент и уровень инфляции. Исходя из них, население решает, нести ему деньги в сберкассу или хранить их под подушкой.

Экономике как системе ведения рационального хозяйства столько же лет, сколько и самому обществу — 40 тысяч. Она лучше всех других институтов общества обслуживает нужды, потребности и запросы людей. Человеческие нуж­ды чувство настоятельной необходимости удовлетворе­ния основных надобностей. Люди нуждаются в пище, одеж­де, чувстве безопасности, ощущении принадлежности к группе, уважении. Такова биологическая природа людей.

Потребности специфическая форма удовлетворения человеческих нужд. Нуждающийся в пище американец ис­пытывает потребность в гамбургере, жареной картошке и коле. К этому приучили его общество и практикуемая в нем культура фаст фуд – быстрого питания. Но голодный житель острова Мав­рикий, скорее всего, предпочтет плоды манго, рис, бобы и че­чевицу. В Японии традиционным угощением являются кагами-моти – изделия из клейкого риса в виде приплюснутых шарообразных лепешек. Если нужды человека ограниченны, то его потребнос­ти не знают пределов. Они формируются и видоизменяются под влиянием обще­ства и культуры, социальных институтов (таких, как церковь, школа, семья), традиций и привычек народа.

Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.

Спрос это уже экономическая категория, выражающая потребность в определенных товарах, которые вы можете купить, исходя из возможностей своего кошелька. Многие мечтают о загородном доме, пятикомнатной квартире и автомобиле «Mercedes», но мало кто может позволить себе все это. Потребности превращаются в спрос, когда за ними – покупательская способность человека.

Для экономистов потребности – двигатель торговли. Кому нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей? Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли промышленности, которые кроме того называют индустриями, например индустрия туризма, пищевая индустрия, оборонная индустрия и т.д., конкурируют в борьбе за потребителя.

Удовлетворить нужды, потребности и спрос населения призваны экономические блага – товары и услуги, с помощью которых человек реализует свои желания. Экономические блага делятся на долговременные, предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные, исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

Наши потребности отражают не только ограниченность и нужду, но служат внутренним побудителем к экономической деятельности самого разного рода – открывать полезные ископаемые, добывать их из земли, превращая в ресурсы производства, изготавливать товары и оказывать услуги, покупать в магазине продукты питания, а на биржеакции.

В общественной и частной жизни люди и шага ступить не могут, не затрагивая экономических отношений. Договариваясь о работе, покупая товары на рынке, считая свои доходы и затраты, требуя выплаты зарплаты и даже собираясь в гости, мы – прямо или косвенно — касаемся экономики.

Вы еще не появились на свет, а ваши родители уже задумываются, во что им обойдется содержание ребенка, хватит ли семейного дохода на то, чтобы не просто одеть, прокормить, отдать вас в школу (сегодня многие из них частные), но еще и поставить «на ноги». Но вы выросли, и отныне все заботы по содержанию семьи ложатся на ваши плечи. Возвращаясь уставшим с работы, вы все же облегченно вздыхаете: главное, что она есть. А миллионы других людей не имеют и ее.

Символом и главным двигателем экономики выступают деньги. Под их наличие или отсутствие выстраиваются наши желания, потребности, интересы. Наличие денег делает нас довольными и успокоенными, а их отсутствие ведет к неудовлетворению, а порой к отчаянию и преступлению.

Мы испытываем разочарование в магазине, где нам приглянулась очень нужная, но дорогая по нашим доходам вещь. На ней остановился наш экономический выбор – предпочтение наилучшего товара или услуги. Но осуществить его мешают наши ресурсы – деньги в кошельке.

Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Сюда относятся все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, необходимые для создания товаров и оказания услуг. Но далеко не все, что сотворено природой или человеком составляет ресурсы. Ресурсом становится только то, что может быть задействовано в производстве и приносить деньги.

Ресурсы – это средство создания благ. Благо – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Выше других ценятся дефицитные блага, а именно то, чего недостает. Пропала в магазинах крупа и стала дефицитным благом.

Когда в стране урожай и хлеб дешев, мы выкидываем его на помойку, кормим им голубей, кидаемся на уроках. Но стоит случиться неурожаю, а ценам вырасти в 10-30 раз, как хлеб тут же станет дефицитным благом. Дефицитные блага обладают ценностью.

Дефицитным благом можно сделать не все что угодно, а только то, в чем нуждается человек, т.е. в чем у него есть потребность. И вновь мы говорим о потребностях. Без них никуда, ибо потребность, в переводе на язык экономики – это спрос. А он рождает предложение. Общество строит заводы и открывает химчистки потому, что спрос на автомобили и чистую одежду резко подскочил.

Ресурсы иначе называются факторами производства. Чаще мы ощущаем их недостаток, нежели избыточность. Редкость ресурсов – их важнейшее качество. Оно проявляет себя в ограниченности отдельных видов ресурсов, несоответствие их количества тому, которое необходимо для удовлетворения потребности производства.

Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных и трудовых ресурсов, основного капитала для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества.

Давно подмечено, что ресурсы, поступающие на рынок в избытке – беспрепятственно и большими партиями – ценятся ниже и используются менее эффективно, чем дефицитные, которые используются лишь там, где они могут принести наибольшую выгоду.

Ограниченность ресурсов означает, что их не хватает для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей. Действительно, население Земли прибывает, и у каждого ее жителя – по мере роста его благосостояния – расширяется круг потребностей и желаний. Чтобы их удовлетворить, необходимо все большее количество товаров и услуг. Их надо создать и, стало быть, использовать ресурсы. Но они ограничены. Это обстоятельство является принципиальным для возникновения и развития экономики.

Экономика появляется там, где человек осознает, что природные ресурсы ограничены, а человеческие потребности нет, поэтому  первые надо  сохранять и  рационально использовать, т. е. экономить. Умение рационально извлекать выгоду из собственного дела называется бизнесом.

К бизнесу и предпринимательству можно подходить с точки зрения культуры, и тогда окажется, что у них много общего с игрой – один и тот же алгоритм действий. Игра – это такая форма деятельности, при которой индивид (или группа индивидов) стремится получить максимальную свободу самовыражения при минимуме условий. К примеру, у поэзии жесткие правила: изящный стиль ( эстетические требования) и рифма. Не всем удается добиться успеха при таких жестких условиях. Каждый человек в детстве пытался обнаружить в себе поэта, рифмуя и складывая слова. Некоторым это удавалось. Но им не удавалось уложиться в эстетические требования. В результате они оставались всего лишь графоманами. И только избранные единицы, в том числе Пушкин и Пастернак, добивались выдающихся результатов, соблюдая все правила игры.

Экономика, по своему определению, представляет такую деятельность, при которой индивид (или группа индивидов) стремится получить максимальную прибыль при минимальной затрате усилий. И здесь, как в поэтической игре, существует множество ограничений: отсутствие больших денег, давление рынка и конкурентов, требования рациональной организации труда, требования законодательства и др. И только единицы достигают выдающихся результатов, хотя очень многие пробуют себя на поприще предпринимательской деятельности. По статистике, успешными являются лишь 10% от тех, кто начинает свой бизнес.

И в культурной игре, и в бизнесе выигрывают талантливые люди. Талант, в данном случае, можно определить как способность человека с максимальным эффектом добиваться результаты, максимально соблюдая жесткие правила игры и ограничения. Каким образом талант находит в себе силы и способности добиться максимума при минимуме возможностей, всегда останется загадкой. Кому-то сопутствует везенье и удача, кого-то выручают интуиция и трудолюбие, знания и смекалка. Только психологи смогут ответить на этот вопрос, да и то, пожалуй, не до конца.

Оба вида деятельности – творческая игра и коммерческое предпринимательство – представляют собой вид деятельности в зоне повышенного риска. Ее суть таится в опасности не добиться поставленной цели при условии, что все необходимое для ее достижения индивид уже предпринял. Кажется, что индивид сделал все возможное и невозможное, ведет себя в соответствии с накладываемыми игрой (культурной или экономической) ограничениями и тем не менее терпит поражение. Вероятность потерпеть поражение при правильном ведении дела и есть риск.

Ограничения необходимы бизнесу и игре в такой же мере, как и свобода. Это два жизненно необходимых условия их существования. Стоит убрать один из них, как все здание рухнет. Когда говорят, что в современной России бизнес – это во многом игра без правил, привлекательность страны для иностранных инвесторов мгновенно падает. Цивилизованные игроки не желают идти на наш рынок, ожидая любой каверзы или любого подвоха со стороны двух основных агентов бизнес-процесса – своих конкурентов (российских предпринимателей, которые не стесняются в выборе средств) и российского государства, которое не способно пресечь незаконные действия бизнесменов, гарантировать сохранность инвестиций и даже жизни инвесторов. Не мешает иностранным и российским предпринимателям лишь третий агент – широкие массы потребителей, которые жаждут налаживания игры по правилам, появления на прилавках доброкачественной продукции, честного ведения бизнеса.

Производственное (а предпринимательство относится именно сюда) и потребительское поведение – две основные формы экономического действия.

В сфере производства вы зарабатываете деньги, в сфере потребления вы их тратите. Первая добавляет денег в семейный бюджет, вторая их забирает. Парадокс в том, что первая, которая вроде бы со знаком плюс, на самом деле играет в нашей жизни подчиненную роль. А вторая, вроде бы со знаком минус, является главной. В самом деле, мы живем не для того, чтобы работать, а для того чтобы потреблять. Это парадоксально, но это факт. Человек взял в руки орудие труда, чтобы прокормить себя, насытить свой желудок. Это много позже появились еще и духовные потребности, а еще позже ученые стали говорить, что в труде человек ищет кроме всего прочего и самовыражение. А для многих оно, а не насыщение желудка, одежда или приличное жилище, выступает главным.

Количество товаров и услуг, которые вы мо­жете приобрести на свои деньги, зависят от двух вещей:

  1. величины нашего дохода
  2. его разумного использования

Одни живут от зарплаты до зарплаты, тратя все деньги на текущие покупки. Другие имеют возможность сверх того накопить деньги для оплаты учебы сына, приобретения предметов длительного пользования, организации хорошего отдыха.

Поведение потребителей – это сумма рациональных расчетов и иррациональных поступков. Рядовой потребитель расспрашивает чуть ли не у каждого встречного, на каком оптовом рынке колбаса дешевле, и, взвесив стоимость проезда, невыполненных домашних дел, плетется на другой конец города. Предприниматель заказывает все, не выходя из офиса.

Но вот случилась инфляция. Ее жертвами оказываются самые незащищенные слои. У них нет запаса прочности в виде счета в банке, ценных бумаг, прибыльной работы. Денег в кошельке столько, сколько «новый русский» тратит на чаевые. Психологически стресс не выдерживают беднейшие. Естественная реакция – паника и массовый психоз: надо покупать сегодня, пока завтра цены не поднялись выше. Начинается фаза ажиотажного спроса. С прилавков магазинов и оптовых рынков сметают все подряд. Естественная реакция продавцов – повышать цену вслед за ростом спроса на товары. Для купцов это золотые деньки. Но при условии, если его расходы на аренду, транспорт и прочее не растут в той же пропорции. А поскольку в период всеобщего кризиса увеличивается в размерах все, кроме зарплаты, которая реагирует самой последней, то от него практически никто, кроме узкой группы игроков на бирже, не выигрывает.

Приобретение денег и их трата – две важнейшие категории бюджета, семейного или государственного. Вы думаете, что все зависит от того, сколько денег притекает в ваш бюджет? Отнюдь. Еще больше зависит от того, куда они потом утекают.

Для примера возьмем две семьи. У них примерно одинаковый доход – обе они из среднего класса. Но в первой никто никогда не считал, куда уходят деньги. Они просто куда-то уходили. Чаще всего на такую ерунду, от которой можно было бы и воздержаться. Но у людей была своя философия: человек живет одним днем и тратить надо так, чтобы интереснее прожить именно его. Во второй экономили на повседневных нуждах, отказывая себе не только в сладостях или развлечениях, но часто и в необходимых, как казалось первой семье, расходах типа еще одного костюма для мужа и новой шубы для жены. Накопленные суммы семья тратила не на приобретение дорогой дачи (ее пока не было, как не было и машины), а на оплату обучения своих детей. У второй семьи философия была иной: деньги надо вкладывать стратегически, прежде всего в образование детей.

Когда во второй семье собираются сделать крупную покупку, они сравнивают качество различных типов одного товара, их цены, долговечность, то, как часто этой вещью им придется пользоваться, т.е. сильно ли она их выручит, а также множество других, невидимых глазу обстоятельств. И только после этого семья делала свой выбор. За те же деньги эта семья порой приобретала товары если не в большем количестве, то с лучшим каче­ством, чем первая. Ей приходилось обдумывать каждую покуп­ку, планируя все заранее. К разумному использованию своего дохода родители привлекали детей: вместе обсуждали необходимость, место, качество и цену покупаемой вещи. Нетрудно представить, какого воспитательного эффекта добились в этой семье. Дети сызмальства приучились рассчитывать каждый свой шаг, ценить купленную вещь и бережно ей пользоваться, они понимали проблемы и затруднения своих родителей, и, повзрослев, сами легко находили контакт со своими детьми.

Американцы провели исследование, сравнив успешных и неуспешных накопителей. Успешными накопителями (УН) оказались выходцы из рабочих семей с низким доходом. Они сразу идут работать. У них ниже уровень образования, но в последствии они становятся хорошими предпринимателями. Неуспешные накопители (НН) – выходцы из зажиточных семей. Они сразу поступают в вуз, но живут одним днём. УН начали накапливать богатства раньше, а НН – позже. УН начал трудиться раньше, а НН – позже. УН – выходцы из средних семей. У них разный образ жизни и различные ценности. УН жили, постоянно экономя, а НН – постоянно тратят деньги на всё, что им понравится. У них разный бюджет и статьи расходов. Доход УН = заработок + отложения под процент в банк. Доход НН = заработок + кредит из банка на потребительские расходы (приобретение дорогого дома, машины).

Итак:

УН – удачные накопители – обычно выходцы из малообеспеченных семей,  живут по средствам, по возможности откладывают деньги на « черный день», возможно накопление (1/3 средств может быть вложена в инвестиции). Уровень образования ниже, трудиться начали раньше.

НH – неудачные накопители – обычно выходцы из обеспеченных семей, привыкли жить «с удобствами», тратить больше, чем зарабатывают,  живут в кредит. Уровень образования выше, трудиться начали позже. У этих групп разные ценностные ориентации.

 

 

 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.