Социальный институт
Социальный институт – совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций – от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений.
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со времени он приобрел два значения – узко техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень, совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, – остался прежним. Но добавились новые, сугубо социологические детали. Они углубили наше понимание социальных институтов как столпов, на котором покоится общество.
В социологии существует не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857–1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями[1]. Во многом отталкиваясь от его идей социологи П. Бергер и Т. Лукман предложили концепцию хабитулизации (опривычивания) как основу процессов институциализации. В своей книге «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» (1966) они рассматривают институт как «взаимную типизацию опривыченных действий деятелями разного рода».
Э.Дюркгейм понимает термин «институт» как набор верований и практик, которые становятся нормативно обязательными и ориентированы на поддержание социального порядка. Э.Дюркгейм называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений».
Больше других способствовал распространению термина «социальный институт» и его научному пониманию английский социолог Г.Спенсер. В обществе выделяются исходные клеточки (социальные статусы), специализированные органы (социальные институты), выполняющие определённую функцию (производство, образование). Спенсер предпочитал объяснять институты не через индивидуальные мотивы и цели, а через их функции в системе. Всего Спенсер выделяет шесть категорий институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Институтом известный американский социолог П.Бергер называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленная религия. Дж.Бернард и Л.Томпсон понимают институт как совокупность норм и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, правил-регуляторов и законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции. В рамках структурного функционализма Т.Парсонс рассматривал социальные институты как решающий фактор интеграции и стабилизации общественных систем.
Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
- ролевую система, в которую включаются также нормы и статусы,
- совокупность обычаев, традиций и правил поведения,
- формальную и неформальную организацию,
- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений,
- обособленный комплекс социальных действий.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили наше представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество.
Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты - мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать. Но не отдельному индивиду, а всему сообществу. Их предназначение – удовлетворение важнейших жизненных потребностей коллектива. У каждого из нас множество самых разных потребностей. Они описаны в теории А.Маслоу. Но фундаментальных, важных для всех вместе, не так уже и много. Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:
- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство) – потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
- потребности в передачи знаний, социализация подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Одним из первых в социологии, кто дал развернутое представление о социальных институтах, был Торстейн Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, скажем, матерью и сыном, братом и сестрой. По существу это первый и важнейший в истории вид социальных норм. Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя свои отношения социальными нормами. Со временем формируется, пожалуй, самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.
Таким образом, социальные институты – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения, как и другие институциональные нормы, становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышления людей в определенное русло. Отклоняющихся ждали социальные санкции. Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т.Веблен и его последователь У.Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы. Отсюда и слово «институционализация», обозначающее закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Так, институционализация какой-либо науки, скажем социологии, предполагает издания государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников, и т.д.
Основные социальные институты существуют в любом обществе – от самого примитивного до самого современного. Их предназначение – удовлетворение фундаментальных потребностей. Это реальная совокупность людей, которые трудятся в данной сфере, система конкретных законов, управленческих решений и практических мероприятий. Это вполне зримые объекты – здания, мосты, заводы, аудитории, жилые квартиры, оборудование, в которых материализуется функционирование данного института. К примеру, государственная поддержка института семьи выражается в денежных пособиях, строительство детсадов, школ, больниц и т.п.
Социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Социальные институты – бесперебойно действующий механизм удовлетворения, фундаментальной потребности. Это гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т.п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики. У каждого института свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д.
Социальные институты – постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Колоссальную эволюцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же самое можно сказать о политических институтах, религии, образования.
Ссылки
- Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. С. 200–201. ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 2941
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 10.10.2010
- Версий: 11 , текущая: 11
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Дюркгейм Эмиль; Парсонс Толкотт; Спенсер Герберт;
Категории:Детализирующие понятия:Брак; Класс; Общество (Социология); Роль; Социальная организация; Социальное действие; Социальный статус; Ценности.
Ссылки сюда
Категории:
Методология социологии; Предпринимательство в культуре; Социальная структура, социальные институты и процессы; Социальная философия; Социология; Социология культуры и духовной жизни; Теория культуры;
Детализирующие понятия:Бизнес-хистори; Возникновение и становление арт-рынка; Демографическая политика; Исторические условия существования российского государства и права (определяющие факторы); Культурная статика; Научная школа; Социальные группы; Социальные отношения; Социальный контроль; Структурный функционализм А.Р.Рэдклифф-Брауна; Теории этноса; Функционализм Б.Малиновского; Цивилизация; Экономическое поведение.