Зарегистрироваться

История российской высшей школы

Категории История российской высшей школы | Под редакцией сообщества: История

История российской высшей школы – раздел отечественной исторической науки, предметом которого является процесс зарождения, становления и развития системы высшего образования. Хронологически история российской высшей школы включает три периода: монархический, советский и российский (современный). Каждый этап эволюции российской высшей школы разделяется на исторические периоды, которые отражают особенности функционирования основных типов учебных заведений.

История российской высшей школы изучает систему отечественного высшего образования в процессе ее длительной эволюции от первого вуза, Московской славяно-греко-латинской академии, до современных университетов, академий и институтов. В настоящее время складывается относительно самостоятельная область гуманитарного знания, фиксирующая историю российской высшей школы как раздел отечественной исторической науки. История российской высшей школы исследуется методами исторической науки, а также методами социологии, политологии, права, экономики, культурологи, педагогики, психологии и других наук; она носит междисциплинарный характер. История российской высшей школы базируется на принципах историзма, научности, достоверности и других. Ее основными категориями (понятиями) являются: органы управления системой российского высшего образования, различные типы высших учебных заведений (университеты, академии, институты, кадетские корпуса, лицеи, училища), профессорско-преподавательский состав, учащиеся (студенты, слушатели, кадеты, лицеисты, курсанты), учебно-вспомогательный персонал, учебная материально-техническая база, нормативно-правовая документация. История российской высшей школы описывает объективные закономерности зарождения, становления и развития системы отечественного высшего образования в контексте глобальных образовательных процессов, способствуя подготовке научно обоснованных прогнозов на будущее.

Цель, задачи и методы исследования истории российской высшей школы

Цель исследования – на основе разнообразных источников, работ крупнейших специалистов и проведенного автором комплексного исследования, сформировать целостное научное представление о сложившейся в России системе высшего образования.

Автор исследования рассматривает эволюцию высшей школы России как единый диалектический процесс, приводит разрозненные факты и события в единую концептуальную систему, разрабатывает методологические подходы к использованию исторического опыта функционирования отечественной системы высшего образования применительно к реалиям сегодняшнего дня.

Задачи исследования включают:

  1. Определение исторических этапов эволюции российской высшей школы, их обоснование и характеристика.
  2. Показ особенностей зарождения, становления, развития и трансформации отечественной системы высшего образования.
  3. Анализ процессов государственного управления системой высшего образования России и ее повседневного функционирования.
  4. Выяснение роли отдельных государственных, политических и общественных деятелей, крупных ученых и педагогов в развитии российской высшей школы.
  5. Сбор статистических данных об изменении численности студенческого контингента и профессорско-преподавательского состава, а также количества вузов России.
  6. Изучение характерных особенностей внутреннего развития системы российского высшего образования.
  7. Выявление исторических тенденций эволюции отечественной системы высшего образования и их формулирование.

Методологическую основу проведенного исследования составляют принципы историзма, всесторонности, достоверности, конкретности, научности, объективности и системности, диалектическое понимание процесса исторического развития, признание причинно-следственных связей событий и явлений, важной роли объективного и субъективного факторов в истории. Диалектический метод познания объективной реальности дает автору возможность многофакторного анализа исторических событий, их оценки с учетом всей совокупности явлений во взаимообусловленности и противоречивости. Это обеспечило историко-эволюционный подход к объекту исследования и включение изучаемых проблем в общий контекст социальной жизни России.

Ретроспективное комплексное изучение процесса эволюции российской высшей школы потребовало от автора междисциплинарного подхода к анализу ее этапов. При проведении исследования были использованы следующие методы: аналитический, периодизации, статистический, сравнительно-исторический, типологический, хронологический и другие. Большое значение в работе над темой отводилось методу актуализации, акцентирующему внимание на тех аспектах изучаемых проблем, которые имеют особое значение для модернизации и реформирования современной российской системы высшего образования.

Историография истории российской высшей школы

2.1. Различные аспекты эволюции российской высшей школы стали систематически изучаться отечественными исследователями со второй половины XIX века. Можно выделить три основных хронологических этапа ее научного анализа: первый – 50-е годы XIX века – 1917 год; второй – 1917 год – конец 80-х годов; третий 90-е годы XX века – начало XXI века. Каждый из названных этапов отличается различными методологическими подходами, кругом привлекаемых источников, широтой охвата затрагиваемых тем, глубиной выводов и обобщений, уровнем теоретического осмысления исторических фактов и политических событий, степенью научной достоверности исследования. В дореволюционный период преобладали работы по истории отдельных вузов. Многие исследования второго периода отличались высокой степенью политической ангажированности их авторов. В последние годы появились интересные работы, в которых описана история отдельных отечественных вузов или их групп (технических, военных, педагогических, творческих и других) за определенный отрезок времени.

Среди монографических изданий по проблемам эволюции высшей школы Российской империи следует выделить многочисленные работы отечественных авторов, посвященные истории отдельных вузов. В этом ряду достойное место занимает «История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевыревым»[1], изданная в университетской типографии в 1855 году. Книга продавалась в пользу раненых в Севастополе.

В 1998 году монография профессора С.П. Шевырева была переиздана тиражом 2000 экземпляров, что делает ее доступной для читателей. Предваряя репринтное издание книги, ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН В.А. Садовничий пишет, что этот труд «является авторитетным источником знания о российской науке и образовании той эпохи, а также важным памятником издательской деятельности первого российского университета».[2]

Представляется, что монография С.П. Шевырева оказала существенное влияние на научные позиции и стилистику письма авторов следующих книг: Д.И. Багалея «Опыт истории Харьковского университета»,[3] П.В. Знаменского «История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 гг.)»,[4] Д.Ф. Кобеко «Императорский Царскосельский лицей»,[5] В.Н. Пясецкого «Очерк возникновения С.-Петербургского женского технологического института»,[6] В.Г. Щеглова «Высшее учебное заведение в г. Ярославле в первый век его образования и деятельности»[7] и других.

Весьма полезную работу проделал Н.П. Загоскин, написав «Историю Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования».[8] Заслуженный ординарный профессор по кафедре истории русского права, действительный статский советник Николай Павлович Загоскин первым в России издал «Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804–1904) в двух частях».[9] Из 591 биографии, вошедших в этот фундаментальный словарь, 382 составил лично Н.П. Загоскин.

Среди монографий по истории отечественного высшего образования выделяется книга П.И. Ферлюдина «Исторический обзор мер по высшему образованию в России»,[10] отмеченная в 1893 году Советом Императорского Казанского университета золотой медалью. К сожалению, автору этого фундаментального историко-правового исследования удалось опубликовать только первую часть книги, касающуюся Академии наук и университетов. Главное достоинство этого труда заключается в сравнительном анализе уставов российских университетов 1755, 1804, 1835, 1863 и 1884 годов.

Первая глава монографии П.И. Ферлюдина посвящена Петербургской Академии наук и ее университету, а также анализу причин, помещавших воплотить в жизнь образовательный проект императора Петра I. Автор книги приходит к выводу, что полноценные занятия со студентами в Академическом университете начались только после утверждения 25 июля 1747 года Регламента Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.[11] В статье 44 сказано, что президент Академии должен сочинить Регламент вуза по примеру европейских университетов. Эту задачу смог выполнить только М.В. Ломоносов, ставший в 1758 году ректором Академического университета. Он составил устав (регламент) университета, но все попытки утвердить его к успеху не привели.

П.И. Ферлюдин считал, что, с юридической точки зрения, Московский университет является первым в России, поскольку 24 января 1755 года был подписан императорский указ о его основании.[12] В приложении к этому указу имеется проект об учреждении Московского университета, который фактически является его первым уставом (регламентом). В документе сформулированы задачи университета, его организационная структура, права и обязанности профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов.

В 1902 году С.В. Рождественский завершил работу над фундаментальным «Историческим обзором деятельности Министерства народного просвещения». В этом труде предпринята удачная попытка показать зарождение и развитие различных учебных заведений министерства за 100 лет. В приложении к монографии представлены ежегодные расходы Государственного казначейства по ведомству Министерства народного просвещения, библиография, а также именные и географические указатели. В монографии С.В. Рождественского большое внимание уделено вопросам управления системой образования России, которая включала три звена: Министерство народного просвещения, правления учебных округов и советы вузов. По мнению автора книги, важную управленческую функцию осуществляли попечители учебных округов, поэтому в каждой главе труда называются фамилии этих руководителей и показывается их конкретный вклад в развитие вузов.

В дореволюционной России крупным историком образования являлся Н.В. Сперанский, автор нескольких книг и множества публикаций в периодической печати. В наиболее полном виде его взгляды изложены в сборнике статей по проблемам образования под общим названием «Кризис русской школы».[13] Книга состоит из вводных статей и трех разделов, объединяющих в единое целое 27 публикаций. Непосредственно проблемам высшей школы посвящено 15 статей сборника, из которых кратко рассмотрим две наиболее характерные.

Весьма интересной литературой по истории высшей школы Российской империи являются фундаментальные коллективные труды отечественных ученых и специалистов. Первый такой труд был издан в 1883 году под названием «Историко-статистический очерк общего и специального образования в России».[14] Эту нужную книгу написали чиновники российских министерств и ведомств Н.Н. Запольский, А.Г. Небольсин, И.Д. Поцелуев и А.В. Прилежаев.

В первой части труда авторы изложили свою версию истории зарождения и развития общего образования в России, начиная с князя Владимира. В историческом очерке показано, как постепенно сложилась российская образовательная система, в недрах которой появились учебные заведения повышенного типа. Здесь описана организация учебно-воспитательного процесса в Киево-могилянской коллегии и Московской духовной академии. Затем авторы книги перешли к характеристике системы образования России в период царствования императора Александра II. Отдельно рассмотрены вузы Министерства народного просвещения, Военного министерства, Ведомства императрицы Марии Федоровны и Духовного ведомства.

Вторая часть труда посвящена рассказу об истории и состоянии технических учебных заведений Российской империи. Показана выдающаяся роль первых отечественных технических вузов – Горного училища, Практического технологического института, Института инженеров путей сообщения, Лесного института, открытых в Петербурге, а также Московской академии коммерческих наук. Далее авторы показали, как развивались втузы под руководством Министерства финансов, Министерства государственных имуществ, Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и других.

В советский период отечественные исследователи в коллективных фундаментальных трудах обращались к проблемам истории российской высшей школы с момента ее зарождения. Весьма полезная информация, основанная на архивных источниках, содержится в первом томе «Истории Академии наук СССР (1724–1803)»,[15] изданной под редакцией академика АН СССР К.В. Островитянова. В разделах «Учебная деятельность» всех трех частей книги их автор Е.С. Кулябко рассказала о трудностях создания и функционирования Академического университета, о причинах его угасания и закрытия в конце XVIII века.

Эволюция отечественной высшей школы достаточно подробно описана в многотомном фундаментальном труде большого авторского коллектива советских ученых «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР». Первый том был отредактирован М.Ф. Шабаевой и вышел в свет в 1973 году.[16] В книге рассмотрена история школы, в том числе высшей, в период XVIII – первой половины XIX веков. Проблемы зарождения и становления отечественных высших учебных заведений описали историки образования Н.К. Кузьмин, А.В. Смирнов, М.Ф. Шабаева и другие ученые.

Наиболее удачно написана пятая глава книги «Роль Московского университета в развитии школы и педагогической мысли России во второй половине XVIII в.». Автор этой главы историк А.К. Петров, основываясь на различных источниках, рассказал об основании университета, о работе его гимназий, об университетских художественных классах и студенческом театре, о Благородном пансионе при Императорском Московском университете. Особый интерес представляет раздел главы о педагогических идеях профессоров А.А. Барсова, Н.Н. Поповского, А.А. Прокоповича-Антонского и Х.А. Чеботарева.

В 1976 году под редакцией А.И. Пискунова был издан следующий том «Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР»,[17] который охватил период второй половины XIX века. Седьмая глава «Высшее образование» написана Г.И. Щетининой и Ф.С. Озерской (о высших женских курсах). Этот материал представляет значительный интерес, поскольку подготовлен на разнообразных источниках. В главе дается оценка университетских уставов 1863 и 1884 годов, показаны исторические условия их подготовки и принятия. Подробно описана деятельность высших специальных учебных заведений Российской империи – технических, сельскохозяйственных, военных и других. Полезными являются сведения об организации учебного процесса в вузах и о деятельности профессорско-преподавательского состава по повышению качества подготовки студентов. Со знанием реальной обстановки описан трудный процесс зарождения высшего женского образования в России.

Не меньший интерес представляет восьмая глава под названием «Педагогическое образование», подготовленная Э.Д. Днепровым, Л.Д. Глубоковским, В.У. Сланевским и М.И. Эскиным. Авторы этой главы разъяснили причины реформы высшего педагогического образования второй половины XIX века и ее реальные результаты. Здесь дается взвешенная оценка роли учебных заведений по подготовке учителей, показываются различия между Главным педагогическим институтом, педагогическими курсами при российских университетах, Историко-филологическими институтами в Петербурге и Нежине. В книге подчеркивается роль педагогического образования как базы для подготовки преподавателей для вузов России.

Последняя книга «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (конец XIX – начало ХХ века)»[18] была опубликована в 1991 году под редакцией Э.Д. Днепрова. Автор главы «Высшее образование» А.Е. Иванов главное внимание уделил государственным вузам Российской империи, которые составляли фундамент высшей школы. Он отмечает, что на рубеже веков наиболее интенсивно развивались технические и сельскохозяйственные вузы. Первая мировая война помешала реализации многих образовательных планов, воспрепятствовала открытию новых университетов, технических и сельскохозяйственных институтов. Тем не менее, к началу 1917 года в стране работали 65 государственных вузов.

В описываемый период отечественной истории бурное развитие переживала неправительственная высшая школа. В 1900–1917 годах в России насчитывалось более 80 общественных и частных вузов, среди которых преобладали учебные заведения университетского типа. По подсчетам А.Е. Иванова, среди 29 вузов этого типа 24 были женскими, а остальные предназначались для женщин и мужчин. Неправительственные высшие учебные заведения позволяли получать образование за плату тем людям, которые не могли по различным причинам поступить в государственные университеты и институты.

Автор рассматриваемой главы, опираясь на надежные источники, проанализировал состояние учебного процесса в российских вузах на рубеже XIX–ХХ веков. Доктор исторических наук А.Е. Иванов приходит к обоснованному выводу, что в начале ХХ века в российской высшей школе господствовавшее ранее положение лекций было поколеблено введением «предметной системы» преподавания. Однако коррективы, вскоре внесенные в нее, во многом вернули лекционному преподаванию прежнюю значимость.

В 1995 году коллектив сотрудников Научно-исследовательского института высшего образования подготовил и издал под редакцией профессора В.Г. Кинелева основательный труд «Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года».[19] Книга представляет собой попытку систематического изложения истории возникновения и развития высшего образования в дореволюционной России. Особое внимание авторы уделили вопросам организации учебно-воспитательного процесса, становления вузов как центров образования, культуры и научно-технической мысли. В конце издания помещен именной указатель с краткими биографическими сведениями о выдающихся деятелях просвещения и высшей школы.

В 1970–1980-е годы среди советских ученых сформировалась группа специалистов по истории высшей школы Российской империи. Одной из первых на путь исследования проблем развития отечественного высшего образования и формирования российской интеллигенции встала В.Р. Лейкина-Свирская. Непосредственно по этой теме она подготовила две интересные монографии и большое число других публикаций. В своих работах она использовала разнообразные источники и литературу, что позволило ученому сделать обоснованные выводы по столь важной и сложной теме.

В 1971 году издательство «Мысль» опубликовало монографию В.Р. Лейкиной- Свирской «Интеллигенция в России во второй половине XIX века»,[20] посвященную малоизученному тогда вопросу. В книге освещается подготовка профессиональных групп интеллигенции, выполнявших необходимые общественные функции, а также социальное и материальное положение различных слоев внутри этих групп. В прилагаемых таблицах автор показала динамику роста числа студентов российских вузов и их профессорско-преподавательского состава. Многие страницы книги посвящены трудовой деятельности выпускников высшей школы – чиновников, инженеров, учителей, врачей и других специалистов.

Через десять лет доктор исторических наук В.Р. Лейкина-Свирская опубликовала монографию «Русская интеллигенция в 1900–1917 годах»,[21] которая естественным образом продолжила и развила мысли вышеупомянутой книги. В новом историко-социологическом исследовании автор освещала процесс формирования в начале ХХ столетия и деятельности различных профессиональных групп российской интеллигенции, называла их численность, показывала общественно-политические позиции, участие в революционной борьбе. Для рассматриваемой проблемы наибольший интерес представляет первая глава монографии «Развитие высшего образования в России», где опубликован статистический материал, результирующий деятельность вузов в начале ХХ века.

Одним из крупнейших специалистов по истории высшей школы Российской империи являлась Г.И. Щетинина, перу которой принадлежат несколько монографий и значительное число статей в периодических изданиях. В 1976 году издательство «Наука» опубликовало ее монографию «Университеты России и устав 1884 года»,[22] где рассмотрены социальный состав студентов, их положение, отношение университетских корпораций к внутренней политике самодержавия, а также отношение российской общественности к университетскому вопросу и студенческому движению тех лет.

В 1987 году в том же издательстве вышла книга Г.И. Щетининой «Студенчество и революционное движение в России. Последняя четверть XIX в.»,[23] в которой исследуется идейное влияние утопического социализма и марксизма на молодежь, взаимосвязь борьбы студентов за демократизацию вузов и революционного движения. Эта публикация подготовлена на основе широкого круга документов архивов Москвы и Ленинграда; издание снабжено обширным указателем имен и подробной библиографией (более 900 сносок). В десяти таблицах монографии представлен студенческий состав российских университетов по социальному, конфессиональному и национальному признакам.

Глубокие исследования проблем отечественной высшей школы периода 60-х годов XIX века провела Р.Г. Эймонтова. Важным событием в научной жизни стала ее книга «Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостнической к России капиталистической»,[24] изданной в 1985 году. Автор показала всестороннюю перестройку университетов под влиянием социально-экономических сдвигов в сложившейся в стране революционной ситуации. Рассматриваются и анализируются студенческие волнения, участие преподавателей и учащихся в общественно- политической борьбе и просветительском движении России того исторического периода.

Среди исследователей проблем высшей школы Российской империи центральное положение занимает А.Е. Иванов. В 1991 году увидела свет его монография «Высшая школа России в конце XIX – начале ХХ века».[25] В книге проанализирован состав государственных, общественных и частных вузов, раскрыта многоведомственная система управления ими, даны обобщающие историко-социологические и политические портреты студенчества и профессуры. Свои исследования Анатолий Евгеньевич Иванов осуществил на широком круге исторических источников, преимущественно архивных. Эта основательная работа не утратила своего научного значения и сегодня.

Позитивный отклик в современной высшей школе получила изданная в 1999 году монография А.Е. Иванова «Студенчество России конца XIX – начала ХХ века: социально-политическая судьба».[26] В книге автор представил свой обобщенный анализ важнейших аспектов жизни студенчества: мотивации выбора профессии выпускниками различных категорий средних учебных заведений; нормативных принципов, « технологий», сословно-вероисповедально-охранительных регуляторов приема абитуриентов в высшую школу; социального и национального структурирования состава студентов вузов; материально-бытового положения молодежи и других. Особый интерес вызывает разработка А.Е. Ивановым сложной проблемы российского студенческого зарубежья.

В 2004 году в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» была издана монография А.Е. Иванова «Студенческая корпорация России конца XIX – начала ХХ века: опыт культурной и политической самоорганизации»,[27] которая является комплексно-историческим исследованием корпоративного строя, культуры, социальной психологии, общественно-политического облика студенческого социума. Ее источниковую основу составляют: уставы студенческих организаций, студенческие переписи и пресса, мемуаристика, эпистолярии, публицистика, документы полицейского сыска, материалы политических партий и прочее. Новая книга известного ученого-историка вызвала положительные отклики научной общественности и студенчества.

Основательно исследовал процесс формирования системы университетского образования в России в первой половине XIX века Ф.А. Петров.[28] В 2002–2003 годах монография Ф.А. Петрова (в пяти книгах, общим объемом 163 печатных листа) была переиздана в издательстве Московского университета. В предисловии к этому изданию ректор МГУ имени М.В. Ломоносова академик РАН В.А. Садовничий пишет: «Публикация фундаментального четырехтомного труда Ф.А. Петрова является частью большой издательской программы в связи с 250- летним юбилеем Московского университета. Если о первых пятидесяти годах деятельности старейшего русского университета создано значительное число исследований, то обобщающих трудов по истории университетского образования в первой половине XIX века до настоящего времени не было. А они очень нужны, так как именно в данный период в России сложилась система образования, действовавшая до 1917 года, и этот опыт заслуживает пристального внимания».[29] Книги и статьи этого крупного ученого-историка, работающего в Государственном историческом музее, написаны на разнообразных источниках, что делает их достоверными и убедительными.

В последние годы возрос исследовательский интерес к истории высшего богословского образования, что является вполне закономерным явлением. Монография Н.Ю. Суховой[30] посвящена истории высших учебных заведений Русской Православной Церкви – Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской духовных академий – в один из самых важных и сложных периодов их развития, во второй половине XIX века. В работе исследованы организационное устройство духовных академий, их отношения с высшей и епархиальной церковной властью; состав, положение и деятельность профессорско-преподавательских и студенческих корпораций; основные направления деятельности духовных академий. В центре внимания автора находятся реформы 1869–1884 годов, направленные на решение духовно-учебных проблем, разработка, проведение и результаты этих реформ.

Следующий период деятельности высшей духовной школы России (конец XIX – начало ХХ века) всесторонне исследован в монографии В.А. Тарасовой.[31] В фундаментальной работе представлено организационное устройство духовных академий, включая законодательно-нормативную базу, институт внутреннего и внешнего управления, механизм финансирования, также исследуется синодальная политика в отношении высшего духовного образования и основные направления деятельности духовных академий. Особое внимание уделено изучению профессорско-преподавательского и студенческого состава этих высших учебных заведений (численная характеристика, сословная принадлежность, правовое и материально-бытовое положение, социально-психологический облик). Наиболее актуальной же представляется глава, посвященная вопросам и этапам реформирования православных духовных академий. В центре внимания автора находятся проблемы, с которыми высшая духовная школа столкнулась на рубеже XIX–XX веков и пути их решения.

Нужно отметить, что зарубежные исследователи редко обращаются к проблемам истории высшей школы Российской империи. Некоторый интерес представляют лишь две работы.[32] Джеймс Флин издал книгу об университетских реформах 1802–1835 годов, а Кристина Иохансон – о высшем образовании женщин России в 1855–1900 годах. Обе работы написаны, в основном, на вторичных советских источниках и носят компилятивный характер. Кроме этих книг, имеется несколько публикаций об истории высших учебных заведений Российской империи, которые ныне принадлежат суверенным европейским государствам.[33] В этих изданиях периоды нахождения вузов в системе российской высшей школы описываются в негативном ключе, порой бездоказательно, очерняя наше общее прошлое. Не следует забывать, что в Российской империи был создан, например, Варшавский университет.

В отечественной историографии имеются многочисленные труды по общим проблемам развития советской высшей школы.[34] На фоне общих работ, посвященных изучению высшей школы СССР, особое значение имеют исследования, непосредственно анализирующие развитие международные связи советской высшей школы. Учитывая известную закрытость фактических данных, отражающих указанную сторону работы советских вузов, авторами, прежде всего, становились руководители системы образования, сотрудники министерств и ведомств, имевшие допуск к соответствующим материалам. В частности, применительно к рассматриваемому периоду особо отметим книгу В.П.Елютина.[35]

Новый импульс научному исследованию взаимодействия власти и высшей школы дала разработка и реализация реформ в сфере образования в середине 1980-х годов, а также начавшаяся в этот период перестройка.[36] Во второй половине 1980-х годов впервые в советской историографии появились критические замечания в адрес государственной политики в сфере высшего образования, исследователи отмечали издержки идеологизации учебного процесса, вмешательства партийных структур в жизнь вузов.[37] Однако в целом в годы перестройки еще не удалось преодолеть сложившиеся историографические стереотипы в оценке реалий советского общества, и, в частности, в жизни высшей школы.

Перед распадом СССР появился ряд работ, в которых началось осмысление исторического опыта подготовки специалистов с высшим образованием в условиях советского общества.[38] Авторы отмечали отставание советской высшей школы от западной, мировой, а также выступали за заимствование отдельных зарубежных принципов в организации учебного процесса в советских вузах. Это было несомненным новшеством в отечественной историографии данного периода, имевшим серьезные последствия.

Важные изменения в характере историографических исследований произошло только в начале 1990-х годов, когда начался качественно новый этап в изучении государственной политики в области российского высшего образования. В это время открылись неизвестные ранее архивные фонды, что позволило проводить исследования на более высоком уровне. И как следствие этого многие авторы работ по истории высшей школы начали коренной пересмотр ряда позиций в ее деятельности.[39] В начале 1990-х годов в научный оборот было введено большое количество фактического материала о состоянии отечественной высшей школы в условиях перехода к рыночным отношениям, об отдельных сторонах ее образовательной и научной деятельности.[40]

В последние годы появились труды, посвященные интернационализации и глобализации высшего образования, которые заложили основы общеевропейского пространства и вхождению в него Российской Федерации.[41] На процесс формирования и развития интеграционных образовательных задач России и Европы особенно большое практическое влияние оказал министр образования Российской Федерации в 1998-2004 годах В.М. Филиппов. Ему, в частности, принадлежат обстоятельные работы по проблемам высшей школы.[42]

Важный вклад в развитие истории и теории высшей школы внесли фундаментальные общие работы, написанные авторскими коллективами сотрудников органов управления образования. Начиная с 2000 года возросло количество и тематическое разнообразие публикаций в области интеграции образовательных процессов Российской Федерации и европейских государств, сделаны первые обобщающие исследования.[43]

Основные научные результаты и практические достижения

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования:

  • предложена и обоснована современная периодизация истории отечественной высшей школы;
  • высшая школа России рассматривается как социальная система, прошедшая в процессе своей исторической эволюции этапы зарождения, становления, развития;
  • на обширном документальном материале осуществлен комплексный анализ элементов отечественной системы высшего образования на каждом из этапов ее эволюции;
  • показан личный вклад государственных и общественных деятелей, крупных ученых и педагогов в создание и реформирование высшей школы;
  • собраны и систематизированы статистические данные о динамике изменения количества вузов России, а также численности студенчества и преподавателей;
  • зафиксированы и описаны характерные особенности внутреннего развития системы высшего образования России;
  • сформулированы тенденции функционирования российской системы высшего образования, показаны основные направления ее эволюции.

Практическая значимость исследования заключается:

  • во-первых, в расширении возможностей научного прогнозирования путей модернизации и реформирования высшей школы Российской Федерации на основе обобщенного исторического опыта;
  • во-вторых, в использовании в учебно-воспитательном процессе со студентами новых научных данных по истории высшего образования России;
  • в-третьих, в возрождении лучших традиций отечественной высшей школы XVIII – ХХ века и адаптации их к современным условиям.

Структура истории российской высшей школы

4.1.Монархический период (1030-1917 годы):

- Предыстория российской высшей школы (1030-1682 годы).

- Этап зарождения и становления российской высшей школы (1682-1802 годы).

- Этап формирования системы российской высшей школы (1802-1863 годы).

- Этап реформирования системы российской высшей школы (1863-1905 годы).

- Этап трансформации системы российской высшей школы (1905-1917 годы).

4.2.Советский период (1917-1991 годы):

- Переходный этап (1917-1921 годы).

- Этап зарождения и становления советской высшей школы (1921-1932 годы).

- Этап формирования общесоюзной системы высшей школы (1932-1953 годы).

- Этап бурного развития системы советской высшей школы (1953-1985 годы).

- Этап трансформации (перестройки) системы высшей школы (1985-1991 годы).

4.3.Российский (современный) период (с 1991 года):

- Переходный этап (1991-2000 годы).

- Этап становления системы российской высшей школы (2000-2003 годы).

- Этап реформирования системы российской высшей школы (с 2003 года).

Приоритетные направления исследований истории российской высшей школы

5.1.Формирование современного понятийного аппарата.

5.2.Углубленное изучение зарубежной историографии.

5.3.Анализ особенностей основных научно-педагогических школ.



Источники к схеме-таблице

 1. Авилов Б.В. Статистический обзор развития хозяйства в дореволюционной России / Энциклопедический словарь «Гранат». Т. 36. Ч. IV. – М., 1931. С. 653.

2. Вишневский Д. Киевская академия в первой половине XVIII столетия. – Киев, 1897. С. 293–294, 339, 362.

3. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX-начале ХХ века. – М., 1991. Приложения № 1–3. С. 354–372.

4. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. – СПб., 1883. 258 с.

5. Исторический очерк 2-го кадетского корпуса. Т. 1. – СПб., 1912. С. 51.

6. Кабузан В.М. Народонаселение России в XVIII - первой половине XIX века. – М., 1963. С. 169–171.

7. Кеппен П.П. Материалы для истории просвещения в России. Т. 2. Библиографические листы. № 29. – СПб., 1825. 25 ноября. С. 413-–420.

8. Кротков А. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк с иллюстрациями. – СПб., 1901. С. 32–34, 39.

9. Обзор деятельности ведомства Министерства народного просвещения за время царствования императора Александра III. – СПб., 1901. С. 47, приложения (Ведомость I).

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. – М., 1973. 605 с.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. – М., 1976. 599 с.

12. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало ХХ в. – М., 1991. 446 с.

13. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Краткие общие сведения по империи. – СПб., 1905. С. 5.

14. Периодическое сочинение об успехах народного просвещения. – СПб., 1909. № XXIII. С. 264–335.

15. Покровский В., Рихтер Д. Россия. Население / Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. 54-й полутом. – СПб., 1899. С. 76.

16. Смирнов С. История Московской славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. С. 96–99.

17. Статистический временник Российской империи. Отдел первый. – СПб., 1866. С. 47–63.

18. Статистический временник Российской империи. Серия II. Вып. 16. – СПб., 1879. С. 40, 110–133.

19. Таблицы учебных заведений всех ведомств Российской империи. – СПб., 1838. 109 с. (подсчет правел автор курса лекций).

20. Энциклопедический словарь. Издатели: Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. 30-й полутом. – СПб., 1895. С. 862–863.

21. Янсон Ю.Э. Сравнительная статистика России. Т. 1. – СПб., 1878. С. 7–8.

Рекомендуемая литература

- Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. – М.: Экономика, 2003. – 426 с.

- Булынин А.М. Эволюция ценностей высшего педагогического образования (историко-теоретический аспект). – М., 1998.

- Воробьева Ю.С. История развития общественного высшего образования (1900-1917). – М., 1995.

- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. / Под ред. В.Г.Кинелева. – М.: НИИ ВО, 1995. 347 с.

- Змеев В.А. Курс лекций по истории высшей школы Российской империи. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 452 с.

- Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале ХХ века. – М.: ИИ СССР, 1991. – 392 с.

- История Московского университета: В 2 т. / Редколлегия: М.Н. Тихомиров и др. – М.: Изд-во МГУ, 1955. Т. 1: 1755-1917. – 562 с. Т. 2: 1917-1955. – 456 с.

- Машкин Н.А. Высшая военная школа Российской империи XIX – начала ХХ века. – М.: Академия, 1997. 349 с.

- Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 416 с. Т. 2. – М., 2002. – 816 с. Т. 3. – М., 2003. – 480 с. Т. 4. Ч. 1. – М., 2003. – 584 с. Т. 4. Ч. 2. – М., 2003. – 464 с.

- Сиверцева Н.Л. Высшее образование как социальный институт и фактор социализации личности. – М., 1996.

- Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы (1917-1938 гг.). – Уфа: Изд-во УГУ, 1973. – 472 с.

- Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. – М.: Высшая школа, 1961. – 239 с.

Ссылки

  1. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевыревым. 1755–1855. – М., 1855. ↑ 1
  2. Шевырев С.П. История Императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею. 1755–1855. – Репринтное издание. – М., 1998. Слово ректора.  ↑ 1
  3. Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета (по неизданным материалам). Вып. 1. – Харьков, 1894.  ↑ 1
  4. Знаменский П.В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870 гг.). Ч. 1. – Казань, 1891.  ↑ 1
  5. Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский лицей. – СПб., 1911. ↑ 1
  6. Пясецкий В.Н. Очерк возникновения С.-Петербургского женского технологического института. – СПб., 1906.  ↑ 1
  7. Щеглов В.Г. Высшее учебное заведение в г. Ярославле в первый век его образования и деятельности. – Ярославль, 1903. ↑ 1
  8. Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые сто лет его существования. Т. 1. – Казань, 1902.  ↑ 1
  9. Загоскин Н.П. Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Казанского университета (1804–1904). В двух частях. – Казань, 1904.  ↑ 1
  10. Ферлюдин П. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Т. 1. – Саратов, 1893.  ↑ 1
  11. Полное собрание законов Российской империи. (ПСЗ-1). Т. XII. – СПб., 1830. ↑ 1
  12. ПСЗ-1. Т. XIX. – СПб., 1830. № 10346.  ↑ 1
  13. Сперанский Н.В. Кризис русской школы. – М., 1914.  ↑ 1
  14. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. – СПб., 1883.  ↑ 1
  15. История Академии наук СССР (1724–1803). Т. 1. – М., 1958.  ↑ 1
  16. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII век – первая половина XIX века. – М., 1973.  ↑ 1
  17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. – М., 1976. ↑ 1
  18. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало ХХ в. – М., 1991.  ↑ 1
  19. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года. – М., 1995.  ↑ 1
  20. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. – М., 1971. ↑ 1
  21. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 годах. – М., 1981.  ↑ 1
  22. Щетинина Г.И. Университеты России и устав 1884 года. – М., 1984.  ↑ 1
  23. Щетинина Г.И. Студенчество и революционное движение в России. Последняя четверть XIX в. – М., 1987.  ↑ 1
  24. Эймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох. От России крепостнической к России капиталистической. – М., 1985.  ↑ 1
  25. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале ХХ века. – М., 1991.  ↑ 1
  26. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX начала ХХ века: социально-политическая судьба. – М., 1999.  ↑ 1
  27. Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX – начала ХХ века: опыт культурной и политической самоорганизации. – М., 2004.  ↑ 1
  28. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX в. Формирование системы университетского образования. – М., 1998 и другие.  ↑ 1
  29. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Том 1: Российские университеты и Устав 1804 года / Предисловие В.А. Садовничего. – М., 2002. С. 4.  ↑ 1
  30. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX века). – М., 2006.  ↑ 1
  31. Тарасова В.А. Высшая духовная школа в России в конце XIX – начале ХХ века. История императорских православных духовных академий. – М., 2005.  ↑ 1
  32. (нет описания ссылки r32) ↑ 1
  33. Janowski L. Historjografja Uniwersytetu Wilenskieno. – Wilno. 1921. 133 p. [Историография Виленского университета]; Sydorenko A. The Kievan Academy in the Seventeanth Century. – Ottawa. 1977. 218 p. [Киевская академия в семнадцатом веке].  ↑ 1
  34. См.: Галкин К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. – М., 1958; Чуткерашвили Е.В. Развитие высшего образования в СССР. – М., 1961; Бутягин А.С., Салтанов А.Ю. Университетское образование в СССР. – М., 1967; Елютин В.П. Высшая школа развитого социализма. – М., 1980; Пастухов В.П. Научно-педагогические кадры высшей школы. – Киев, 1983 и другие.  ↑ 1
  35. Елютин В.П. Высшая школа. Сотрудничество более чем со ста странами. Документы и материалы. – М., 1977.  ↑ 1
  36. См.: Леднев В.П. Деятельность КПСС по подготовке и воспитанию учительских кадров РСФСР в условиях развитого социализма. – Свердловск, 1985; Окопов П.Р. Деятельность КПСС по развитию высшей школы в условиях совершенствования социализма. – М., 1986 и другие.  ↑ 1
  37. См.: Квициани Д.Д. Подготовка специалистов в высшей школе в 1960–1980-е гг.: Опыт и проблемы (на материалах Северного Кавказа). – Ростов-на-Дону и другие.  ↑ 1
  38. Раноривело Э.Ю. Совершенствование высшего образования как важный фактор подготовки высококвалифицированных кадров в условиях перестройки. – М., 1989; Образцов И.Ф. Высшая школа на перепутье. – М., 1989; Козьменко В.М. Опыт и проблемы вузовского образования. – Алма-Ата, 1990 и другие.  ↑ 1
  39. Костров В.С. Вузы России в новых общественно-политических условиях. – М., 1992; Пузин И.М. Некоторые нетрадиционные аспекты внешнеполитической деятельности высших учебных заведений. – М., 1993; Раймонд Р.Г. Высшее образование: опыт, противоречия и тенденции реформирования. – М., 1995 и другие.  ↑ 1
  40. Кинелев В.Г. Активное использование новой возможности, вуз и рынок. – М., 1992; Жураковский В.М. Приоритет международной модели образования в системе высшей школы России. – М., 1993 и другие.  ↑ 1
  41. Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций // Глобализация и образование. – М., 2001; Байденко В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы. – М., 2002; Смолин О.Н. Российская концепция модернизации в концепции европейского опыта. – М., 2009 и другие.  ↑ 1
  42. Высшая школа России перед вызовами XXI века // Высшее образование в России. № 1. 2001; Развитие образования в России в новом веке: традиции, реалии и идеалы // Университетская книга. № 2. 2001 и другие.  ↑ 1
  43. (нет описания ссылки 43) ↑ 1
  44. Реформы образования. Под ред. В.М. Филиппова. – М., 2003; Об итогах деятельности Минобразования России по реализации первого этапа модернизации российского образования. Аналитический доклад Минобразования России. – М., 2004; Высшее образование: вызовы Болонского процесса и ВТО. – М., 2007. 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.