Зарегистрироваться

Социальное действие

Категории Социальная структура, социальные институты и процессы | Под редакцией сообщества: Социология

Социальное действие – поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы ) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели. Структура социального действия схематически выглядит:

Субъект → объект → средства → мотивы → результат.

Субъект действия – исходный элемент в структуре социального действия. Он может быть индивидуальным и коллективным, единичным и множественным. В зависимости от своего отношения к предпринимаемому действию и степени участия в нем они ранжируются на три уровня. Общество, большая социальная группа, нация и поколение выступают субъектом действия третьего порядка, государство, организация и малая группа – второго порядка, индивид – первого порядка.

Мотив – осознанное побуждение к достижению конкретной цели, это необходимый элемент сознательного, волевого, преднамеренного действия. Побуждениями являются и потребности, и мотивационные состояния и эмоции. Одни из побуждений осознаются, другие не осознаются.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого действия. Действия человека всегда осмысленны. Отдельные действия занимают краткое время: забить гвоздь, погладить рубашку, сходить в магазин. Когда они соединяются в цепочку и повторяются из дня в день, возникает деятельность. Действие – единица деятельности. Отдельное движение – элемент действия. Движения столь элементарны, что присущи и животным, и людям. Действия и деятельность – только людям. К движениям не применимы цель и потребности, а к действию применимы. Поведение – совокупность движений, актов и действий, человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней (рассудочная деятельность) и внешней. Поведение относится только ко второму.

Поведение – внешняя форма проявления деятельности, т.е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому ученые говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение – непосредственно наблюдаемая деятельность. Деятельность – осознанное им «произвольное поведение». Основными элементами социального поведения выступают: потребности, мотивация, ожидания (экспектации).

Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как  определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям. Единицей поведения является поступок. Хотя его считают осознанным, он не имеет цели или намерения.

Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце XIX – начале XX в. немецкий социолог Макс Вебер. Он считал, что основными критериями социального действия выступают а) мотивация и б) ориентация на других. Сознательную ориентацию субъекта действия на ответную реакцию на его поведение со стороны др. участников Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

При этом Вебер признавал, что провести четкую границу между осознанной и неосознанной ориентацией индивида на поведение людей можно лишь теоретически, рассматривая понятие социального действия в качестве идеального типа, модели целенаправленного действия индивида, предполагающего возможную реакцию окружающих.

Мотивация – субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое можно понять извне, которое понятно другим людям, в том числе социологии. Понятным может быть стать только осмысленное действие, т.е.

  1. направленное на ясно осознаваемые самим субъектом цели,
  2. использующее для достижения этих целей средства, признаваемые адекватными субъектом действия.

В своей типологии социального действия Вебер выделил: целерациональное (другое название: инструментально-рациональное), ценностнорациональное, традиционное и аффективное действия.

  1. инструментально-рациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) использует как «средства», или «инструменты» в своей стратегии действий;
  2. ценностно-рациональное поведение, которое детерминируется верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет ли это поведение к успеху или нет;
  3. традиционное;
  4. аффективное, т. е. эмоциональное, поведение.

Первый тип – целерациональное, или инструментально-рациональное, поведение, которое предполагает свободный и осознанный выбор цели, например, продвижение по службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны коллектива или толпы. Другая характеристика – ориентация на поведение других людей, предвосхищение его, использование такого предвосхищения как «средства» построения собственных действий.

Второй тип – ценностно-рациональное поведение, которое базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на второй план. Человек может даже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, например, о спасении души или об исполнении долга. С ними он соизмеряет свои поступки.

Третий тип – традиционное поведение, которое нельзя даже назвать сознательным, ибо в его основе лежит притуплённая реакция на привычные раздражители. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение. Таков, например, обычай гостеприимства, существующий у всех народов, которому следуют автоматически, в силу привычки вести себя так, а не иначе.

Четвертый тип – аффективное, или реактивное, поведение. Аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательно. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на оценку других или сознательный выбор цели. Растерянность перед неожиданностью, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия — все это аффективные формы поведения.

Вебер исключил традиционное и аффективное действие из предмета социологии, так как не считал их социальным действием, но включил в него целенаправленное и ценностно-рациональное поведение. На пересечении социологии и психологии находится социальная психология, изучающая два средних типа поведения. Общая структура предмета исследования трех наук изображена на рис.1.

 

Рис.1. Типология поведения М. Вебера и предмет поведенческих наук

 

М.Вебер считал, что не всякое поведение человека может быть предметом исследования социологии. Социолог призван изучать только рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям. У него две формы – целееориентированное и ценностноориентированное действие. Только их призвана изучать социология.

Получается, что основу предмета изучения социологии составляют целерациональное и ценностнорациональное действия. Четыре типа социального действия представляют своеобразную шкалу или континуум, на верхней ступени которого расположено целерациональное действие, представляющее максимальный интерес для социологии, на нижней – аффективное, к которому социологи, согласно Веберу, почти не проявляют интереса. Здесь целерациональное действие выступает своеобразным эталоном, с которым можно сравнивать прочие типы действия людей, выявляя в них степень социологической выраженности. Чем ближе действие к целерациональному, тем меньше коэффициент психологического преломления. В самом деле, понятие цели – по своему содержанию и генезису - никогда не было и не будет психологическим, ибо цель, равно как и смысл действия, вынесена из человека в общество. Она там и рождается, хотя произрасти может только внутри нас. Вот почему форма у нее психическая. Цель – это идеальное представление будущего результата действия, умноженное на коэффициент желания или ожидания. Начинка цели – общественная, а обертка – психологическая. У животных нет целерациональных действий, но есть аффекты. Чем дальше социальное действие от целерационального, тем больше в нем а) инстинктивных элементов и б) животного начала. Стало быть, выше коэффициент психологического преломления.

В итоге получим шкалу, построенную на принципе сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели – ясными, а средства – определенными. У ценностнорационального действия, в сопоставлении с целерациональным, нет цели, результата, ориентации на успех, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, стремления к успеху, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия. В силу этого Вебер считал: только целе- и ценностно-рациональное действие суть социальные действия. Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся. Все типы действий расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

Дальнейшее развитие понятие «Д. с.» получило в социологических концепциях Ф.Знанецкого, Р. Макайвера, Ю. Хабермаса, Т.Парсонса и др. Наиболее глубоко веберовская традиция разрабатывалась у Т.Парсонса, который включил ее в общую теорию социального поведения человека. Он считал Д. с. элементом «системы человеческого действия», в которой понятие «действие» сближается с понятием «поведение». «Сознательность» действия рассмат­ривалась Парсонсом как следствие определенной работы механизма человеческого сознания, ставящего сознательное в зависимость от «бессознательного». Ориентация индивида на действие других людей была поставлена в зависимость от механизмов «институционализации» ценностей и «образцов» культуры, превращающихся в принудительные «нормы» поведения.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.