Социализация
Социализация – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм. Часто социализацию путают с обучением, хотя это совершенно разные вещи. Школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостоверяющий его квалификацию в определенной области знаний. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.
Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить весь этот бесконечно долгий путь развития.
Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, где они предаются углубленным размышлениям и созерцанию. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани.
Таким образом, начальная социализация и продолженная – качественно разные этапы. Социализация – кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки. Социализация имеет две стороны – индивидуальную и общественную. Социализация – не только процесс обретения независимости, экономической самостоятельности, но формирования личности. Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая. У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем навыками к сложной деятельности (рисованию, познанию, труду), наконец, обучение в школе в среднем и позднем детстве – все это стадии одного процесса, а именно осознания своего «Я», проведения границ между собой и не-собой.
С позиции общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека. Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Поскольку социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.
Термин “первичная” относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное, или ближайшее, окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда – не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.
Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.
Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами, и об этом речь пойдет дальше, в социологии называют формальные организации, официальные учреждения.
К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают конкретно членов семьи и родственников, употребляют понятие “агенты”.
Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй.
Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.
Первичная социализация – сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной – одну-две.
Среди агентов первичной социализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напротив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремонность и т.д.
Социализация – сложное по внутренней структуре явление. В общем и целом социализация надо рассматривать в единстве двух моментов – механизма социализации и процесса социализации. Процесс социализации подразумевает стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами человека, а именно: детство, юность, зрелость, старость. По степени достижения результата, или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию.
От социализации надо отличать не только обучение – когнитивный процесс, охватывающий приобретение новых знаний, а также воспитание – целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида, и освоение ролей – практическое овладение правами и обязанностями, предписанными данному статусу, но и два других процесса, а именно:
- взросление – процесс социопсихологического становления человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет
- возмужание – физико-физиологический процесс укрепления организма человека, также в узком диапазоне (о взрослых и стариках не говорят, что они возмужали). В обыденном употреблении слово «возмужание» чаще относят к юношам, т.е. нагружают точной половозрастной пропиской, а по отношению к девушкам чаще говорят, что она «похорошела и стала более женственной». Женское возмужание с негативным оттенком в просторечии называют «обабилась», а по отношению к юношам и ранним мужчинам, если они загрубели, говорят «заматерел».
Выходные данные:
- Просмотров: 2545
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 28.02.2011
- Версий: 8 , текущая: 8
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кравченко Альберт Иванович
- профессор; доктор социологических наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Ссылки сюда
Категории:
Культурная антропология; Политические партии; Социальная структура, социальные институты и процессы; Социальная философия; Социология; Теория государства и права;
Детализирующие понятия:Антропосоциогенез; Гендерная история; Девиация; Идентификация и идентичность социальная; Контроль социальный; Конфликт; Культурная стратификация; Личность преступника; Массовая культура; Мировоззрение; Роль социальная; Социальный контроль; Ценности.