Зарегистрироваться

Типология обществ

Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Типология – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

Тип общества – это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют одну форму общества, существующую у разных народов в одно или разное историческое время. Она позволяет выделить повторяющиеся черты в социальной организации и структуре человеческого общества, проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология обществ осуществляется на основе определенных признаков или критериев.

В зависимости от того, каков критерий классификации, общества делятся на закрытые и открытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, стагнирующие и динамично развивающиеся, дикие, варварские и цивилизованные и т.д.

Первые таксономии возникли в античности (Платон, Аристотель). Однако отправной точкой для научного развития общественных типологий послужила модель Дж. Вико, которая описывала три стадии развития человеческих обществ (век богов, век героев, век людей).

Родоначальник социологии О.Конт выделил три стадии развития общества – теологическую, метафизическую и позитивную. Критерием типологии у него послужил интеллектуальный прогресс.

В основу классификации общества Л.Морган положил способы добывания средств к существованию: эпоха дикости – стадия присваивающего собирательства и охотничье-рыболовческого хозяйства; эпоха варварства – стадия производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства; эпоха цивилизации – время зарождения городов, классов, социального неравенства, письменности, государства и права. В свою очередь, первые две эпохи подразделяется на три ступени – низшую, среднюю и высшую. При этом каждая последующая ступень менее продолжительна по времени, чем предыдущая. Так, низшая ступень варварства короче, нежели высшая ступень дикости, однако продолжительнее, чем средняя ступень того же варварства.

Обобщив многочисленный эмпирический материал, сравнив развитие общества в самые разные исторические эпохи, английский археолог Гордон Чайлд[1] выделил следующие признаки слож­ных обществ:

  • расселение людей по городам,
  • развитие неаграрной специализации труда,
  • появление и накопление прибавочного продукта,
  • возникновение четких классовых дистанций,
  • переход от обычного права к юридическим законам,
  • зарождение практики крупномасштабных обществен­ных работ типа ирригации и возведения пирамид,
  • появление заморской торговли,
  • возникновение письменности, математики и элитар­ной культуры.

Он разделил общества на простые (дописьменные) и сложные (письменные). Обобщенную формулу сложного общества он выразил так: государство, стратификация, цивилизация.

В основании типологии можно положить способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Согласно этому критерию, все общества с древнейших времен до наших дней можно разделить на следующие типы:

  • общество охотников и собирателей,
  • общество огородничества,
  • общество скотоводов,
  • земледельческое общество,
  • индустриальное общество.

Самый древний способ пропитания — охота и собирательство. Соответственно ему выделяется общество первобытных охотников и собирателей. Оно состояло из небольших кровно-родственных групп (их называют локальными группами, а также трибы), состоящих из 40-60 человек и отделенных друг от друга огромными пространствами. Их основу составляли несколько семей с многочисленным потомством. Все члены трибы, постоянно живущие друг с другом и редко встречающиеся с другими группами, находились в родственных отношениях. Так продолжалось несколько сот тысяч лет. Это самый продолжительный по историческому времени тип общества.

На смену ему пришли два других типа общества и способа производства – скотоводство (пастушество) и огородничество (его еще называют садоводческим обществом). Скотоводство – более эффективный способ добывания средств существования, основанный на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем добывать их на охоте. Из собирательства выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги – деревянному, а позже железному плугу.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности - необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. Земледельческое, или аграрное, общество 300 лет назад сменила машинная индустрия (промышленность). Наступила эра индустриального общества. Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы – отличительные признаки индустриального общества.

В середине ХХ в. американский антрополог У.Голдшмидт предложил обобщенную модель базовых типов общества:

  1. кочевые общества охотников и собирателей;
  2. оседлые общества охотников и собирателей;
  3. огороднические (раннеземледельческие) общества;
  4. скотоводческие общества;
  5. аграрные общества;
  6. индустриальные общества[2].

В 1962 г. известный антрополог Элман Сервис[3] выделил четыре типа или уровня социальной и политической организации общества: локальная группа (band), племя (tribe), вождество (chiefdom) и государство (state). Локальная группа – небольшое сообщество собирателей, основанное на родственных отношениях. Племена занимаются неинтенсивным производством пищи (огородничество и скотоводство). У них есть поселения и (или родовые группы), но нет управления (централизованной власти) и социальных классов (социально-экономической стратификации). У руководства племени не существует еще легитимных средств навязывать свою волю другим в процессе принятия политических решений. Община – форма социально-политической организации, промежуточная между племенем и государством, – имеет дифференцированный доступ к средствам и постоянную политическую структуру. Государство – такая форма социально-политической организации, которая основывается на централизованном управлении и социально-экономической стратификации.

Рассматривая социокультурную эволюцию человечества, известный американский антрополог и социолог Герхард Ленски (1928–1994) положил в ее основание критерий технологии[4]. Он сравнил между собой около 400 типов обществ и выделил 5 параметров, на базе которых только и можно обнаружить их сходство:

  • Население
  • Культура
  • Производство и средства к существованию
  • Социальная организация
  • Социальные институты

Самая примитивная технология, считал он, была у охотников и собирателей. Всего каких-то 10 тыс. лет назад все население планеты составляли охотники и собиратели. Ныне лишь немногие из них выжили. Палка-копалка, копье и лук, бродячий образ жизни, небольшая численность группы, стратификация исключительно половозрастная, власть состояла из вожака и шамана, уравнительное распределение и концентрация всех социальных отношений вокруг системы родства – таковы существенные признаки той эпохи.

Приблизительно 10–12 тыс. лет назад зародилось примитивное огородничество, а затем и пастушество. Вместе с ними появились простейшие технологии рыхления почвы и содержания скота. Очаг новой культуры стал Ближний Восток. Некоторые народности, в том числе Йаномамо сочетали старое и новое, т.е. охоту и собирательство с огородничеством. При пастушестве появляется прибавочные продукт и социальное неравенство.

Первые земледельческие общества сформировались 5 тыс. лет назад, хотя неолитическая революция началась 8–10 тыс. лет назад. Именно тогда произошел качественный скачок в технологии: изобретение колеса, ирригационных сооружений и письменности положили начало цивилизации. Пришедшее ему на смену индустриальное общество заставило вместо человека трудиться машинам, а вместо тягловым животным – пару и электричеству. Домашний труд превратился в фабричный. Города превратились в клоаки преступности и нищенства, вынудив правительства выделять огромные средства на благоустройство, медицину и социальное обеспечение. Наконец, постиндустриальное общество, основанное на безотходных технологиях, знаниях и информатике, словно вернуло человечество в золотой век. Трудиться стали меньше, а зарабатывать больше, стали дольше жить и меньше болеть. Увеличился и стал гораздо более разнообразным культурный досуг людей.

Отечественная социология использует все типологии либо в их оригинальном, либо в модифицированном виде. Иногда появляются попытки объединить их в некоторую синтетическую модель. На основе работ К.Леви-Строса, М.Мосса и других зарубежных ученых российские специалисты Н.Н.Крадин, О.Ю. Артемова и М.Ю. Ульянов выделили такие стадии и типы общества:

1. Первобытное стадо (нижний палеолит);

2. Локальная группа (средний и верхний палеолит) имеет две разновидности – а) эгалитарный и б) неэгалитарный типы общества;

3. Семейно-клановая группа (верхний палеолит и неолит) имеет две формы – а) крупная родовая община и б) родовая община;

4. Поздне-потестарное общество (бронза) имеет две разновидности: 1) племя и 2) вождество

5. Раннее государство (3-4 тыс. лет до н.э.).

 

 

Ссылки

  1. Child G. The Danube in Prehistory. Oxford: Oxford University Press, 1929; Child G. What happened in history? Baltimore: Penguin, 1942; Childe, Gordon V.  The urban revolution // Town Planning Review, 1950.  21(1):3-17.  ↑ 1
  2. Goldschmidt W. Man’s Way: A Preface to the Understanding of Human Societies. N.Y.: Holt, 1959.  ↑ 1
  3. Service E.R. Primitive Social Organization. New York: Random House, 1962.  ↑ 1
  4. Lenski G. Human societies. A macrolevel introduction to sociology. N.Y: McGraw Hill Book Co., 1970.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.