Зарегистрироваться

Неолитическая революция

Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Неолитическая революция – переход от добывающего к производящему хо­зяйству, т.е. рождение земледелия и скотоводства.

Термин «неолитическая революция» в научный оборот ввел английский археолог Гордон Чайлд (1892-1957). Неолит,или новый каменный век, эпоха, характеризующаяся применением каменных орудий и земледельческим хозяйством – в отличие от палеолита и мезолита, когда основными видами человеческой деятельности были охота, рыболовство и собирательство. Г.Чайлд считал причиной зарождения земледелия изменение климата в конце ледникового периода: люди расселялись в пригодных для жизни районах; их высокая концентрация и недостаток продовольствия способствовали началу обработки почвы.

В эпоху неолита орудия из камня уже шлифовались и сверлились, появились глиняная посуда, прядение и ткачество. В этот период человек изготовлял каменные орудия из серпентина (змеевика), роговой обманки, гранита, сланца, кремневого сланца, кремня, обсидиана и других минералов. Очень многие каменные орудия сглажены и отшлифованы, в этом их значительное отличие от каменных орудий палеолита, на поверхности которых всегда были видны следы обивки. В те далекие времена камень был дороже золота: сознательно обработанный человеком, он служил орудием и оружием, облегчал борьбу за существование.

В число элементов материальной культуры неолита, кроме остатков культурных растений и домашних животных, входят шлифованные кремневые орудия и керамика. Следы древних поселений человека, умевшего владеть луком, изготовлять глиняную посуду и шлифовать топоры обнаруживаются, в частности, в Сибири. Главная особенность неолита - переход части мобильных групп охотников-собирателей к оседлому образу жизни с элементами присваивающей и производящей деятельности.

И это стало решающей предпосылкой перехода к цивилизации. Промышленная революция длилась 100 лет, а неолитическая – в 100 раз дольше. Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. В одних регионах мира он продолжался 3 тыс. лет, в других – 10 тыс. лет.

Если стадию охоты и собирательства некоторые ученые называют периодом почти нулевого уровня, или застойного развития, то земледелие (аграрную культуру) – промежуточной стадией, которая характеризовалась низкими темпами развития.

Как свидетельствуют археологические находки, палеолит формировался на планете с разной скоростью. Скажем, австралийские аборигены и сегодня живут в древнем каменном веке. То же самое происходит и с неолитом. В общем и целом неолит охватывает хронологические рамки VIII-III тысячелетие до н.э., но в разных регионах планеты его границы могут существенно различаться. Так, например, поселения неолитического периода на восточном Средиземноморье датируются периодом IX-VI тысячелетие до н.э., а в Саратовской области неолит охватывает сравнительно небольшой период с V по III тысячелетие до н. э. В то время как на р.Хопре в Поволжье обитали племена еще эпохи позднего мезолита, жившие в VII-VI тысячелетии до н. э., на Ближнем Востоке в VI тысячелетии до н.э. уже закончился неолит. Эпоха неолита, нового каменного века, на территории Тюменской области началась в конце V тысячелетия до н.э. В Крыму неолит продолжался с VI по V тысячелетие до н.э.

Свои исторические задачи неолитическая революция не закончила на территории России, которую населяют самые разные народы, проходящие в своем развитии различные социально-экономические фазы, вплоть до ХVII в., а то и ХХI в. Так, кочевые народы Севера, чукчи и эвенки, до сих пор не перешли к земледелию, хотя в быту пользуются не каменными топорами, а современной электроникой. По формальным критериям у них неолитическая революция не произошла. По всей видимости, никогда и не произойдет.

Другой пример: достаточно развитые народы Центральной и Южной Америки, по всей вероятности, не умели обрабатывать металлы (и уж во всяком случае, не знали железа) и оставались в неолите до XVI в., т. е. до начала испанской колонизации.

Таким образом, неолитическая революция, независимо от того, в какое время она наступила и сколько продолжалась, подразумевает период перехода от присваивающего (собирательство, охота) к производящему труду (земледелие, скотоводство, рыболовство), от бродячего к оседлому образу жизни. Производящее хозяйство начиналось в разное историческое время, зародилось независимо в нескольких регионах и продолжалось неодинаковое время. До сих пор на Земле сохранились народы, занятые «дореволюционным», присваивающим, хозяйством.

Примерно 10 тыс. лет назад, когда планета оказалась переполненной охотниками и собирателями, начался первый глобальный продовольственный кризис. Это случилось в конце палеолита. Примитивные орудия труда, известные охотникам и собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство. При нем дополнительная продукция получается только за счет расширения или захвата новых территорий.

Согласно большинству статистических оценок, общая численность собирателей и охотников тогда равнялась 5–6 млн. Но и этого оказалось слишком много. Даже при этом, весьма примитивном способе производства, а точнее благодаря ему, возникла слишком большая антропогенная нагрузка на природу.

В случае присваивающего хозяйства сырьевая база для одной группы охотников и собирателей очень большая, она становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов. Количество свободных площадей стремительно сокращалось.

Несбалансированное соотношение числа едоков и количества пищи превратилось в острую социальную проблему – продовольственный кризис. Свободного пространства для существования все возрастающего населения явно не хватало.

Популяционный пресс на природу удалось ослабить, только перейдя к более высокому способу производству – к земледелию. Потребность в нем продиктована вполне объективными причинами: переход от экстенсивного способа хозяйствования к интенсивному предполагает, что с той же территории благодаря более совершенным орудиям труда и его организации получают больше продуктов.

Обработка почвы началась в зависимости от удаленности территории от ледников. Период таяния льда, т.е. конец палеолита, продолжался тысячелетия. В приграничных районах оно началось еще на рубеже XI-Х тысячелетий до н.э., но уже через две тысячи лет ледник отступил из Центральной Европы. Скандинавия освободилась ото льда к VI тысячелетию до н.э. К северу передвинулась и граница тундры, за ней – граница хвойных и далее - лиственных лесов. Очагом неолитической революции, таким образом, стали самые удаленные от ледника области на Ближнем Востоке, в Месопотамии, Египте и Восточном Средиземноморье. Жители этой части Земли стали первыми в мире земледельцами и пастухами, которые добавили к повседневному рациону домашнюю пищу (пшеницу и ячмень, овец и гусей). Почти одновременно обрабатывать почву стали в Восточной Азии, Мексике и Перу.

Составной частью неолитической революции явилась революция доместикации, которая заключается в приручении диких животных и окультуривании диких растений ради хозяйственных нужд человека. Она представляет собой первый и самый крупный в истории человеческого общества процесс преобразования дикой природы.

Заселив в верхнем палеолите континенты, отличавшиеся друг от друга своими природными ресурсами, люди оказались в неравных для развития хозяйства условиях. Факторы окружающей среды могли не только ускорять или замедлять этот процесс, но и направлять его. Так, в основе экономики ближневосточных цивилизаций было возделывание пшеницы, ячменя, гороха, чечевицы, а также разведение коз, овец, свиней и крупного рогатого скота. Были одомашнены собаки, лошади, верблюды. В Америке животных, подходящих для доместикации, оказалось значительно меньше. В основном, это были ламы, утки, индейки и пчелы.

Какие же животные самые первые стали домашними? Однозначного ответа у археологов нет. Согласно одним данным это были козы и овцы, которые 10 тыс. лет назад паслись на холмах Малой Азии. По другим сведениям, ими стали собаки, т.е. одомашненные волки.

Первое упоминание об одомашненном крупном рогатом скоте относится к 4 тысячелетию до н.э. Но только во времена древних империй животноводство получило распространение. Первоначально крупный рогатый скот служил источником молока и мяса. Позже волы и буйволы стали использоваться как вьючные животные, а позже – как тягловая сила для плугов и повозок. Сельское хозяйство получило важнейший, помимо человеческого труда, источник энергии.

Одомашнивание – с антропологической и социологической точек зрения – представляет собой исторически длительный процесс социализации диких животных, в ходе которого они не только адаптируются к искусственной среде, но и меняет свою морфологическую структуру.

Революция связана с переходом от бродячего образа жизни к оседлому, зарождением крупных стационарных поселков, сменившим временные лагеря охотников и собирателей. На смену мотыге и палке-копалке - основным орудиям труда в огородническом обществе – пришел запряженный плуг и новая технология обработки земли – пашенное земледелие. Они вызвали небывалый рост производительности труда, а вслед за тем прирост прибавочного продукта, его концентрацию в руках немногих, социальное неравенство, образование классов, высвобождение части производственного времени на цели досуга и, как следствие, развитие культуры, искусства, науки и образования. Субъектом «непроизводительных занятий» стали лица свободных процессий, в том числе артисты, поэты и художники, и представители праздного класса – зажиточные и богатые слои населения, не занятые физическим трудом.

Переход к земледелию растянулся на несколько тысячелетий, в результате чего человеческое общество успело изменить свою структуру, тип стратификации, создать письменность и цивилизацию, построить города и перестроить систему социальных отношений. Ее результатом следует признать также изменение исторического типа адаптации человечества – отныне оно не просто приспосабливалось к данным природой условиям, в том числе пищевым запасам и ресурсам, а стало их рационально контролировать, производить и воспроизводить.

В ранний период неолитической революции были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н.э.

Повышение производительности труда привело к росту численности населения и обострило борьбу за источники питания и источники богатства. Элита общества, составлявшая меньшинство населения, сосредоточила в своих руках большинство богатств общества и держала остальную часть общества «на расстоянии» при помощи репрессивных механизмов подавления – армии, полиции, судов. Для их прокормления требовались огромные источники добавочной стоимости, которые были тем шире, чем больше расширялась территория государства и росла численность поданных. Древневосточные империи представляют собой образец авторитарных режимов, в подчинении которых находились огромные армии, совершавшие бесконечные набеги на соседей и завоевательные походы в другие страны.

Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым укладом. Раньше всего это случилось там, где позволял климат – на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай хлебных злаков можно было собирать в течение 6 месяцев. А, разводя дополнительно скот, можно было подолгу оставаться на одном месте.

При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуж­дается в пользу государства и правящего класса. Таким образом, именно при земледелии впервые за всю историю появляется эксплуатация человека человеком.

И все же человек обрабатывал землю недостаточно эффективно. Исключением служили редкие участки, расположенные по берегам и в дельтах рек, где продуктивность земледелия можно было увеличить с помощью ирригации. На большинстве других участках, – а они относились к неполивным землям, – единственным способом сельскохозяйственного освоения оставались рубка и выжигание растительности. Засевать такие участки было не очень выгодно. Как правило, уже после двух урожаев землю для восстановления плодородия приходилось оставлять под паром. Тем не менее, и такой тип земледелия вполне подходил для оседлых поселений.

Земледельцы и кочевники как производители сильно зависели от сезонных колебаний погоды, от солнца, дождей и разливов рек. Суровые природные условия не побуждали земледельца к эволюции и нововведениям. Сельскохозяйственные орудия и методы на протяжении тысячелетий оставались практически неизменными, аграрный способ производства, с точки зрения научно-технической культуры, оставался застойным.

Одним из основных отличий при переходе к оседлому образу жизни является изменение отношения к жилищам. Первоначальные поселения и стоянки охотников каменного века превращались в деревни земледельцев – новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н.э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, например Иерихон, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей. Первые дома оседлых людей представляли собой круглые постройки, напоминавшие временные жилища охотников и собирателей. На фундаменте в виде круга ставили остов из палок и покрывали его кожей или соломой. Оседлые поселенцы вскоре начали строить дома из глины, а позже - класть прочный каменный фундамент. Постоянное жилье потребовало невиданного прежде культурного феномена – внутридомового и квартирного дизайна: забота о доме выражалась в появлении известковой обмазки полов и стен (цвет в основном красный или кремовый) и в перестраивании и возведении новых строений на прежнем месте. Бродягам-собирателям, постоянно перемещавшимся с места на место, никакой дизайн и домашний уют был не нужен.

Отношение первых земледельцев к обжитому и освоенному пространству прослеживается по изменению погребальных обрядов. Если в предшествующий период погребения совершались просто в пределах поселения, связывая умерших с общиной, то теперь они расположены в домах, что свидетельствует об укреплении связей внутри отдельных семей. Перемещение черепов и так называемые вторичные захоронения предполагают наличие культа предков. Вскоре появится еще один культурный феномен, окончательно зафиксировавший победу оседлости, – деревенские и городские кладбища. Живущие поколения стали мечтать о том, чтобы быть похороненными вместе со своими предками. Снос поселка, перемещение его на другое место становится невозможным вовсе не в силу технических причин, а исключительно благодаря культурным факторам. Поселок становится малой родиной потому, что хранит могилы предков и историческую память многих поколений.

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из отдельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледельцами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная социальная система. Первоначально единообразное общество все более отчетливо делилось на группы и социальные слои. Предметы, найденные в более древних захоронениях, свидетельствуют о равенстве жителей поселений независимо от пола. Полноправными членами общества были даже дети. Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во время совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники обрабатывали камни и металлы, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.

Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам, их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообщество образовывали, как правило, кровные родственники. Они еще не знали частной собственности на землю, - в то время она еще только зарождалась. Наибольшие изменения в социальные отношения земледельцев привнесли начавшиеся войны. Насилие существовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приобретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впервые в истории ремесленники начали изготовлять оружие и другие технические средства для борьбы человека с человеком. Изменился и характер содержимого захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это был известный воин. К III тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла грань между правителем и остальными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного человека, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От других людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так некогда равноправное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управления.

Продуктивность сельскохозяйственного труда повысилась, когда земледелие перешагнуло чисто деревенский этап развития. Зарождение городов, тем более формирование городской цивилизации, благотворно повлияло на развитие сельского хозяйства. Город продавал деревне более совершенные орудия труда – вначале ручные, а затем механические. Город давал селу квалифицированные кадры, новые технологии, снабжал удобрениями, организовывал промышленную обработку сельхозпродуктов.

Самые ранние формы основных занятий — собирательство, охота и рыболовство как подсобные сохраняются у многих этносов и до настоящего времени. Земледелие подразделяется по способам обработки почвы на подсечно-огневое (вырубка деревьев и кустарников на участке и сжигание их для удобрения почвы золой), переложное (другое название первого типа, связанное с необходимостью через определенное время забросить участок и перейти на новый), ручное (обработка ведется примитивными орудиями – палкой-копалкой, колом, кетменем и т.д.), мотыжное (вариант ручного, обработка земли производится с помощью широко распространенного орудия труда – мотыги), пашенное, или плужное. Различаются еще и такие виды земледелия, как орошаемое, поливное, заливное (распространено в рисоводческих странах, где рассаду риса высаживают на поле, залитое водой) и богарное (условное название для разведения сельскохозяйственных культур на сухих землях)[1].

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей группироваться в новый тип социальной общности — в территориальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков.

Первые поселения возникли около мест обильного произрастания дикорастущих злаков. Тут же заводили скот: овцы и козы могли поедать стебли, остававшиеся после сбора зерна. Собиратели строили дома, хранилища для зерна и печи для его приготовления. Так они превращались в земледельцев.

Уже раннее земледелие позволяло производить продуктов больше, чем требовалось для поддержания жизни. В Шумере в 3000 г. до н.э. мужчине в месяц выдавали 36 кг зерна, а женщине – 18. Исходя из этих норм, российский археолог В.М.Массон рассчитал, что для прокорма среднего по численности (150-180 человек) шумерского поселка надо 44 т зерна. Чтобы его вырастить, двое взрослых от каждой семьи даже с примитивными каменными орудиями должны трудиться всего один месяц в году. Необходимое на год всему поселку зерно можно было собрать всего за 10 дней.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в 3000 г. до н.э. была вдвое выше, чем в Шумере. Если земледельцу достаточно было 30 дней для обеспечения себя продуктами питания на год, то остальное время можно было тратить на строительство храмов и дворцов

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу.К сложным обществам относят такие, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социаль­ное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления.

Социальным последствием неолитической революции стало появление аграрного общества. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, которую легко можно обменять на другие товары. Избыточный продукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавочным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточ­ный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку приходится влачить жалкое существование и весь рабочий день посвящать добыванию пищи. Недаром социологи говорят, что традиционное, и прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга.

Классы могли появиться только в связи с прибавочным продуктом, а его могли дать лишь земледелие и скотоводст­во.

Итак, сложное общество – это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледелии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается в пользу государства и правящего класса.

Роль земледелия, как позитивная, так и негативная, в истории человеческого общества необычайно велика. Даже сегодня, в век межпланетных полетов и нанотехнологий, сельское хозяйство остается фактором глобального порядка. Вот лишь некоторые факты:

  • Ни один вид животных, за исключением человека, никогда не занимался земледелием и фермерством.
  • Именно земледелие привело к появлению человеческой цивилизации, письменности, классов, городов и т.п.
  • Практически все население планеты, за малым исключением, существует сегодня благодаря продуктам, получаемым от земледелия.
  • Почти вся земля, пригодная для пашни, сегодня отдана под земледелие.
  • Возникнув 10 тыс. лет назад, земледелие пережило все другие хозяйственные уклады и типы экономики, не потеряв своей актуальности.

Земледелие – один из основных и важнейших элементов цивилизации как таковой. Это, по сути, – аксиома современного взгляда на нашу историю. Именно с освоением земледелия и переходом к сопутствующему ему оседлому образу жизни связано формирование того, что мы понимаем под терминами «общество» и «цивилизация». Там, где не было перехода к земледелию, не возникала и цивилизация.

Если мы выстроим все изобретения и открытия человечества по возрастающей шкале, взяв за критерий тот позитивный эффект и пользу обществу, который они принесли, то на первом месте окажется не космонавтика, генная инженерия или ядерная энергия. Даже не изобретение колеса или приручение огня, а земледелие и связанный с ним неразрывно процесс доместикации – приручение животных и окультуривание растений.

Но и негативный эффект земледелия немал. Переход от присваивающего к производящему хозяйству радикально изменил образ жизни людей и повлиял на их здоровье, в основном в сторону ухудшения. В разных регионах это влияние имело свою специфику. Изучение в 2010 г. скелетов 200 охотников-собирателей и 205 ранних земледельцев, живших в Палестине 8–15 тыс. лет назад, показало, что смена уклада – на ранних этапах неолитической революции – не привела к заметному улучшению качества жизни, питания и здоровья. Большинство исследований выявило рост патологических изменений скелета, вызванный частыми инфекциями, снижением качества пищи (диета стала более однообразной, люди стали есть меньше мяса и больше углеводов) и увеличением физических нагрузок[2]. Женщины с появлением сельского хозяйства стали больше работать.

Увеличившаяся в 15 раз плотность населения и тесный контакт с одомашненными животными привели к росту инфекционных заболеваний. Пока люди жили врозь и небольшими группами, инфекционные болезни распространялись очень медленно. Люди гибли не от них. Патогены были получены от одомашненных животных: коз, овец, свиней, коров. Скученно жили и люди, и животные. Причем часто – в неподходящих санитарных условиях. Разносчиками инфекционных заболеваний могли выступать мыши, расплодившиеся в амбарах и хранилищах зерна. Однако рост заболеваемости у земледельцев не сопровождался существенным ростом смертности или сокращением продолжительности жизни.

Приручение животных изменило генофонд животного мира, появились болезни, которых не знает дикий мир природы. Хотя переход к агрокультуре резко увеличил производительность общественного труда, он снизил качество жизни людей. Для своего собственного пропитания и прокорма первобытной семьи охотникам и собирателям приходилось трудиться гораздо меньше часов в сутки, чем их более цивилизованным, вооруженным плугом и тягловой силой потомкам. Неандертальцы и кроманьонцы не только меньше трудились, они выглядели здоровее, питаясь натуральной пищей, больше двигались, умели выживать в самых неблагоприятных условиях.

Рост производительности труда поднял общество на качественно новый уровень развития, произвел подлинную революцию как в экономической, так и в социальной сфере жизни. Земледелец производил продукции в десятки раз больше собирателя и во много раз больше своего непосредственного предшественника – примитивного фермера, занимавшегося огородничеством. На смену избыточному продукту, достаточному для пропитания нескольких человек, пришел прибавочный продукт, достаточный для пропитания целых классов, не занимавшихся полезным трудом. Земледелец производил то, что другие отнимали у него, заставляя трудиться еще больше, но уже не на себя, а на чужих людей.

Именно при земледелии появились не существовавшие прежде эксплуатация труда, отчуждение продукта, вопиющее социальное неравенство, праздные классы, управлявшие обществом, но не занятые общественно полезным трудом.

Итак, приблизительно 10 тыс. лет назад в разных уголках планеты появлялись группы людей, который неожиданно для всех забросили прежний способ хозяйствования, собирательство, который практиковали десятки тысяч лет и стали медленно переходить к новому образу жизни. Они приручали диких животных ради получения мяса и молока, дикие овощи и растения ради выпеки хлеба и получения для организма дополнительных углеводов, огораживали участки земли, применяя для их распашки невиданные прежде орудия труда. Кожи животных они пускали на одежду и хозяйственный инвентарь. Со временем у них появились постоянные поселки, а из них выросли города, которые спустя 8 тыс. лет превратились в современные мегаполисы.

Неолитическая революция резко повлияла на поступательное движение общества, придав ему ускорение в социально-экономическом плане. Появление животноводства и земледелия существенно усилило антропогенное воздействие на окружающую среду. Существует мнение, что именно пастухи повинны в разрушении огромных территорий во всем мире, особенно в районах Средиземноморья и Ближнего Востока, да и других районах, способствуя аридизации огромных регионов[3]. Что касается земледелия, то ему мы обязаны широкомасштабной эрозией и уничтожением лесов с помощью пожаров (подсечно-огневая система земледелия, переложное земледелие и т.д.), что привело к одному из самых существенных отрицательных экологических последствий – опустыниванию двух млрд. гектаров ранее плодородных земель, что превышает площадь ныне обрабатываемых земель и пастбищ, составляющих около 1,5 млрд. га. Классическим примером опустошения природы и, в конце концов, культуры явилась подсечно-огневая система земледелия майя, что послужило одной из причин гибели этой цивилизации:

Хотя овладение огнем произошло в палеолите, тем не менее, широкое его использование связано с переходом к земледелию. Тот же огонь с помощью человека (в основном подсечно-огневая система) уничтожил огромное количество растений и животных, превратив некогда богатые лесами регионы планеты в бесплодные пустыни.

Неолитическая революция не прошла для природы незаметно. Технология, связанная с развитием земледелия, в те времена заключалась в следующем: на определенном участке, предназначенном для земледелия, выжигался лес, затем проводились элементарная об­работка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего 2-3 года, после чего почва истощалась, и надо было переходить на новый участок. Существенные изменения в природные ландшафты стала вносить постройка городов, которая начала осуществляться на Ближнем Востоке около 5 тыс. лет назад. Добыча полезных ископаемых уже в древности нередко порождала экологические проблемы. Так, в VII–IV вв. до н.э. интенсивная разработка в Древней Греции серебряно-свинцовых рудников, которая требовала больших объемов крепежного леса, привела фактически к уничтожению лесов на Аттическом полуострове.

Десять тысяч лет назад человек впервые приручил животных, т.е. искусственно вывел для своих хозяйственных нужд таких животных, каких в природе не существовало. Сегодня человечество совершило новый прорыв в неизведанное: в конце ХХ в. оно придумало вначале технологию выведения диких животных в домашних условиях для их дальнейшего существования опять же в диких условиях, а затем – способы клонирования животных, создания генетических двойников. С тревогой мировая общественность наблюдает, как сфера естественного все время сужается, а сфера искусственно созданного расширяется. В научно-фантастических фильмах рисуют такое общество, где основным населением становятся биороботы, а немногие оставшиеся люди превращены в рабов или загнаны в резервации.

Неолитическая революция считается самой величайшей революцией в истории человеческого общества. С ней не сравнится никакая другая, хотя освоение космоса и достижения электроники часто называют важнейшими событиями в истории человечества. На самом деле, полагают археологи, никакие открытия последних 10 тыс. лет не идут в сравнение с тем грандиозным скачком, который совершило человечество благодаря приручению животных и окультуриванию растений.

Распространение земледелия считается третьим после изготовления орудий труда и добывания огня величайшим достижением человечества. Неолитическую революцию обычно сравнивают с промышленной революцией XVIII–XIX веков, которая привела к смене феодального строя. Считается, что неолитическая революция имела даже более грандиозное влияние, чем промышленная. Ведь первая породила классовое общество, а вторая сменила один классовый строй другим.

 

 

Ссылки

  1. [1] Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991. C. 76.  ↑ 1
  2. [2] Eshed V., Gopher A., Pinhasi R., Hershkovitz I. Paleopathology and the origin of agriculture in the Levant // American Journal of Physical Anthropology. Advance online publication 27 May 2010.  ↑ 1
  3. [3] Дорст Ж. Влияние человека на природу // Смитт Р.Л. Наш дом – планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. М., 1982. С. 130.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.