Зарегистрироваться

Родоплеменной строй

Категории Социальная антропология | Под редакцией сообщества: Социология

Родоплеменной строй – организация общественной власти в догосударственном обществе, основанная на кровно-родственных связях.

Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубежной литературе именуются кланами, локальными группами и линиджами[1], а в отечественной – родами. Принципиальной разницы между этими терминами нет.

Социальная организация кроманьонцев характеризовалась семейной общиной - малой локальной группой либо кланом. В основе семейной общины лежали родственные отношения, объединявшие несколько поколений: родителей, молодую пару и их детей. Они могли объединяться, опять же на родственной основе, в более крупные союзы для защиты от нападения, организации боевых походов, коллективной охоты, религиозных ритуалов. Поскольку в основе социальной организации первобытного общества лежали родственные отношения, постольку такую организацию определяют как родовой строй.

Родоплеменной строй – это обобщающее название для очень большого и крайне многообразного в культурном и социальном плане политического пространства главным образом Африканского континента, на котором мирно или немирно уживаются небольшие племена охотников и собирателей, каждое численностью не более 100 человек (бушмены в пустыне Калахари), и мультинациональные объединения в несколько миллионов человек, познавшие уже радости товарно-денежных отношений, как например народность Фулани.

Племенем называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно – родственными связями. Территориально-поселенческая ячейка такого общества – это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледелием, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охотников и собирателей. Плотность населения колеблется от 1 до 250 человек на км2.

Основу хозяйства составляли собирательство, охота и рыболовство. Для охоты на мелких животных и птиц используется лук со стрелами, силки, ловушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной получила развитие индивидуальная охота с засадами и скрадыванием. Простое присваивающее хозяйство позволяло получать минимально необходимый и, только как исключение, избыточный продукт. В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Коллективной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запруды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные орудия труда – топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения – являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу была также коллективной. Распределение ее было уравнительным.

Род представляет союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связанных узами крови[2]. Там, где происхождение считается по женской линии, что было общераспространенным в архаическом периоде, род состоит из предполагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков. Там же, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из предполагаемого прародителя и его детей, а равно детей его мужских потомков. Современная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия.

Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом обладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива.

Структуру органов власти родовой организации можно представить следующим образом:

  1. 1. Общее собрание рода;
  2. 2. Совет старейшин (старейшина);
  3. 3. Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин.

Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).

Согласно мнению Л.Моргана, именно родовая организация вывела человечество из стадии дикости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки первобытного общества.

Род – совокупность кровных родственников, имеющих общее родовое имя, - выступил основанием (первым этажом) огромной социальной пирамиды, надстроившейся над ним. У американских индейцев роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родственников, объединенных отношениями общей собственности, взаимного наследования, взаимопомощи и взаимозащиты. Они имели свои тотемные имена. Род имел право адопции, отдельное от других родов кладбище.

Вторым этажом служила фратрия – подразделение племени, объединяющее несколько взаимобрачных родов, которые большей частью произошли первоначально из одного рода[3]. Это слово греческого происхождения: phratria – братство. Здесь кроется подсказка: впервые ученые обнаружили такую форму социальной организации в древнегреческом обществе. Когда американские ученые, в частности Морган, стали изучать индейцев, они перенесли на их структуру данную терминологию.

В Афинах, согласно конституции Солона, каждая из четырех фил подразделялась на 3 фратрии, а каждая фратрия – на 30 ген (т.е. родов). Попасть в фратрию было не так-то просто. Только после семилетнего возраста ребенок вносился в списки фратрии, т.е. становился настоящим товарищем, сочленом. Их объединяли преимущественно религиозные цели.

Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг друга, особенно в экстремальных ситуациях: в случаях убийства в племени, выборах предводителя и т. п. Фратрии имели свои религиозные братства, особые обряды посвящения, церемонии.

Третий этаж – племя, соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры – бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социально-потестарными функциями[4].

Четвертым выступала конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалектах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству. Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляли несколько конфедераций племен: Конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, Конфедерация криков (6 племен), Конфедерация оттава (3 племени), Лига дакота (7 «огней совета»), Конфедерация моки (7 пуэбло) и Ацтекская конфедерация из трех племен.

В результате получалась матрешечная иерархий: рода вкладывались во фратрии, те – в племена, которые объединялись в конфедерацию либо союз племен.

Союз племен – временное объединение родственных или соседствующих племен, образованное прежде всего для отражения угрозы нападения врага. В ряде случаев союзы племен, возникшие в оборонительных целях, продолжали свое существование, но уже в социально-экономических интересах входивших в них племен (ирокезская лига, конфедерация криков и др.). Обычно после устранения военной угрозы союзы распадались. Союзы племен возникли в период перехода к классовому обществу, который получил название периода военной демократии, когда наряду с обычным выборным вождем возрастает социальная роль военачальников, избираемых демократическим путем членами племени или совета племен. Эти союзы можно считать предтечей государства, а их военных предводителей – праобразом королевской, княжеской власти[5]. В зарубежной антропологии они получили название вождеств.

Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ, строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой, или народным собранием, и басилевсом или военачальником. Народ был свободен, а его учреждения демократичны.

Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков – кровного родства и общей территории. Поэтому племя, с одной стороны, является кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой – территориальным союзом, поскольку группы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню. К объединению их толкала необходимость обороняться от внешнего врага, хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и создал империю.

У племени два органа управления – собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (старейшин родов). Избирался также военный предводитель, игравший значительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей военного характера, поскольку между племенами часто происходили столкновения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами – китайцами, персами, египтянами, греками и римлянами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру.

По выражению дореволюционного социолога Н.Рожкова[6], род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия.

По мнению Б.Малиновского, племя «является такой единицей, которая складывается в результате преобразования групп распространенных на определенной территории по мере развития (социальной) организации и сотрудничества... Я считаю необходимым провести различие между племенем, в культурном смысле слова, и племенем как политически организованной единицей. Племя как крупнейший носитель единой культуры представляет собой группу людей, имеющих общие традиции, обычное право и методы производства, а также характеризуется единой организацией, свойственной таким входящим в ее состав малым группам, как семья, локальная группа, профессиональная гильдия или трудовой коллектив. Наиболее характерным признаком племенного единства я лично считаю общность языка, поскольку общее наследие умений и знаний, обычаев и верований может сохраняться группой людей лишь тогда, когда они пользуются одним и тем же языком»[7].

Экономической основой родоплеменного общества выступают чаще всего два уклада – огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальных характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, выступают

  • а) клан – совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка;
  • б) возрастные классы – разделение людей на разные статусные группы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам;
  • в) группы интересов, которые со временем выделяются в политические партии, экономические классы, религиозные конфессии.

Формирование племен из разрозненных объединений начинается в период неолита. Органом самоуправления выступает племенной совет, включающий военных и гражданских вождей. В дальнейшем отдельные племена разрастаются, образуя союзы племён. Из них позже возникают еще более крупные общности – народности.

Родоплеменная организация является самым продолжительным общественным строем, который только знало человечество. Она возникла несколько тысяч лет назад и сохранилась на обширных пространствах Африки, Азии, Латинской Америки, Австралии и даже Европы по сей день.

 

Ссылки

  1. Линидж (англ. lineage, от лат. linea - линия, ряд, поколение, род) - система чьих-то родственников, начиная с самых первых колен.  ↑ 1
  2. В античном мире русскому слову “род” соответствовал термин “гене”, отсюда понятие гентильный коллектив (общность), гентильная организация в значении родовой коллектив, родовая организация.  ↑ 1
  3. Иногда термин “фратрия” ошибочно применяется как аналог рода.  ↑ 1
  4. История мировых цивилизаций // www.distance.ru.  ↑ 1
  5. Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991. С. 69.  ↑ 1
  6. Рожков Н. Очерк истории труда в России // Архив истории труда в России. Петроград, 1922. Кн. 5. Ч. 1. С. 62.  ↑ 1
  7. Малиновский Б. Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 693-694.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.