Зарегистрироваться

Философия культуры

Категории Культурология | Под редакцией сообщества: Культурология

Философия, возникшая на определенном этапе развития человечества, в Древней Элладе, представляет собой важнейшую часть европейской культуры. Более чем за два тысячелетия философия обобщила и систематизировала многообразный человеческий опыт, способствовала «отпочкованию» от себя науки. В отличие от науки, нацеленной на построение объективной картины мира, философия каждый раз отражает свою эпоху, свою культуру. В этом смысле любая философская система обязательно содержит определенное представление о культуре и может считаться философией культуры.

Наряду с этим существует и другое мнение, согласно которому философия культуры представляет собой лишь одно из направлений в широкой панораме философских учений, наряду с философией истории, философией права, философской антропологией и др. Сам термин «культурфилософия» был предложен еще в начале XIX в. представителем немецкого романтизма Адамом Мюллером. Но только к началу ХХ века в Германии оформилось направление европейской философской мысли, которое стали называть философией культуры. Отталкиваясь от традиции философской рефлексии культуры, заложенной в эпоху Просвещении, философы обратились к осмыслению новых реалий культуры. Ушли в прошлое речи об успехах человеческого разума. Кризис просветительской идеологии осознается в философии как кризис рационализма. Вот почему такое большое значение для формирования философии культуры приобретают идеи Иммануила Канта (1724-1804), обратившегося к проблемам человеческого познания в своих работах по критике «чистого» и практического разума.

Особую роль в развитии философии культуры сыграли работы неокантианцев Вильгельма Виндельбанда (1848-1915), Генриха Риккерта (1863-1936), говоривших о необходимости выделения особой отрасли знания, которая занималась бы исследованием культуры. Наиболее актуальными становятся задачи обоснования методов исследования культуры и природы, человека и общества. Неокантианцы, основываясь на несовпадении методологии, различают науки о природе и науки о культуре. Для наук о культуре главным становится не принцип исторического познания, а методологическая процедура «отнесения к ценностям». Культура начинает рассматриваться как совокупность материальных и духовных ценностей, как процесс осознания и воплощения ценностей.

Последующее развитие философии культуры шло по пути выявления различных подходов к осмыслению феномена культуры и человека. Философия культуры получила мощный импульс к развитию в двадцатом столетии. В зависимости от мировоззренческих и методологических позиций, на которых различные мыслители основывали свои рассуждения о культуре, оформились различные направления, школы (структуралистские, позитивистские, марксистские, экзистенциалистские и др.) в рамках философии культуры. На смену классической концепции культуры в европейской философии приходят иные концепции, в основе которых лежат уже другие задачи, порожденные эпохой кризиса европейской культуры, необходимостью переосмысления многих ее ценностей.

В целом было бы явным упрощением сводить роль философии культуры к исследованию сущности и структуры культуры, её функций и закономерностей развития, к выявлению важных проблем соотношения природного и культурного и т.д. Философская рефлексия культуры направлена на осознание культуры не в виде отдельных проявлений, а как некой целостности, специфической сферы человеческой деятельности. Исходя из того, что философия - особая область знания, в центре которой проблема сущности человека и смысл его бытия в мире, можно уточнить смысл философского подхода к исследованию культуры. Напомним высказывание видного отечественного философа культуры В.М. Межуева: «Знать культуру и быть в культуре – совсем не одно и то же [1]. Речь идет о самоопределении в культуре, т.е. о культурном самосознании личности, о раскрытии сущности человека как субъекта культуры, о постижении им своего места и назначения в определенной культуре.

Ссылки

  1. Межуев В.М. Культурология и философия культуры // Культурология. Научно-образовательный вестник. № 2–3. - М., 1997. С.15  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.