Зарегистрироваться

Фандрейзинг

Категории Предпринимательство в культуре | Под редакцией сообщества: Культурология

Фандрейзинг - поиск ресурсов (людей, оборудования, информации, времени, денег и др.) для реализации проектов и/или поддержания существования организации, современный инструмент менеджмента, маркетинга и РR, вид профессиональной деятельности, направленной на привлечение финансовых и иных средств на нужды организации из внебюджетных источников.  

Высочайшим образцом профессионального фандрейзинга в истории стала деятельность иезуитов – членов монашеского ордена Иисуса, основанного Игнатием Лойолой. В 1848 г. Т. Гризингер опубликовал «Monita Secreta» - тайные наставления Общества Иисуса. В наставлениях содержаться детальные рекомендации на тему сегментов рынка, возможных инвесторов (доноров), и на тему технологий поведения в каждом конкретном случае - с каждым конкретным благодетелем. Это была очень результативная деятельность по части привлечения средств на нужды ордена. Многие из наставлений написаны настолько информативно и технологично, что сохраняют актуальность до сих пор.

Фандрейзинговая деятельность представляет определенную технологическую цепочку и имеет несколько этапов. Поиск потенциальных спонсоров, включает создание банка данных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, которые занимаются поддержкой культурных проектов.  Источником подобной информации могут стать программы по развитию, годовые отчеты по социальной ответственности коммерческий структур, публикации в открытой печати, мониторинг государственных программ. Имея базу потенциальных спонсоров, их необходимо классифицировать. Потенциальных спонсоров принято классифицировать:

- по сферам интересов и направлений поддержки (современное искусство, классическое искусство, эстетическое воспитание детей и молодежи, театр (драматический, музыкальный, кукольный), цирк, кинематограф, международные фестивали, конкурсы, проекты…)

-    основные доноры:

  • государственные доноры, правительственные структуры
  • «получастные» доноры – общественные организации, аккумулирующие средства государства и перераспределяющие их по учреждениям и организациям-заявителям
  • частные доноры  - НКО, получающие средства от частных лиц или корпораций
  • независимые фонды (создаются частным лицом, семьями или группой частных лиц), как правило имеют список приоритетных направлений (guidelines)
  • ассоциированные фонды (финансируются из средств коммерческих компаний, с которыми они ассоциированы, например,  Xerox Foundation, Apple, HP и др.)
  • фонды прямого действия (operating foundations) используют собственные ресурсы для поддержки собственных проектов
  • местные фонды (community foundations) объединяют средства жителей конкретной территории города, района, села для удовлетворения собственных потребностей.

– неосновные доноры (потенциальные спонсоры, которые выделяют корпоративные средства не систематически на конкретную сферу деятельности, благотворители и меценаты)

Создавая базу данных   потенциальных доноров,  необходимо владеть информацией  по персональной ответственности за данное  направление в бизнес-структурах или государственных программах и учреждениях.

Важной составляющей фандрейзинговой деятельности является подготовка пакета документов потенциальным спонсорам:

- письмо спонсору (краткое описание проекта)

- спонсорский пакет о предоставление ответных услуг (пакет услуг, которые получит спонсор взамен финансовых или каких либо других средств).

Иногда отмечают, что существует более дифференцированные позиции.

1. Описание проекта и его идеи с акцентом на ключевые детали.

2. Программа с информацией о месте и времени события, сценарии, графике. Перечисление авторов, организаторов и участников проекта.

3. Указания о поддержке проекта госструктурами и/или влиятельными компаниями и лицами … Копии официальных решений, рекомендательных писем, обращений и т.д.

4.  Бюджет: максимальная и минимальная стоимость проекта. Все расходы за счет инвестора или частичное погашение искомой суммы

5. Статус спонсора. Существует несколько статусов спонсора, соответственно различные спонсорские пакеты

6. Полный перечень предоставляемых спонсору рекламных и информационных источников согласно выбранному статусу. Включает в себя медиаплан.

7. Прогноз спонсорского эффекта. Потенциальное количество участников, посетителей, зрителей. Расчет прямого воздействия рекламы, аудитория СМИ, возможный общественный, культурный, политический резонанс.

8. Сумма страховки.

9. Регистрация авторских прав.

Далее должен осуществляться переговорный процесс в результате, которого сторона либо приходят, либо не приходят к соглашению. Если переговоры завершаются положительным результатом, то следует разработка и подписание   основных документов.

Успешный спонсорский проект - предмет гордости спонсора и одновременно фандрейзера.

В отдельных источниках и некоторые практики отмечают, что существует 10 основных инструментов фандрейзинга:

  1.  Письмо к спонсорам (плюс спонсорский пакет)[1]
  2.  Партнерские проекты
  3.  Заявка на грант
  4.  Ящики для сбора пожертвований
  5.  Разовые акции прямого сбора пожертвований
  6.  Квитанции в банке
  7.  Членские взносы
  8.  Статья в газете
  9.   Деньги из бюджета

10. Платные услуги и предпринимательская деятельность

На пути работы с донорами встречается немало препятствий. Эндрю Мак-Илрой выделяет несколько особенностей фандрейзинга [2] , в числе которых:

-    значительная роль государственного финансирования третьего[3] сектора.

-    недостаточное «здоровье»[4] и независимость организаций сферы культуры.

-    степень информированности о фандрейзинговой деятельности организаций смежных сфер (вовлеченность фандрейзеров в профессиональные сети).

-    коррумпированность во всех секторах экономики, отсутствие прозрачности деятельности организаций третьего сектора, несовершенная система отчетности.

-    недостаточная зрелость экономики (и, вместе с тем, общая тенденция экономического развития) в стране.

-    стремительное развитие средств массовой коммуникации и рекламы на фоне недостаточного внимания к сфере культуры со стороны СМИ и профессиональных деятелей коммуникационной сферы.

В борьбе за внебюджетное финансирование чаще побеждают крупные признанные организации, которые и становятся основными получателями спонсорских бюджетов.  Например, в России практика показала, что  организации культуры пока не способны предложить частному сектору достаточно яркие и разнообразные услуги, разработать нестандартные сценарии.

Ссылки

  1. См. в дополнительных материалах «Спонсорский пакет».  ↑ 1
  2. Мак-Илрой Э. Культура и бизнес. Серия культурные стратегии: пер. с англ. М., 2006. С.32.  ↑ 1
  3. Под «третьим сектором» автор понимает сферу культуры. Указ. Соч. С.32.  ↑ 1
  4. Термин «здоровье» в данном случае указывает на уровень профессионализма менеджмента организации  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.