Зарегистрироваться

Многоканальное финансирование культуры

Категории Культурная политика | Под редакцией сообщества: Культурология

Многоканальное финансирование культурысовременный способ финансирования учреждений, организаций культуры и культурных проектов, суть которого состоит в интеграции финансовых потоков, которые могут включать государственные средства, средства корпораций (спонсоринг/фандрейзинг), средства благотворителей и меценатов.

Сегодня культура практически освободилась от идеоло­гического прессинга советского периода, но в значительной степени усилился прессинг финансовый. Одна из ключевых проблем современного развития культуры в России—это то­тальная нехватка финансовых средств на всех уровнях ее актуа­лизации от федерального до муниципального. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Но российская культура не стала реальным сегментом отечествен­ной экономики, и еще не скоро будет иметь основания им стать. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли рынок про­тивопоказан культуре и искусству и возможно ли их благопри­ятное или более того, продуктивное сосуществование?

Профессор философии Вашингтонского университета, скульптор с мировым именем, советский эмигрант Э. Неиз­вестный в одной из своих теоретических работ писал, отвечая на подобный вопрос: «У рынка нет идеологической задачи убить Моцарта» [1] . Если такой задачи нет, то необходимо по­нять, как функционирует культура развитых цивилизованных стран в условиях рыночной конкуренции, каковы основные механизмы, позволяющие культуре не влачить жалкое суще­ствования, а развиваться. Опыт бытия отечественной культу­ры в рыночных условиях укладывается примерно в 15-20 лет, а западный насчитывает в некоторых случаях несколько сто­летий. Хотя наиболее активно эти проблемы ставились и ре­шались на Западе, прежде всего, в течение XX века.

Общеизвестно, что взаимоотношения культуры и госу­дарства регулируются таким инструментом, как культурная политика. Именно в рамках культурной политики определяются основные принципы государственной поддержки куль­туры, в том числе устанавливаются и финансовые условия.

В мировой практике существует несколько типов куль­турной политики. Все многообразие конкретно-реализуемых моделей можно свести к трем основным типам. Модели вза­имодействия культуры и государства можно представить как европейскую, собственно британскую и американскую. Каж­дая из названных моделей имеют черты сходства и различия. Главное сходство этих моделей заключается в том, что они существуют в рамках развитых рыночных государств. В осно­ве экономического, политического, социального развития этих государств лежат либеральные ценности, и, прежде все­го, ценности свободы. Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия культуры и государ­ства в условиях конкретной страны.

Европейская модель традиционно характеризовалась до последнего времени внушительной государственной поддер­жкой культурных институтов. Такой тип культурной полити­ки проповедовался и реализовывался во Франции, Италии, Испании, Австрии... Суть данной модели заключается в том, что государство берет на себя основное финансовое бремя по поддержке национальной культуры.


По данным Европейского Со­вета и экспертным оценкам 2005 г. государственные культур­ные учреждения получают во Франции из бюджета государ­ства 100% финансирование, что составляет 80% бюджета на культуру вообще. Другими словами, финансируются под ключ все государственные учреждения культуры, и еще остается 20% бюджета, которые могут распределяться на конкурсной основе среди негосударственных организаций и проектов. Такое положение дел объективно характеризует Францию как государство, которое считает культуру своим национальным достоянием и берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие. Франция, как демократичное рыночное государ­ство, поддерживает инициативность граждан по созданию новых культурных организаций и проектов. Именно им были адресованы 20% средств, которые оставались в казне от фи­нансирования государственных культурных учреждений. Но этих 20% не стало хватать для полноценного развития нацио­нальной культуры.

Кроме того, в последнее время бюджет на культуру стал уменьшаться. В связи с этим, используя опыт других развитых стран, где основными формами финансиро­вания культуры давно стали спонсорство и корпоративная филантропия и во Франции стали по-новому для своих тра­диций рассматривать взаимоотношения культуры и бизнеса. Продолжая данную линию в 2003 г. Франция приняла закон «О меценатстве». Это уникальный закон, который дает воз­можность привлекать к культуре новые финансовые средства и в тоже самое время не ограничивает свободу творчества. Согласно закону, все, кто вкладывает средства в культуру, по­лучают уникальные налоговые льготы. По мнению специа­листов агентства «Admical» во Франции сложилась очень благоприятная обстановка для сотрудничества культуры и бизнеса. Можно добавить—не только корпоративного со­трудничества, но и индивидуальной филантропии. Это обус­ловлено тем, что налоговые льготы распространяются как на юридические лица, так и на отдельных граждан. Финансовые средства аккумулируются различными фондами, которые за­тем адресно перераспределяются. Французская статистика весьма красноречива: до 2003 г. в стране было 120 подобных фондов, за два последних года количество фондов увеличи­лось до 153, что составляет рост более чем на 30%. Особенно­сти французского законодательства таковы, что каждая ком­пания может создать свой фонд в поддержку социальной и культурной сферы. Приведем цитату из аналитической рабо­ты, непосредственно касающейся данного вопроса: «Закон от 1 августа 2003 года создал необычайно выгодные условия для корпоративной филантропии. Он позволяет компании вычи­тать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы)—в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий ука­занную сумму, может так же быть вычтен из налогов в тече­ние пяти последующих лет (для сравнения: прежде суммы по­жертвований могли вычитаться только из налогооблагаемой прибыли, с ограничением в 3,25% от оборота)»[2] . Французы не остановились на достигнутом и пошли дальше. В декабре 2004 г. был предложен новый законопроект, в соответствии с которым предлагается увеличить сумму, вычитаемую из на­логов, до 66 % от суммы пожертвований.


Итак, сегодня французская культура реально имеет мно­гоканальное финансирование. Основные источники этого финансирования следующие:

  • министерство культуры и коммуникаций;
  • региональные и муниципальные власти;
  • государственные и некорпоративные фонды;
  • корпоративная филантропия;
  • спонсорство;
  • собственный доход.

Особенно интересен тот факт, что количественные харак­теристики финансирования весьма показательны. Например, в 2004 г. бюджет министерства культуры и коммуникаций соста­вил 2,55 млрд. евро, объем регионально-муниципального фи­нансирования—11 млрд. евро. Очевидно, что последняя цифра превышает федеральное финансирование культуры в 4,3 раза.

К государственной модели, с патерналистской поддерж­кой культуры, следует отнести и опыт Австрии. Австрия тра­диционно представляла собой страну, где государство ока­зывало мощную финансовую поддержку культуре. Государ­ственное субсидирование культурных организаций в Австрии составляет от 75% до 100%. В Австрии, как и во Франции, государственное финансирование осуществляется на трех основных уровнях: федеральном, региональном, муници­пальном. По аналитическим данным, приведенным в сбор­нике «Культура и бизнес: формулы сотрудничества» общая сумма, приходящаяся на австрийскую культуру, равняется примерно 2 млрд. евро. Эта сумма складывается примерно из равных частей федерального, регионального и муниципаль­ного финансирования, что составляет от 600 до 700 млн. евро. Особо в Австрии финансируется культура столицы—Вена. В цифровом выражении это примерно—175 млн. евро или 2% от городского бюджета. В Австрии в 1987 г. принят закон о спонсорстве. Принятие данного закона позволяет сделать вывод о том, что государство ставит перед собой задачу рас­ширить каналы финансирования культуры и привлечь для ее дальнейшего развития негосударственные средства. Специ­фика упомянутого закона такова, что в нем спонсорство трак­туется как издержки компании, и не подлежат налогообло­жению. Но издержки в данном законе понимаются особым образом. Для того чтобы они подпали подданный закон, они должны быть весьма солидными и компания-филантроп дол­жна точно соблюсти существующие требования.

Вторая модель современного взаимоотношений культу­ры и государства с точки зрения финансирования — это британская модель, в которой изначально заложен принцип смешанного многоканального финансирования культуры. Британское финансирование культуры — это финансирова­ние, осуществляемое из двух основных источников: государ­ства и бизнеса, который на определенных условиях становится коллективным филантропом. Возникновение и реализация подобной модели связаны в Великобритании с приходом к власти Маргарет Тэтчер, которая подвергла ревизии существо­вавшую культурную политику государства и, в результате, уре­зала сумму средств, выделяемых из бюджета на культуру.


Подобные действия стали причиной совершенствования менеджмента в этой области, стремления организаций куль­туры к получению собственного дохода, активного развития спонсорства и фандрейзинга, в недавнем прошлом не харак­терных для Великобритании.


В силу ряда объективных и субъективных причин созда­тели британской модели финансирования акцентируют внимание на активном взаимодействии организаций культуры и бизнеса. Корпоративное спонсорство становится для Вели­кобритании очень важным механизмом финансирования культуры, паритетным с государственными усилиями. В стра­не создан ряд посреднических агентств, которые аккумули­руют денежные средства для культуры и искусства. Миссия этих агентств заключается в привлечении финансовых средств для культуры и искусства из бизнес- сектора эконо­мики. Главный идеологический аргумент подобных агентств, к которым в первую очередь следует отнести авторитетное в международной среде британское агентство «Arts & Business», более 30 лет возглавляемое Колином Твиди: «Поддержка культуры может быть выгодна». Стратегия британского кор­поративного спонсорства строится на том, что оно при про­фессиональной реализации, как со стороны бизнеса, так и со стороны искусства и культуры может стать важным мар­кетинговым ресурсом, эффективным инструментом интегри­рованных коммуникаций. В британской модели финансиро­вания культура и бизнес являются двумя сторонами одной медали. Решение о корпоративном спонсорстве принимает­ся, как правило, руководителями корпораций, исходя из биз­нес-интересов.


Установление прочных связей с культурой мотивируется британскими компаниями стремлением возвышения имид­жа, коррекций информационного образа в общественном мнении о том или ином бренде, желанием укрепить свою репутацию, повысить свой социальный статус, решить вопро­сы брендинга — расширить аудиторию потенциально-лояль­ных покупателей, укрепить связи с общественностью: внеш­ней (партнерами, клиентами, СМИ, государственными структурами, общественными организациями и другими соци­альными группами) и внутренней (развить креативные качества собственного персонала, создать психологически комфортную атмосферу внутри корпорации, укрепить командный дух сотрудников...). Эти бизнес-задачи не решаются одномоментно и не приводят непосредственно к немедленному росту продаж, но они укрепляют позиции компании в обществе в целом, что в конечном итоге позволяет достичь главной биз­нес-цели — увеличить прибыль.


В Великобритании к настоящему моменту сложились три типа взаимодействий культуры и бизнеса. Первый тип — это взаимодействие на уровне крупного бизнеса — поддержка круп­ных проектов. Второй тип — это взаимодействие среднего биз­неса на уровне региона, это партнерство с целью развития территорий. И наконец, третий тип взаимоотношений — это взаимодействие на уровне малого бизнеса. Для Великобри­тании — эта новая форма реализации культурных проектов, по­лучивших название творческих индустрии.


Третья модель финансирования культуры, которая была уже упомянута в самом начале —это модель, получившая свою реализацию в США. Государственная поддержка культуры в США, говоря метафорическим языком, приближается к «нулю». Именно такое положение вещей стало основным сти­мулом развития спонсорства по-американски. По большому счету, США — родина классического спонсорства и фандрейзинга. Остальные страны мира использовали опыт США и адаптировали его технологии к своим условиям жизни. США создает условия для реализации демократического, граждан­ского общества, в которых реально существуют объединитель­ные тенденции нации, когда бизнес развивается не сам по себе и культура не сама по себе. Их существование взаимообуслов­лено, как правило, без вмешательства идеологии. В США культура и бизнес нашли пути друг к другу, а государство со­здало для этого плодотворного взаимодействия соответству­ющие условия.
Сегодня перед Россией стоит первоочередная задача со­хранения и дальнейшего развития своей культуры и искусст­ва в условиях дальнейшего вхождения в рынок и адаптации к нему с минимальными издержками. В связи с этим нет необ­ходимости изобретать собственное колесо. Имеет смысл про­анализировать мировой опыт и попытаться его продуктивно использовать. В наших условиях, к сожалению, применить его можно только частично, так как государство пока не прила­гает должных усилий с целью создания соответствующей за­конодательной базы.

Ссылки

  1. Кентавр: Э. Неизвестный об искусстве, культуре и философии. М., 1992. С. 182  ↑ 1
  2. См.: Культура и бизнес: формулы сотрудничества. М, 2005. 136  ↑ 1
  3. Лендри Ч. Креативный город. М., 2005. 
  4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005. 
  5. Лендри Ч. Креативный город. М., 2005. С. 30-31. 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.