Многоканальное финансирование культуры
Многоканальное финансирование культуры – современный способ финансирования учреждений, организаций культуры и культурных проектов, суть которого состоит в интеграции финансовых потоков, которые могут включать государственные средства, средства корпораций (спонсоринг/фандрейзинг), средства благотворителей и меценатов.
Сегодня культура практически освободилась от идеологического прессинга советского периода, но в значительной степени усилился прессинг финансовый. Одна из ключевых проблем современного развития культуры в России—это тотальная нехватка финансовых средств на всех уровнях ее актуализации от федерального до муниципального. Часто подобная ситуация трактуется как издержки рыночной экономики. Но российская культура не стала реальным сегментом отечественной экономики, и еще не скоро будет иметь основания им стать. В связи с этим возникает вопрос: действительно ли рынок противопоказан культуре и искусству и возможно ли их благоприятное или более того, продуктивное сосуществование?
Профессор философии Вашингтонского университета, скульптор с мировым именем, советский эмигрант Э. Неизвестный в одной из своих теоретических работ писал, отвечая на подобный вопрос: «У рынка нет идеологической задачи убить Моцарта» [1] . Если такой задачи нет, то необходимо понять, как функционирует культура развитых цивилизованных стран в условиях рыночной конкуренции, каковы основные механизмы, позволяющие культуре не влачить жалкое существования, а развиваться. Опыт бытия отечественной культуры в рыночных условиях укладывается примерно в 15-20 лет, а западный насчитывает в некоторых случаях несколько столетий. Хотя наиболее активно эти проблемы ставились и решались на Западе, прежде всего, в течение XX века.
Общеизвестно, что взаимоотношения культуры и государства регулируются таким инструментом, как культурная политика. Именно в рамках культурной политики определяются основные принципы государственной поддержки культуры, в том числе устанавливаются и финансовые условия.
В мировой практике существует несколько типов культурной политики. Все многообразие конкретно-реализуемых моделей можно свести к трем основным типам. Модели взаимодействия культуры и государства можно представить как европейскую, собственно британскую и американскую. Каждая из названных моделей имеют черты сходства и различия. Главное сходство этих моделей заключается в том, что они существуют в рамках развитых рыночных государств. В основе экономического, политического, социального развития этих государств лежат либеральные ценности, и, прежде всего, ценности свободы. Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия культуры и государства в условиях конкретной страны.
Европейская модель традиционно характеризовалась до последнего времени внушительной государственной поддержкой культурных институтов. Такой тип культурной политики проповедовался и реализовывался во Франции, Италии, Испании, Австрии... Суть данной модели заключается в том, что государство берет на себя основное финансовое бремя по поддержке национальной культуры.
По данным Европейского Совета и экспертным оценкам 2005 г. государственные культурные учреждения получают во Франции из бюджета государства 100% финансирование, что составляет 80% бюджета на культуру вообще. Другими словами, финансируются под ключ все государственные учреждения культуры, и еще остается 20% бюджета, которые могут распределяться на конкурсной основе среди негосударственных организаций и проектов. Такое положение дел объективно характеризует Францию как государство, которое считает культуру своим национальным достоянием и берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие. Франция, как демократичное рыночное государство, поддерживает инициативность граждан по созданию новых культурных организаций и проектов. Именно им были адресованы 20% средств, которые оставались в казне от финансирования государственных культурных учреждений. Но этих 20% не стало хватать для полноценного развития национальной культуры.
Кроме того, в последнее время бюджет на культуру стал уменьшаться. В связи с этим, используя опыт других развитых стран, где основными формами финансирования культуры давно стали спонсорство и корпоративная филантропия и во Франции стали по-новому для своих традиций рассматривать взаимоотношения культуры и бизнеса. Продолжая данную линию в 2003 г. Франция приняла закон «О меценатстве». Это уникальный закон, который дает возможность привлекать к культуре новые финансовые средства и в тоже самое время не ограничивает свободу творчества. Согласно закону, все, кто вкладывает средства в культуру, получают уникальные налоговые льготы. По мнению специалистов агентства «Admical» во Франции сложилась очень благоприятная обстановка для сотрудничества культуры и бизнеса. Можно добавить—не только корпоративного сотрудничества, но и индивидуальной филантропии. Это обусловлено тем, что налоговые льготы распространяются как на юридические лица, так и на отдельных граждан. Финансовые средства аккумулируются различными фондами, которые затем адресно перераспределяются. Французская статистика весьма красноречива: до 2003 г. в стране было 120 подобных фондов, за два последних года количество фондов увеличилось до 153, что составляет рост более чем на 30%. Особенности французского законодательства таковы, что каждая компания может создать свой фонд в поддержку социальной и культурной сферы. Приведем цитату из аналитической работы, непосредственно касающейся данного вопроса: «Закон от 1 августа 2003 года создал необычайно выгодные условия для корпоративной филантропии. Он позволяет компании вычитать до 60% от суммы взноса в пользу социальной сферы, включая культуру, непосредственно из суммы подоходного налога (а не из налогооблагаемой базы)—в общей сумме до 5% от оборота компании. Размер взноса, превышающий указанную сумму, может так же быть вычтен из налогов в течение пяти последующих лет (для сравнения: прежде суммы пожертвований могли вычитаться только из налогооблагаемой прибыли, с ограничением в 3,25% от оборота)»[2] . Французы не остановились на достигнутом и пошли дальше. В декабре 2004 г. был предложен новый законопроект, в соответствии с которым предлагается увеличить сумму, вычитаемую из налогов, до 66 % от суммы пожертвований.
Итак, сегодня французская культура реально имеет многоканальное финансирование. Основные источники этого финансирования следующие:
- министерство культуры и коммуникаций;
- региональные и муниципальные власти;
- государственные и некорпоративные фонды;
- корпоративная филантропия;
- спонсорство;
- собственный доход.
Особенно интересен тот факт, что количественные характеристики финансирования весьма показательны. Например, в 2004 г. бюджет министерства культуры и коммуникаций составил 2,55 млрд. евро, объем регионально-муниципального финансирования—11 млрд. евро. Очевидно, что последняя цифра превышает федеральное финансирование культуры в 4,3 раза.
К государственной модели, с патерналистской поддержкой культуры, следует отнести и опыт Австрии. Австрия традиционно представляла собой страну, где государство оказывало мощную финансовую поддержку культуре. Государственное субсидирование культурных организаций в Австрии составляет от 75% до 100%. В Австрии, как и во Франции, государственное финансирование осуществляется на трех основных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. По аналитическим данным, приведенным в сборнике «Культура и бизнес: формулы сотрудничества» общая сумма, приходящаяся на австрийскую культуру, равняется примерно 2 млрд. евро. Эта сумма складывается примерно из равных частей федерального, регионального и муниципального финансирования, что составляет от 600 до 700 млн. евро. Особо в Австрии финансируется культура столицы—Вена. В цифровом выражении это примерно—175 млн. евро или 2% от городского бюджета. В Австрии в 1987 г. принят закон о спонсорстве. Принятие данного закона позволяет сделать вывод о том, что государство ставит перед собой задачу расширить каналы финансирования культуры и привлечь для ее дальнейшего развития негосударственные средства. Специфика упомянутого закона такова, что в нем спонсорство трактуется как издержки компании, и не подлежат налогообложению. Но издержки в данном законе понимаются особым образом. Для того чтобы они подпали подданный закон, они должны быть весьма солидными и компания-филантроп должна точно соблюсти существующие требования.
Вторая модель современного взаимоотношений культуры и государства с точки зрения финансирования — это британская модель, в которой изначально заложен принцип смешанного многоканального финансирования культуры. Британское финансирование культуры — это финансирование, осуществляемое из двух основных источников: государства и бизнеса, который на определенных условиях становится коллективным филантропом. Возникновение и реализация подобной модели связаны в Великобритании с приходом к власти Маргарет Тэтчер, которая подвергла ревизии существовавшую культурную политику государства и, в результате, урезала сумму средств, выделяемых из бюджета на культуру.
Подобные действия стали причиной совершенствования менеджмента в этой области, стремления организаций культуры к получению собственного дохода, активного развития спонсорства и фандрейзинга, в недавнем прошлом не характерных для Великобритании.
В силу ряда объективных и субъективных причин создатели британской модели финансирования акцентируют внимание на активном взаимодействии организаций культуры и бизнеса. Корпоративное спонсорство становится для Великобритании очень важным механизмом финансирования культуры, паритетным с государственными усилиями. В стране создан ряд посреднических агентств, которые аккумулируют денежные средства для культуры и искусства. Миссия этих агентств заключается в привлечении финансовых средств для культуры и искусства из бизнес- сектора экономики. Главный идеологический аргумент подобных агентств, к которым в первую очередь следует отнести авторитетное в международной среде британское агентство «Arts & Business», более 30 лет возглавляемое Колином Твиди: «Поддержка культуры может быть выгодна». Стратегия британского корпоративного спонсорства строится на том, что оно при профессиональной реализации, как со стороны бизнеса, так и со стороны искусства и культуры может стать важным маркетинговым ресурсом, эффективным инструментом интегрированных коммуникаций. В британской модели финансирования культура и бизнес являются двумя сторонами одной медали. Решение о корпоративном спонсорстве принимается, как правило, руководителями корпораций, исходя из бизнес-интересов.
Установление прочных связей с культурой мотивируется британскими компаниями стремлением возвышения имиджа, коррекций информационного образа в общественном мнении о том или ином бренде, желанием укрепить свою репутацию, повысить свой социальный статус, решить вопросы брендинга — расширить аудиторию потенциально-лояльных покупателей, укрепить связи с общественностью: внешней (партнерами, клиентами, СМИ, государственными структурами, общественными организациями и другими социальными группами) и внутренней (развить креативные качества собственного персонала, создать психологически комфортную атмосферу внутри корпорации, укрепить командный дух сотрудников...). Эти бизнес-задачи не решаются одномоментно и не приводят непосредственно к немедленному росту продаж, но они укрепляют позиции компании в обществе в целом, что в конечном итоге позволяет достичь главной бизнес-цели — увеличить прибыль.
В Великобритании к настоящему моменту сложились три типа взаимодействий культуры и бизнеса. Первый тип — это взаимодействие на уровне крупного бизнеса — поддержка крупных проектов. Второй тип — это взаимодействие среднего бизнеса на уровне региона, это партнерство с целью развития территорий. И наконец, третий тип взаимоотношений — это взаимодействие на уровне малого бизнеса. Для Великобритании — эта новая форма реализации культурных проектов, получивших название творческих индустрии.
Третья модель финансирования культуры, которая была уже упомянута в самом начале —это модель, получившая свою реализацию в США. Государственная поддержка культуры в США, говоря метафорическим языком, приближается к «нулю». Именно такое положение вещей стало основным стимулом развития спонсорства по-американски. По большому счету, США — родина классического спонсорства и фандрейзинга. Остальные страны мира использовали опыт США и адаптировали его технологии к своим условиям жизни. США создает условия для реализации демократического, гражданского общества, в которых реально существуют объединительные тенденции нации, когда бизнес развивается не сам по себе и культура не сама по себе. Их существование взаимообусловлено, как правило, без вмешательства идеологии. В США культура и бизнес нашли пути друг к другу, а государство создало для этого плодотворного взаимодействия соответствующие условия.
Сегодня перед Россией стоит первоочередная задача сохранения и дальнейшего развития своей культуры и искусства в условиях дальнейшего вхождения в рынок и адаптации к нему с минимальными издержками. В связи с этим нет необходимости изобретать собственное колесо. Имеет смысл проанализировать мировой опыт и попытаться его продуктивно использовать. В наших условиях, к сожалению, применить его можно только частично, так как государство пока не прилагает должных усилий с целью создания соответствующей законодательной базы.
Ссылки
- Кентавр: Э. Неизвестный об искусстве, культуре и философии. М., 1992. С. 182 ↑ 1
- См.: Культура и бизнес: формулы сотрудничества. М, 2005. 136 ↑ 1
- Лендри Ч. Креативный город. М., 2005.
- Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005.
- Лендри Ч. Креативный город. М., 2005. С. 30-31.
Выходные данные:
- Просмотров: 3220
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 16.03.2011
- Версий: 9 , текущая: 9
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Хангельдиева Ирина Георгиевна
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:Категории:
Государство; Искусство; Культура; Культурная политика; Статистика; Экономика;
Детализирующие понятия:Доход; Идеология; Издержки; Конкуренция; Корпорация; Налоги; Нация; Прибыль; Регион; Рынок; Рыночная экономика; Свобода; Социальный статус; Технология; Ценности; Юридическое лицо.
Ссылки сюда
Детализирующие понятия:
Культурная политика и политическая культура; Современные модели частного партнерства в сфере культуры.