Зарегистрироваться

Частные инициативы в культуре

Категории Культурная политика | Под редакцией сообщества: Культурология

Эта версия статьи от 10 Октябрь 2010 13:48, редактировал Хангельдиева Ирина Георгиевна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

 Частные инициативы в культуре – инициативы отдельных граждан и негосударственных компаний и организаций по продуцированию идей и их реализации для стимулирования с их помощью развитие различных оргструктур и проектов социокультурной сферы.

В развитых странах, в которых личные инициативы и инициативы институтов гражданского общества имеют более активный характер, многие вопросы и  проблемы реализации культурной политики осуществляются именно с непосредственным их участием.

В связи с этим можно привести интересные примеры частной инициативы известного лидера в области финансовой поддержки культуры и искусства в Европе агентства «Arts&Business», которое отметило в 2008 г.  25-летие успешной деятельности. Оно было создано по частной инициативе Колина Твиди (Colin Tweedy) .[1] Этот человек является уникальной фигурой. Он сочетает в себе профессиональные навыки театрального менеджера и банкира.

        Агентство «Arts&Business» было организовано для посреднической деятельности между культурой и бизнесом. Инициатива организации агентства принадлежала К. Твиди, который ради его создания  покинул престижный банковский пост. Изначально в агентство «Arts&Business» входило 50 представителей коммерческого сектора, которые обеспечивали финансовую поддержку культурных проектов на общую сумму £600 тыс. в год (примерно $900 тыс.). Сегодня «Arts&Business» стало самой мощной в мире посреднической организацией, пропускающей через себя 10% всего финансирования искусства в Великобритании [2] . Частная инициатива одного человека, безупречная деятельность в течение четверти века его компании, огромный вклад в развитие Британской культуры признан обществом, государством и ее Величеством Королевой Великобритании. К. Твиди награжден Орденом Британской империи и произведен в лейтенанты Королевского Викторианского ордена - заслуженное признание многолетней и плодотворной работы на ниве продуктивного сотрудничества культуры и бизнеса.

В 80-90-ые гг. агентство «Arts&Business»  осуществляло традиционную фандрейзинговую деятельность, помогая культурным проектам и организациям, аккумулируя финансовые средства, а затем передавая их на конкурсной основе конкретным организациям и проектам.  Примерно по такой же схеме работают и другие современные посреднические организации, фонды и агентства. Агентство «Arts&Business» - классическое посредническое агентство.

Не всегда поддержка культуры и искусства осуществляется в виде аккумуляции и трансляции финансовых средств. В Британии есть другой пример частной инициативы, не менее интересный - деятельность агентства «Comedia». Это агентство создано Чарльзом Лэндри (Charles Landry) – известным британским специалистом в области развития городов и территорий.  Его агентство было основано на несколько лет раньше агентства «Arts&Business» - в 1978 году.  

С тех пор Ч. Лендри и его агентство работало более чем в 12 странах и осуществило множество проектов, направленных на оживление социальной и экономической жизни с помощью культуры. Ч. Лендри - специалист по вопросам футурологии городов, использованию ресурсов культуры для возрождения территорий, а также по культурному планированию и наследию. Ч. Лендри очень мобилен, он объездил полсвета, выступая с лекциями в Европе, США, Австралии и Африке, был он несколько раз и в России.  В своих поездках он собирал уникальную информацию и описал ее и осмыслил  в своих книгах. Его книга «Креативный город» [3] (2000), получила международную известность.  

Ч. Лендри вносит свою лепту в развитие партнерских отношений между культурой и интеллектуальным бизнесом с помощью консалтинговой деятельности, разработки креативных проектов, стимулирующих развитие, в частности, городов с помощью культурологических идей, прежде всего, а не финансовыми средствами. Он производит аналитическую санацию конкретной ситуации, призывает местные интеллектуальные силы к мозговому штурму и на основе возникших идей и предложений совместно выстраивает программу культурного оздоровления территории.

В последние годы в США и Европе  появилась более усовершенствованная модель частногого сотрудничества в сфере культуры и искусства. Имя этой модели – организационное партнерство или организационное развитие через партнерство.  Место рождения – США, использование – развитые страны, в том числе и в Европе, в частности, в Великобритании, где в известных бизнес-школах ориентированных на узучение специфики функционирования сектора культуры и искусства,  эта модель комплексно осмысливается, анализируется на конкретных примерах, что дает возможность оценить ее достоинства на практике.

В России в постреформенное время появляются также появляются инициативные проекты в полне сопоставимые с западными образцами. В этаким инициативам можно отнести создание в нашей стране Института культурной политики.

Институт  культурной политики – независимое агенство, которое занимается аналитической, консалтинговой и проетной деятельностью, создано в 2002 г. Его директором является  М.Б.Гнедовский. За годы существования институт провел ряд значимых проектов различного уровня от международных до муниципальных.  Памятными для многих, интересующихся пробемами культурной политики были международные форумы «Культура плюс», проводимые при поддержке Совета Европы, Британского Совета, немецкого культурного центра им. Гете, известных зарубежных агенств таких как «Comedia», «Arts&Business»,  «Euclid»  (Великобритания), «KulturKontakt» (Австрия). Важной составляющей агенства является издетельская деятельность.

К сожалению, подобных инициатив в России не сопоставимо меньше, чем в западных странах. Частные инициативы представляют существенный резерв развития культуры.

Ссылки

  1. С 1983 года директор британского агентства «Arts&Business» самого крупного агентства в мире, объединяющего бизнес и искусство. В ассоциацию входит более 300 ведущих коммерческих организаций. Кроме того, Твиди – вице-президент Европейского комитета поддержки экономики и культуры, член совета Оксфордского драматического театра, Международного фестиваля «Ковент-Гарден», Британского совета попечителей Мариинского театра. Он также входит в попечительский совет фонда «Искусство и дети» под эгидой принца Уэльского. Колин Твиди – действительный член Королевского общества искусств. В 2003 году Твиди назван Человеком года в области спонсорства. За заслуги в развитии сотрудничества между бизнесом и культурой. К. Твиди был в России, участвовал в  первом Международном форуме «Культура +», давал ряд интервью российской прессе, провел мастер-класс  на факультете «Предпринимательство в культуре» Международного университета в Москве.   ↑ 1
  2. См. Дранкина Е. Спонсоры с понятием.// Деньги. -  16.01.2006.  ↑ 1
  3. См. Лендри Ч. Креативный город. – М., 2005. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М., 2005.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.