Зарегистрироваться

Нормы психодиагностические

Категории Психодиагностика | Под редакцией сообщества: Психология

Психодиагностические нормы позволяют выносить диагнотические заключения (относить испытуемого к определенной диагностической категории), что не возможно сделать просто на основании подсчета сырого тестового балла по ключам. Нормативные границы разделяют весь диапазон тестовых баллов на интервалы, соответствующие определенным уровням выраженности измеряемого признака.

Первоначальный суммарный балл, подсчитанный с помощью ключа, не является показателем, который можно диагностически интерпретировать. Его называют в тестологии «сырым тестовым баллом». Применение тестовых норм в профессионально организованной психодиагностике основывается на переводе тестовых баллов из «сырой» шкалы в «стандартную». Эта процедура называется «стандартизация тестового балла».

В простейшем случае в качестве нормы устанавливаются границы так называемого «центрального интервала» для наиболее часто встречающихся баллов – от «среднее минус стандартное отклонение» до «среднее плюс стандартное отклонение». Но в общем случае психодиагностические статистические нормы – это любые пороговые значения для тестовых баллов, основанные на процентильных баллах, то есть процентах от протестированной выборки испытуемых.

В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид — для оценки способностей и достижений (знаний и умений). Статистическая норма — это средний диапазон значений на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта называется «акцентуированной». Чем сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до появления Социокультурная норма - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.

Кроме того следует выделять еще 2 типа норм. Это, во-пер­вых, то, что можно условно назвать «абсолютными тестовыми нор­мами» — в роли шкалы для вынесения диагноза выступает сама шкала сырых баллов, во-вторых, «критериальные» тестовые нормы. При­менение таких норм можно считать оправданным в двух случаях: 1) когда сама тестовая «сырая» шкала имеет практический смысл (на­пример, студент, изучающий иностранный язык, должен знать как можно больше слов этого языка, и сырой показатель лексического теста имеет практический смысл); 2) когда сырой балл по тесту в ре­зультате эмпирических исследований связывается с заданной вероят­ностью успешности какой-либо практической деятельности (вероят­ность успеха «критериальной» деятельности, каковой для упомяну­того выше примера может быть синхронный перевод монолога в те­чение 30 минут).

Психодиагностические нормы психометрического теста должные обладать свойством репрезентативности, то есть нормы выработанные на выборочной совокупности должны соответствовать нормам для оценки генеральной совокупности испытуемых.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.