Зарегистрироваться

Предпринимательство в культуре

Категории Предпринимательство в культуре | Под редакцией сообщества: Культурология

Предпринимательство в культуре – специфическая область человеческой деятельности, возникшая в результате интеграции двух сфер - культуры и бизнеса. Данная область деятельности характерна  для становления, развития и трансформации периода рыночных отношений, которые сложились и реализуются в рамках  индустриальной и постиндустриальной модели развития общества.  Предпринимательство в культуре  имеет амбивалентную природу. Специфика данной деятельности вырабатывалась в пограничной зоне между созданием материальных и духовных ценностей.

Предпринимательство – явление универсальное и может характеризовать самые различные области человеческой деятельности. Но у предпринимательства есть непосредственные истоки, связанные с производственно-материальной и коммерческой деятельностью. Особенно важно подчеркнуть то, что предпринимательство может иметь различные формы актуализации от малого, среднего до крупного бизнеса. В малых формах предпринимательство интересно тем, что оно может реализовываться по пословице: «и швец, и жнец, и на дуде игрец», т.е. главной фигурой этого процесса становится субъект предпринимательской деятельности, который совмещает в себе разные профессиональные функции и социальные роли. Деятельность такого человека по сути поливариантна.

Предпринимательство для нашей традиции явление не чуждое, но на определенное время забытое, вытесненное в маргинальную область интересов и даже наказуемое в период существования советской власти и административно-командной системы управления.

Предпринимательство в культуре, безусловно, является прикладной область культурологических знаний. Эта область возникла на перекрестке, на первый взгляд, весьма отдаленных сфер: культуры и экономики, культуры и бизнеса.
Предпринимательство в культуре – сфера, которая заявила о себе в нашей стране совсем недавно, ее истоками являются либеральные реформы 90-х гг.

До принятия современных законов, поддерживающих рыночные механизмы в России, предпринимательство преследовалось вплоть до уголовной ответственности.

В условиях перехода к рынку, предпринимательство стало неотъемлемой частью современных жизненных реалий. Но если в бизнес-среде предпринимательство признано и не вызывает отторжения (и мировоззренчески, и практически), поддерживается, то в сфере культуры к нему относятся насторожено и неоднозначно, что имеет под собой объективные причины.

Позиция, которая предлагается в рубрикации, заключается в том, что предпринимательство и рынок - две вещи совместные и при определенных подходах взаимовыгодные, а для культуры и искусства на современном этапе чрезвычайно необходимые.

Мнение, согласно которому предпринимательство вредит культуре и искусству – категорично и непродуктивно, но в силу обстоятельств наиболее распространено.

Изначально важно определится с ключевыми понятиями: рынок, предпринимательство, бизнес, творчество, культура, искусство, партнерство.

Безусловно, что в данных обстоятельствах запускным механизмом всех перемен стал переход к рыночным отношениям, которые в нашей стране были искусственно прерваны революционными событиями 1917 года. В результате чего теоретически и практически, идеологически и мировоззренчески страна в целом к рынку готова не была. И в результате объявленных реформ стала осваивать его спонтанно. В связи с чем важно акцентировать внимание на понятии рынка, как его принято трактовать сегодня в экономической и иной литературе.

  1. Рынок – любое взаимодействие, в которое вступают люди для осуществления торговли (купли-продажи) друг с другом.
  2. Рынок – совокупность экономических отношений, сфера обмена товаров на деньги и денег на товар. Место актуализации знаменитой марксовой формулы Т – Д – Т.
  3. Рынок – социальный институт, механизм, в основе которого лежит принцип свободной конкуренции и который сводит вместе покупателей и продавцов.

Рынок имеет сложную структуру.

Современные исследователи исторически выделяют два основных типа рынков – производителей и потребителей. Рынок производителей был первичным и характеризовал индустриальный период развития общества. Главной фигурой рынка был производитель. Именно он принимал решение, что выпускать и предлагать потребителю. Рынок производителей – совокупность всех тех, кто производит товары и услуги.

В постиндустриальном обществе господствует рынок потребителей, так как общество потребления построено на избыточности предложений, избыточности выбора. Очень часто современный потребитель готов приобрести не столько конкретный товар или услугу, сколько те эмоции и переживания, которые возникнут в результате обладания тем или иным товаром или услугой. В этом плане как не странно возникают элементы эстетизации экономических рыночных отношений, его выраженные рационально-прагматические начала начинают щедро сдабриваться эмоциональными нюансами. Современный потребитель кроме функциональных аспектов товаров и услуг удовлетворят свои психоэмоциональные потребности. Рынок потребителей - совокупность всех групп потребителей, которые приобретают различные товары и услуги. Их и сегодня значительно больше тех, кто производит товары и услуги.

Современный исследователь проблем рынка применительно к культуре и искусству канадец Ф. Колбер определяет рынок следующим образом: «рынок – группа потребителей, имеющая потребности в отношении тех или иных товаров и услуг и имеющие желание их приобрести. Потребители создают спрос на товары/ услуги». Рынок принято делить на сегменты в соответствии с потребностями, желаниями и предпочтениями потребителей. Компании определяют целевые аудитории, т.е. клиентуру. Совокупность потребителей составляет потребительский рынок, который в силу ряда причин не может быть однородным.

Общепринято утверждать, что в современном обществе сложился рынок культурных услуг. О культурных товарах говорить не принято. Но новые формы культурного производства привели к тому, что в последнее время в лексиконе исследователей все чаще употребляется еще одно понятие – понятие продукта. Продукт в определенном смысле более широкий термин, который может «покрывать» собой и товар и услугу. В частности, UNESCO в своих документах практически полностью перешел на использование понятия «культурный продукт», подразумевая под этим и услугу, и товар. В глоссариях нормативных документах UNESCO культурные услуги определяются, как «услуги, направлены на удовлетворение культурных интересов или потребностей». Культурные услуги сами по себе не являются материальными культурными товарами, но они облегчают их производство и распространение» а культурные товары определяются как «потребительские товары, передающие идеи, символы и представления об образе жизни, т.е. книги, журналы, продукты мультимедиа, программное обеспечение, музыкальные записи, кино, видеофильмы, аудиовизуальные программы, народные промыслы и мода» (См. Система статистики культуры UNESCO – 2009. UNESCO-UIS. р. 65.)

Термин «культурный продукт» вошел в обиход сравнительно недавно – в конце ХХ в. с появлением культурных индустрий, после того, как культура была признана капитало- и материалоемкой сферой человеческой жизнедеятельности. В справочной литературе словарной дефиниции понятия «культурный продукт» нет. В силу рыночной ориентированности западные исследователи более склонны к изучению культурных индустрий, в связи с чем прослеживается инструментарный подход к культурному продукту, предусматривающий его рассмотрение в экономической плоскости.

UNESCO в глоссариях к документам определяет культурный продукт как «различного рода товары народного потребления, которые выражают идеи, символику или образ жизни, к ним относятся книги, журналы, мультимедийные продукты и программное обеспечение, записи, фильмы, видео- и аудиовизуальные продукты, ремесла и мода». Комитет по вопросам культуры Совета Европы в рамках программы «Создание культурного капитала» определяет культурный продукт как товары и услуги, добавочная экономическая стоимость которых находится в интеллектуальной и эстетической составляющей.

В литературе, посвященной культурным индустриям, встречаются дефиниции, данные разными авторами. «Культурный продукт – это результат творческой работы, который несет на себе персональную/авторскую печать как часть производимого продукта. Культурный продукт всегда является предметом авторского права. В большинстве своем культурный продукт содержит некий символический посыл, адресованный потребителям  рынка. В современном обществе культурные продукты, с одной стороны, являются носителями самобытности, культурных ценностей, а с другой стороны – фактором экономического и социального развития.

Таким образом, сохранение и поощрение производства культурных продуктов способствует культурному разнообразию, и, одновременно с этим, способствует развитию культурных индустрий на региональном и международном уровнях. Из представленных определений следует, что культурный компонент дает добавочную нематериальную составляющую, которая, в частности, отражается на стоимости производимого продукта и именно это отличает культурный продукт от простого продукта. В экономике и маркетинге давно зафиксирован факт перехода от реальной экономики к экономике символов и брендов, экономики впечатлений. В производстве культурного продукта прототипы играют огромную роль, наделяя продукт дополнительной культурно-смысловой нагрузкой, в то время как в простом продукте дополнительной составляющей является имидж производителя.

В обществе потребления дополнительная смысловая нагрузка очень важна, поскольку выпускается много сходных товаров и услуг, и имидж производителя или символическая составляющая часто оказывают решающее влияние на уровень спроса. Особенно это усиливается, если речь идет о сфере досуга, в которой люди потребляют не столько сами товары и услуги, сколько их символическое значение.

Еще одно отличие культурного продукта от продукта других отраслей заключается в его влиянии на формирование человека как личности. Целью создания простого продукта является получение прибыли, а в культурном продукте важен общекультурный, часто мировоззренческий эффект. Культурный продукт – это источник влияния на сознание человека.
От простого культурный продукт также отличает его уникальность из-за чего тиражирование и воспроизводство культурного продукта возможно только с точки зрения повторяемости возникающего полезного эффекта. Именно уникальность культурного продукта привлекает к нему интерес аудитории.

Культурный продукт, по мнению А. Бретона, относится к сегменту роскоши, но, одновременно с этим, является предметом массового потребления. Подобное сочетание в отношении простого продукта невозможно. Как любой продукт выделенного сегмента, культурный продукт редко потребляется повторно, а на формирование цены стоимость производства не влияет. В отличие от простого продукта, который уничтожается в процессе потребления (вещи снашиваются, продукты питания съедаются и т.д.), культурный продукт в процессе потребления наращивает свою ценность – чем больше людей посетило музей или концерт, прочло книгу, посмотрело программу и т.д., тем выше их социальная значимость.

Последнее из явных отличий культурного продукта от простого продукта заключается в том, что экономисты относят культурные продукты к смешенным благам, сочетающим в себе одновременно индивидуальную и социальную пользу, иными словами, культурный продукт удовлетворяет потребности и человека, и общества, в то время как простой продукт только индивидуально полезен.

Анализируя отличия культурного продукта от простого, следует упомянуть и о специфике потребления культурного продукта. Развивая идеи Д. Тросби, П. Лукша в своей статье «Экономика культуры – штрихи к науке нового века» отмечает универсальные особенности потребления культурных благ. Названные П. Лукша особенности можно отнести и к особенностям потребления культурных продуктов:

-    включает в себя некий эстетический компонент;

-    представляет собой досуговое потребление;

-   требует специальной подготовки / уровня знаний;

-    важно продуктовое многообразие, которое позволяет получать не повторные ощущения, а каждый раз новые, даже при повторном потреблении;

-    вызвано не столько субъективными причинами, сколько социальной природой, т.к. повышает статус потребителя.

Отличия культурного продукта от простого продукта являются его преимуществами. Для полноты картины необходимо также рассматривать общие качества и свойства культурного и простого продуктов.

Оба типа продукта рассчитаны на массового потребителя, говоря языком маркетинга, они конкурируют за одну целевую аудиторию. Подтверждением выдвинутого предположения является одно из определений массовой культуры как набора «культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план». В этом кроется угроза, как для самого культурного продукта, так и для его производителя – института культуры. Например, для музеев угроза не является гипотетической, учреждения культуры перестали быть монополистами на рынке культурных услуг. Культурная сфера развивается в условиях конкуренции как внешней, так и внутренней, и из опросов населения следует, что в борьбе за свободное время посетителей торговые предприятия одержали победу.

И простой, и культурный тип продукта в современном обществе производится индустриальным способом. А. Маттеларт и Дж. Пьемм в статье «Культурные индустрии: происхождение идеи» указали, что индустриальный тип производства приводит к появлению у культурного продукта черт, которые были ранее характерны лишь простому продукту: сериализация, стандартизация, разделение труда.

Как и простой продукт, культурный продукт создается для продажи и должен быть построен на принципе удовлетворения потребностей и интересов тех, кто его может востребовать. На рынке потребителей, постиндустриального общества независимо от типа товара, спрос диктует предложение. Производитель должен проанализировать и дать аудитории то, в чем она нуждается, а не то, что производитель может или привык давать.

Итак, культура сегодня, как и все социальные сферы жизнедеятельности российского общества переживает период трансформации. Этот период кто-то из экономистов окрестил периодом транзитной экономики. Переходный период - всегда сложных период. Не зря у мудрых китайцев существует известная выражение, приписываемое Конфуцию: "не дай вам Бог жить в эпоху перемен". Но нашему обществу от этого не каким образом не уйти. Перемены - знак времени. И те, кто связал свою жизнь с культурой и искусством необходимо эти перемены осознать и приступить к активным действиям, чтобы мир культуры и искусства занял достойное положение в современном российском обществе.

Итак, предметом оборота на рынке культуры являются предметы (товары), услуги (культурный сервис) и культурных продукт, сочетающий в себе признаки товара и услуги. Все приведенные элементы являются предметным полем различных форм предпринимательства.

Пока предприниматель осуществляет свою деятельность самостоятельно, вернее единолично (а такие случаи встречаются особенно часто на начальном этапе), то уровень культуры его предпринимательской деятельности, зависит только от него самого. Как только в этот процесс включено более одного человека, результат будет зависеть от количества слагаемых. Чем сложнее система, тем труднее взаимодействие внутри ее Именно он становится генератором новых идей,  зачинателем новых форм деятельности.

Аксиоматично представление, о том, что малый бизнес – основа общественного развития. Чем больше предпринимателей в стране, тем быстрее она будет развиваться. Это касается производства, торговли, сферы услуг, и область культуры не является здесь  исключением.

Развитие малого предпринимательства в области культуры может стать завидно продуктивной идеей. Великобритания – страна с вековыми рыночными устоями обратила внимание именно на подобную форму. В стране туманного Альбиона разработана и развивается программа: «Сделай свой талант рабочим местом». Эта программа ориентирована, прежде всего, на провинции. Задача программы развивать малые формы предпринимательства в сфере культуры, создавать новые рабочие места, удовлетворять потребности в самореализации творцов, живущих в удаленных от центра местах, с одной стороны, а с другой – всевозможных целевых аудиторий, которые могут востребовать деятельность этих творцов.

Для нас это тоже весьма актуально, так как талантов у нас, как известно, не мало, а профессиональных менеджеров долго еще не будет хватать. Кроме этого, в условиях реформ, которые предлагаются правительством страны, цель которых - максимально сократить бюджетное финансирование, в том числе и  на культуру, подобная проблема встает в полный рост.

Она становится актуальной не только для талантов-одиночек, но и для целых творческих коллективов, которые попадут в результате реформ в весьма незавидное положение. Те, кто не найдет в себе силы заниматься, в хорошем смысле слова, предпринимательством  просто будут обречены. Правительство и министерство культуры недвусмысленно дали понять – казны на всех не хватит, а помещения театры и прочие творческие учреждения занимают подчас замечательные и  по месту расположения, и по качеству. В связи с этим всполошились не только театры, цирки, но и многие другие учреждения культуры. Предпринимательство в подобных обстоятельствах вполне адекватное лекарство. Думается, что освоение технологий предпринимательства в этом случае вопрос самосохранения и дальнейшего выживания отечественной культуры. Кто поймет это раньше, тот примет соответствующие решения и начнет безотлагательно действовать.

В современной управленческой литературе предприниматель трактуется как  дееспособный человек, субъект, осознанно и целенаправленно осуществляющий предпринимательскую деятельность. Собственник своего дела, реже наемный сотрудник.

Основным атрибутивным качеством предпринимателя является его предприимчивость. Она проявляется в деятельности человека независимо от того, является ли он собственником дела или наемным работником. Предприимчивость – это проявление особой одаренности человека. Если к ней нет изначальной предрасположенности, научить приемам предпринимательской деятельности можно, и иногда весьма результативно, но эффект будет менее ярок, по сравнению с технологически оснащенной, продуктивно ориентированной природной предприимчивостью. Хотя обстоятельства жизни подчас является хорошим стимулом для проявления предприимчивости.

Качество предприимчивости принято трактовать как проявление инициативности, активности, энергичности, волевых усилий, находчивости, практической сметки, самостоятельности в принятии решений, твердости в достижении поставленных целей, здорового азарта.

Цели предпринимательской деятельности не сводятся только к получению материальной выгоды, они тесно связаны с удовлетворением личностных социально-ценностных потребностей. Например, потребности в самовыражении, самореализации, самоутверждении через  признание идей, их жизнеспособности, утверждении положительного образа в общественном мнении, выполнения социального миссионерства, снискания известности.

Стремление воплотить, поставленные в предпринимательской деятельности цели, в реальность сопряжены с готовностью  к риску и ответственностью за него (финансовой, моральной, социальной). Предприимчивый человек – человек, умеющий находить партнеров-единомышленников. Это - человек- вирус, способный заражать других своими идеями и целями, способом деятельности, человек-буравчик, преодолевающий труднопроходимые преграды. Он  одновременно и спринтер, и стайер, и марафонец в зависимости от предлагаемых жизнью обстоятельств.

Исходя из трактовки понятия предприниматель, в мире уже сложились устойчивые представления о том, какими качествами должен обладать цивилизованный предприниматель, т.е. предприниматель, работающий  в условиях развитого рынка. И здесь нет особой разницы между Западом и Востоком, Севером и Югом. Данные характеристики могут быть приняты как универсальные и применены для анализа особенностей российского класса предпринимателей, проходящим сегодня новый круг становления.

Современные специалисты, исследующие тенденции развития предпринимательства,  к ключевым характеристикам субъектов данной деятельности относят:

- Профессионализм как высокую степень подготовленности в сфере определенной области знаний, умений, навыков, постоянное стремление к собственному  деловому совершенствованию

- Компетентность – максимальная осведомленность в вопросах профессиональной направленности, знание последних новаций

- Честность – не способность к преднамеренному обману, специальному введению в заблуждение

- Коммуникабельность – общительность, контактность, открытость к другим людям

- Энергичность – способность долго работать без усталости

- Целеустремленность – умение ставить цель, находить способы и средства ее достижения в рамках моральной нормы и закона

- Позитивное отношение к людям – поиск в человеке лучшего, а затем его недостатков

- Высокая производительность – способность за единицу  времени, по сравнению с другими, делать больший объем работы без потери качества

- Способность к аналитике – умение проанализировать процесс своей деятельности, выявить сильные и слабые стороны, найти пути ее интенсификации

- Предусмотрительность – осторожность в принятии решений, основанная способности делать прогноз на будущее, исходя из предшествующих знаний и опыта,  логики развития событий и интуиции

- Уровень оправданного риска.  Осознанное принятие решения, таящего в себе элемент непредсказуемости, тяга к эксперименту.

Перечень качеств, приведенный выше, не организован по какому-либо специальному принципу. Последовательность характеристик не является ни иерархической, ни хронологической. Это некий набор качеств, которым должен обладать предприимчивый человек. Можно сказать, что это диахронный срез качеств предпринимателя.  Попробуем кратко проанализировать вышеназванные характеристики.

Первые две из них являются приобретенными в процессе образования и профессиональной деятельности. Понятно, что профессионалами и компетентными специалистами не рождаются, а становятся. Процесс становления требует определенного и продуктивно используемого времени. Но чтобы таковыми стать профессионалом, человеку, кроме времени, необходимы определенные природные задатки и социальные способности такие, как целеустремленность, энергичность, высокая производительность, благорасположение к людям, коммуникабельность.

 Что касается предусмотрительности и оправданности риска, то умение на основе анализа составить прогноз, просчитать результат, как в шахматной партии, даны не каждому. Риск на «авось», без анализа – это не риск, а нечто совершенно другое. Предпринимательский рискпотенциальная опасность потери ресурсов или не до получения прибыли, угроза утрат. Экономический риск включает в себя целый спектр рисков: производственный, коммерческий,  финансовый, кредитный, инвестиционный, информационный, риск утраты человеческих ресурсов. Оправданный риск -  осознанное принятие решения, в рамках существующего закона, таящее в себе некую меру опасности для предпринимателя и его дела, но  дающий, в конечном счете, либо положительные результаты, либо сохранение существующего положения вещей. Оправданный риск требует развитой интуиции, опирается на трезвый расчет, основывается на  умении просчитать при сложных обстоятельствах такое принятие решения, которое при наилучшем стечении обстоятельств может обернуться выгодой. Риск в определенных условиях может стать стимулом экономного отношения к ресурсам и средствам. Научить предусмотреть риск бывает весьма проблематично, хотя в некоторых случаях и возможно, но, как правило, лишь на практике.

Честность – моральная категория, тесно связанная с понятиями чести и достоинства. Если предприниматель не чист на руку, то каким бы успешным ни был его бизнес на первых порах он не застрахован от потерь и ответа в судный день. Нарушение морали рано или поздно, безусловно, скажется и на его бизнесе, и на его репутации его владельца.

Репутация - это (от фр. Reputation – обдумывание, размышление) устойчивая характеристика деятельности человека или структуры, которая включает в себя морально-этическую и профессиональную оценку ее результата общественным мнением. Репутация – это профессиональные честь и достоинство. В этом случае важно помнить и правильно понимать этимологию слова. Обдумывание и размышление – индикаторы того, что репутация результат сознательного целеполагания и тактики ее достижения. Репутация – синоним славы. Идеология славы была разработана еще в Античном Риме. Ее именовали идеологией цезаризма. Цезарь, его окружение, их     действия объективно должны были быть вне подозрений. Слава – почетная известность, свидетельство всеобщего уважения и признания заслуг. Она по своей природе должна иметь, и имеет информационный шлейф. Народная мудрость предупреждает: дурная слава бежит впереди человека! Вообще-то слава и в положительном значении тоже бежит впереди. Механизмы распространения положительной и негативной славы могут быть одинаковыми, но эффекты противоположными.

Репутация – независимая оценка деятельности человека или организации. Репутация – это «Good name» или доброе, хорошее имя. В западной традиции при комплексном аудировании и экспертировании корпораций с целью их рейтингования, если они соответствуют всем критериям, в том числе и репутационным, принято добавлять к названию корпораций приставку «Good name». По мировым стандартам эта приставка считается одной из самых высоких оценок бизнеса. Собственники подобных компаний и их управляющие прекрасно понимают смысл и особо дорожат подобной оценкой качества своей деятельности. Эта оценка преимущественно моральная.

Профессиональных компаний значительно больше, чем тех,  которые имеют такое добавление к своему имени. «Good name» - это высокая этика бизнеса, высокие профессиональные результаты, высокая социальная ответственность, филантропическая ориентированность и многое, многое  другое. Не случайно, сегодня особенно востребованы на рынке PR-услуг репутационные технологии. Технологии, безусловно, могут помочь, но они будут практически бессильны, если в деятельности человека или компании не будет объективных оснований для обнародования и продвижения положительных сторон и качеств деятельности. Можно надуть и мыльный пузырь, но он все равно лопнет.

История дореволюционного российского предпринимательства изобилуют примерами, когда сделки заключались под честное слово, и выполнялись полностью, в оговоренный срок, несмотря на возникающие трудности. Предприниматели, ударившие по рукам в знак договоренности, держали обещанное слово.

Моральные установки – важная составная часть бизнеса, одна из фундаментальных основ частной собственности. Это  весьма красноречиво показал М. Вебер в своей всемирно знаменитой «Протестантской этике». Честность как этическая категория в предпринимательском бизнесе - универсальное требование независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.

Предпринимательство в культуре - это перевод сферы культуры на рыночные рельсы. Это процесс коммерциализации культуры со знаком плюс. Предпринимательство в культуре – это системное партнерство со всеми субъектами культурной политики и особенно с бизнес-структурами. С последними осуществление организационного партнерства, что активно практикуется в развитых Западных странах.

Предпринимательство в культуре освоение положительного опыта высокотехнологического бизнеса и применение современных технологий менеджмента и маркетинга в сфере культурных услуг.

Предпринимательство в культуре – поле для реализации инновационных креативных идей, которые в советском прошлом не могли получить полномасштабных условий для реализации. Предпринимательство в культуре – территория свободы творчества, развитие новых форм их  актуализации, таких как креативные индустрии и творческие кластеры  (Концепция  Ч. Лэндри).

Предпринимательство в культуре - использование культурного ресурса как стратегического ресурса развития  современного общества.

Культура и предпринимательство: основные понятия

Определение ключевых понятий – важнейшая задача. Необходимо принципиально договориться о понимании данных терминов с самого начала.

Культура - полисемантическое культурологическое понятие.  

Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. В середине ХХ в. известные американские социальные антропологи и исследователи примитивных культур, а затем пионеры теоретической культурологии А. Кребер и К. Клакхон провели практически первое понятийное исследование термина культуры. По их по подсчетам  в период с 1871 по 1919 год. различными науками было дано всего семь определений культуры, а с 1920 по 1950 их число возросло до 157. Все эти определения А. Кребер и К. Клакхон разделили на 6 классов  или типов:

  1. описательные (интерпретируют культуру как совокупность многообразия видов человеческой деятельности) 
  2. исторические (связывают культуру с культурным наследием и традицией)
  3. нормативные (осмысливают культуру как закрепленные общественные нормы поведения)
  4. психологические (результат социального приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни)
  5. структурные ( объяснение системно-структурных моделей функционирования культуры)
  6. генетические (понимание культуры как гурпповых адаптационных механизмов к социальной среде обитания, которые сохранятся и транслируются последующим поколениям )

В настоящее время принято различать более 500 определений культуры.  

Современные исследователи, сохраняя в определенной степени подходы первопроходцев  иногда  предлагают  выделять до 10 классов определений культуры:

-        Культура как ценность

-        Культура как совокупность конкретных элементов

-        Культура как способ адаптации к жизни

-        Культура как социальная норма

-        Культура как социальная память

-        Культура как социальные коммуникация

-        Культура как язык

-        Культура как деятельность

-        Культура как творчество

-        Культура как социальный опыт

Культура представляет собой динамическую открытую систему, состоящую из совокупности хрестоматийно известных форм бытования:

-           Мораль

-           Религия

-           Искусство

-           Наука

-            Право

-           Политика

Системообразующим элементом духовной культуры являются моральные ценности.

Наиболее широко бытующее в современных условиях определение культуры – определение, в котором культура осмысливается  как совокупность духовных ценностей. Это определение можно уточнить следующим образом: культура – качественная характеристика жизнедеятельности человека, основанная на приоритете духовных ценностей. Духовные ценности – прагматически незаинтересованные, но при определенных обстоятельствах они могут быть предметом символического обмена и для этого им необходимо иметь экономическую значимость, выражаемую в денежной стоимости. Например, путешествие – форма и способ не только отдыха, проведения досуга, но и познания мира. Реализовать тягу к перемене мест поможет туризм. Туризм  возникает на пересечении, с одной стороны, интересов к природе, культуре, истории, реальному, а виртуальному перемещению в пространстве с одной стороны, а с другой – на предпринимательском мотиве удовлетворить имеющиеся потребности. Туристическая услуга для потребителя требует определенных финансовых затрат. Искусство призвано удовлетворять эстетическую потребность человека. Для того, чтобы приобрести произведение искусства или даже его копию (репродукцию, музыкальную или видеозапись) необходимо заплатить определенную цену, чтобы наслаждаться спектаклем в театральном зале или кинофильмом в кинотеатре надо купить билет.

Общеизвестно, что искусство трактуется культурологами, эстетиками, искусствоведами как часть духовной культуры, «вторая природа», мышление в образах, форма самореализации и самовыражения, игра, эстетическая ценность, но практически никогда как  форма частного предпринимательства.

Удивительно, что такой не традиционный взгляд на искусство предложил не исследователь, а современный художник, наш соотечественник - И. Бродский. Поэт обнародовал эту идею в 1987 году  в Стокгольме в знаменитой Нобелевской лекции. Дословно это звучит так: «Искусство - наиболее древняя и  наиболее буквальная форма частного предпринимательства». Если вдуматься в этот тезис, то искусство, действительно, может трактоваться как форма частного предпринимательство. В данном конспекте ему, как и предпринимательству в привычном смысле, присущи некие общие черты. Творческое предпринимательство в искусстве характеризуется инициативностью, так как именно художник инициирует творческий процесс. Каждый раз, начиная новое произведение, он не может быть уверен в творческой удаче. Художник, даже гениальный, творя,  рискует создать произведение, не соответствующее критериям высокой  художественной значимости, рискует быть непонятым и даже отвергнутым публикой, критикой, цеховым сообществом. Считается, что художник, созидая свои произведения, изначально прагматически не заинтересован. Главная его цель -  максимальная самореализация и самовыражение.  

Есть и другой взгляд. Творчество профессионального художника  должно быть вознаграждено не только признанием публики, но и «презренным металлом» за свою работу. Искусству для развития необходимы таланты, способные реализовать себя в творчестве, поклонники, стремящиеся оценить результаты их творчества, организаторы-практики, создающие условия для эффективной поддержки талантов и поклонников.

В условиях перехода к рынку предпринимательство становится неотъемлемой часть современных реалий и в области духовной жизни. Культура не может существовать изолировано от экономического контекста развития общества. В условиях рынка создать  оранжерейные условия для отдельно взятой сферы деятельности человека нельзя. Рынок диктует правила бытия. Жить в условиях рынке и быть свободным от рынка невозможно. 

Традиционно считается, что бизнес представляет собой непосредственное предпринимательство, основанное  на инициативе, стремлении к получению прибыли, его характеризуют высокие риски актуализации, реже отмечают, что бизнес-предпринимательство есть важная сфера самореализации и творчества. В некоторых случаях отождествляют предпринимательство и бизнес.

Бизнес – организационные структуры (производственные, торговые, финансовые, посреднические, сервисные...)  главной целью которых является получение прибыли, за счет удовлетворения витальных и социальных потребностей общества.

Бизнес – сфера производства и распространение самых разнообразных товаров и услуг.

Бизнес-предпринимательство за историю своего существования прошел определенную эволюцию развития. Бизнес  как деловая активность, предпринимательство, управленческая деятельность возник одновременно с человеческим обществом, но современное понимание бизнеса и статус возникли в более позднее время, когда общество перешло к рыночным отношениям нацеленным на получение прибыли. В истории всегда были успешные промышленники, купцы, хозяева. История человеческого общества знает достаточно  примеров успешного ведения дел в разных общественно-экономических формациях. В связи с эти историю предпринимательства можно вести с древнейших времен. Однако если говорить о бизнесе в его современном понимании, то отправной точкой его развития можно считать XIX в. 

Принято считать, что профессиональный бизнес прошел несколько этапов:

Ресурсный этап 

Товарный этап   

Технократический этап 

- Маркетинговый этап 

Брендовый 

Глобально - информационный этап (конец ХХ в.).  

- Интегрально-сетевой этап  

Можно выделить четыре основные модели отношения бизнеса к социальной среде или связей бизнеса с общественностью:

1) Модель манипуляции - манипуляция общественным мнением для достижения коммерческих целей фирмы

2) Модель информирования - переход от пропагандистско-рекламного воздействия к информированию общественности о намерениях и возможностей фирмы

3) Модель взаимопонимания

Характерно использование научно-исследовательских методов изучения общественности, а также установление и поддержание обратной связи

4) Модель социального партнерства

Установление взаимно ответственных партнерских отношений с различными целевыми аудиториями. Поиск взаимопонимания, установление сотрудничества, поддержание контактов. С возникновением креативного класса одним из факторов бизнеса конца ХХ в. начала ХIХ в.  стало то, что источником делового успеха является не только наличие средств, но и нематериальные понятия, такие как нравственность, порядочность, этика и мораль, достоинство и уважение личности. Спонсорство и особенно благотворительность могут трактоваться как практическая философия нравственности современного бизнеса.

Культура и бизнес: общее и особенное

Итак, культура – это понятие, которое характеризует ценностный контекст, интегрирующий и укрепляющий устойчивость общества. Культура как реальный процесс  древнее предпринимательской деятельности, ориентированной на получение прибыли. Общеизвестно, что культура возникает в период становления homo sapiens sapiens, в период зарождение древнейших форм ценностной ориентации. Культура является  древнейшей формой социального взаимодействия людей. Культура – прагматические незаинтересованная сфера человеческой деятельности, основанная на духовных ценностях.

Бизнес – эффективное производство товаров и услуг, ориентированное на удовлетворение первичных и вторичных потребностей, динамическая область деятельности, возникшая в условия индустриального общества и получившее новый импульс к развитию в условиях постиндустриального общества потребления, главная цель - прибыль. Имеет глубокие корни в производительной деятельности человека.

Весьма часто осмысливая  культуру и предпринимательство как самостоятельные области деятельности, исследователи не ставят свой задачей выявить их общие черты, априори считается, что их практически не существует, так как природа данных явления, якобы противоположна. Но это только на первый взгляд. Если более внимательно проанализировать природу этих явлений, то можно обнаружить моменты их сходства, к котором должны быть отнесены следующие характеристики. Культура и бизнес есть: 

- Результат развития человеческих потребностей

- Оба феномена имеют социальную природу

- Оба явления обладают общими социальными целями – удовлетворение  социальных потребностей   

- Культура и бизнес способны к воспроизводству

- Культура и бизнес воплощаются в конкретно-исторические формы бытования, для них характерны единство менталитета, единство основных ценностных установок и традиций…

По мнение Колина Твиди (Colin Tweedy) – основателя и главы компании «Arts & Business»: «Искусство (шире культура – И.Х.) и бизнес – самые значимые выразители человеческого духа. Они могут задействовать человеческие ресурсы самым удивительным образом. Посмотрите вокруг – весь бизнес окружен искусством». Колин Твиди – бывший британский финансист,   любитель культуры и искусства, большой знаток и почитатель  классического искусства  около 30 лет назад ушел из финансового бизнеса, где занимал заметное место и  организовал компанию «Arts & Business».  Эта компания стала аккумулировать внебюджетные средства для развития искусства Великобритании, что успешно продолжает делать и сегодня, став законодательницей в данной области деятельности не только в Британии, но и в мире. Приезжал  в России для участия в Первом Международном форуме „Культура плюс“ осенью в 2005 г. Проводил мастер-класс для студентов факультета „Предпринимательство в культуре“ Международного университета в Москве по вопросам фандрейзинга, социальной ответственности бизнеса, организационного партнерства.

Культура и бизнес: основные различия.            
Наряду с общими моментами в культуре и бизнесе есть и важные различия. Ключевым различием является стратегическое целеполагание в бизнес-предпринимательстве и культуре. Цели этих областей ориентированы на разные потребности и ценности: бизнес-предпринимательство - на прагматические, материальные; культура и искусство - на духовные (элитарные или/и массовые). Существование художника как социальной единицы зависит от возможности реализовать созданный им художественный продукт. В XVIII-XIX вв. в силу объективных обстоятельств творец часто брал на себя функции посредника, говоря современным языком, промоутера, менеджера. Можно вспомнить ряд великих имен - Рембрандт, Гендель, Бах, Паганини, Лист. Они практически совмещали две эти сферы деятельности. Художник одновременно был и швец, и жнец, и на дуде игрец. Творя искусство, создатель вынужден был его и продвигать, популяризировать, а затем и реализовывать. По мере развития профессионального художественного творчества, возникновения индустриального общества, рыночных механизмов происходит последовательное размежевание двух обозначенных областей деятельности: художественно-творческой и организационно-управленческой. Последняя закрепляется за профессионалами-посредниками (менеджерами, продюсерами, импресарио).

В ХХ столетии в условиях общества потребления эти сферы максимально разводятся. В странах с развитой рыночной экономикой, каждая область имеет своих суперпрофессионалов. Художественно-творческое и организационное предпринимательство в условиях конкурентной среды и свободного выбора становятся сиамскими близнецами. В условиях свободной конкуренции они не способны существовать друг без друга.

В данном контексте не требует развернутой аргументации тезис о том, что культура и бизнес-предпринимательство по сути не являются тождественными. Оба этих явления, имея точки соприкосновения, обладают рядом существенных различий. Прежде всего, они имеют разные целевые установки и выраженную специфику.

Культура – традиционно определяется как прагматически незаинтересованная сфера человеческой деятельности, направленная на удовлетворение духовных потребностей, отдельные ее элементы, такие как искусство или наука в основном является затратными, требующими определенного уровня финансирования для своего развития.

Бизнес - прагматичен, рационален, материально и технологически ориентирован, прибылен, имеет высокий уровень рисков. Хорошо поставленный бизнес имеет возможность поддерживать различные социальные направления развития общества, в том числе культуру и  искусство, как в прагматических, так и не в прагматических интересах своего дела.

Культура и бизнес могут взаимодействовать по принципу дополнительности. Общее и особенное в культуре и бизнесе являются объективным основанием для их эффективного взаимодействия. Важно найти продуктивные пути взаимодействия.

Определяющие факторы развития культуры и бизнеса: макро- и микросреда.

Культура и бизнес существуют и развиваются в предлагаемых конкретно-исторических обстоятельствах. Объективные факторы макроуровня представляют собой совокупность главных переменных элементов макросреды, влияющие и на рынок, и на культуру. К ним следует отнести следующие:

Демографическая среда (характеристика народонаселения как ресурсной и потребительской базы для культуры и бизнеса)

Природно-географические факторы. Климатические условия, природно-ресурсная база (наличие и доступность сырья, энергии, наличие коммуникаций).

Культурная среда или социокультурные факторы (Качественные характеристики особенностей культурного развития  -  традиции, обычаи, идеалы, нормы, образы, верования, культы, ритуалы, уровень образования. Объективная приуготовленность к партнерству:

-  Ментальность и общественные традиции в культуре и бизнесе

- Уровень культуры предпринимательства  и предпринимательства в культуре (профессионализм кадрового обеспечения)

Экономическая среда. Характеристика состояния экономики (покупательская способность населения, уровень инфляционных процессов, уровень занятости)

Политико-правовая среда/Государственная политика. Стабильность политической обстановки, отношение органов власти к бизнесу, процессы государственного регулирования, правовая база. Государство определяет основные правила общественной жизни: формулирует научно обоснованные принципы поддержания и развития культуры и бизнеса и транслирует их обществу. Государство определяет степень поддержки и/или стимулирования развития различных секторов экономики. Разрабатывает законодательную базу для реализации своих установок. Программирует принципы взаимодействия всех субъектов  общественной жизни. Другими словами разрабатывает государственную политику в соответствующей области.

Технологическая среда. Уровень развития научно-технических и технологических условий развития культуры и бизнеса, возможность обновления.

Международные факторы. Международный контекст развития национальных экономик, его влияние на макросреду конкретного государства и микросреду отдельных учреждений и организаций.

Что касается микроуровня, то он может рассматриваться с позиций предприятия, организации, творческого коллектива, небольших групп людей (семья), отдельного субъекта.

Классически микроуровень рассматривается с точки зрения предприятия. Предприятие, организация, компания, творческий коллектив – основа развития общенационального производства.

Микросреда или внутренняя среда организации может быть осмыслена последующим направлениям:

-        Структура организации и система управления ею

-        Внутренние коммуникации организации

-        Персонал

-        Корпоративная культура организации

-        Методология управления в организации

-        Финансовое состояние организации

-        Технологический уровень организации

-        Социально-психологическая атмосфера деятельности

 Микросреда определенным образом отражает все параметры макросреды.

Обе сферы находятся в тесном взаимодействии, определяющей является макросреда. В условиях командно-административной системы невозможно создавать легально действующие эффективные бизнес-структуры. Макросреда и ее переменные имеет определяющее значение для развитие и функционирования как культуры, так и бизнеса.

Микросреда не должна механически приспосабливаться к макроуровню. Организации должны в меру возможностей влиять на динамику макросреды, как непосредственно, так и через деятельность, например, ассоциаций.

Рынок – объектичное условие существования коммерческих и некомерческих структур. Бизнес-среда – совокупность коммерческого сектора, сфера культуры, как правило, представляет собой некоммерческие организации. Элемент коммерциализации наличествует и в культуре, но он не является магистральным. Культура не должна полностью коммерциализироваться, в ней должны сочетаться различные направления деятельности, но элементы предпринимательства должны сопутствовать всем учреждениям и организациям культуры и искусства. Осваивать азбуку предринимательства придется, чем раньше это поймут представители учреждений и организаций культуры и искусства, тем быстрее наступят положительные сдвиги в этой сфере деятельноти. Несколько лет назад, выступая на на Х- летнем юбилее факультета „Предпринимательства в культуре“ М. Е. Швыдкой (будучи в ранге министра культуры) подчеркнул: „Без обучению предпринимательству в культуре, боюсь, что у нашей культуру будет не очень радужное будущее“.  

Рынок, предпринимательство, и культура (искусство) – не являются взаимоисключающими и при определенных условиях и подходах могут носить характер взаимовыгодного партнерства.

Выше  упоминалось, что у предпринимательства и культуры есть общие атрибутивные качества: социальная природа, удовлетворение важных потребностей человека, инициативность, высокая степень рисков, стремление к самовыражению и самореализации...

Современной общемировой тенденцией является тенденция превращения сферы культуры и искусства в реальный сегмент экономики. Предпринимательство может содействовать этому процессу. Способы реализации этой тенденции: активное партнерство искусства и бизнеса, возникновение и развитие творческих индустрий (создание новых творческих продуктов представителями креативного класса на стыке искусства, эстетизированных форм деятельности и IТ-технологий). Феномен творческих кластеров – частный случай реализации творческих индустрий. Ярким примером актуализации креативной экономики является современная Великобритания.

Опыт развитых стран показывает, что бизнес и культура способны плодотворно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Классическое бизнес-предпринимательство может транслировать сфере неклассического предпринимательства в культуре и искусстве современные бизнес-технологии, а сфера культуры и искусства благотворно влиять на образ современного предпринимательства, возвышая его имидж в общественном сознании.

Потенциал возможностей обогащения культуры бизнесом

Степень развития предпринимательского начала в культуре и искусстве в развитых странах и сегодня весьма не однородны. Наиболее продвинутой страной в этом отношении являются США. Это обусловлено объективной причиной. США еще 200 лет назад отказались поддерживать культуру и искусство на уровне государства, но создали условия, при которых  организации культуры и искусства активно и плодотворно взаимодействуют со всеми субъектами культурной политики и в первую очередь с бизнесом.

В европейских странах нет аналогичных примеров, здесь исторически к культуре относились с большим вниманием, чем в США. Европейские государства по-разному выстраивают свои отношения с культурой и искусством. В одних случаях государство более мощно патронирует это сферу, в других – менее. Общая тенденция заключается в том, что европейские государства начинают принимать законы, позволяющие ослабить давление на государственную казну. Принимая  подобные законы, государства ретранслируют часть своих забот непосредственно бизнесу. Современный бизнес наряду с устойчивым финансовым положением имеет совершенно уникальный опыт не только выживания, но и мощного развития в условиях свободной конкуренции. Этот по истине уникальный опыт может стать неоценимым для культуры и искусства.

Бизнес - культуре. Передовые рыночные технологии

-          Современные продвинутые и апробированные технологии управления

-          Маркетинговый инструментарий исследования и завоевания рынков

-          Основы коммуникационного менеджмента

-          Продуктивный опыт использования  интегрированных маркетинговых технологий в практике работы с целевыми аудиториями для продвижения новых продуктов, услуг, брендов

-         Освоение технологий брендинга

Для актуализации ключевых бизнес-задач необходимо объединить усилия менеджмента, маркетинга и интегрированных маркетинговых коммуникаций.

В условиях перехода к рынку культура и искусство не могут быть изолированы от данного процесса. Объективно и постепенно они становятся частью рыночной экономики и соответственно должны существовать по законам этой экономики. Особенно это актуально для отечественной культуры в настоящее время. Культура и искусство России должны усвоить основы, а затем и «высшую математику» рыночной конкуренции. Это не значит, что все виду и жанры искусства и направления деятельности в культуре должны подвергнуться жесткой коммерциализации. Знание законов рынка дадут возможность противостоять жесткой коммерциализации и найти пути сохранения, как культурных сфер, ориентированных на художественный продукт, так и на то, что на Западе принято называть культурными индустриями (области, в которых достигается рыночный эффект, но творческие продукты не являются низкопробными). Культура и искусство должны освоить азбуку предпринимательства. Начинать следует со штудий в области менеджмента, маркетинга и коммуникаций. Их законы универсальны, но важно осмыслив эти универсалии, понять специфику их реализации в сфере культуры и искусства.

Рекомендуемая литература

Долгин А. Экономика символического обмена.

Коуэн Т. Похвала коммерческой культуре.

Кребер А., Клакхон К. Культура: критический обзор понятий и определений.

Культура и рынок: современные тенденции. 

Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры.

Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку. История одного корпоративного преступления.

Мак-Илрой Э.  Культура и бизнес. Путеводитель по фандрейзингу.

Маркетинг культуры и искусства (Ф. Колбер и др.)

Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Мировой опыт многоканального финансирования

Томпсон Дональд. Как продать за $12 миллионов чучело акулы.  

Хангельдиева И.Г.  Парадоксы коммерциализации культуры.

Хангельдиева И.Г. Культура и предпринимательство в современной России.

Экономика культуры. Отв. редактор А.Я.Рубинштейн.

Joost Smiers. Arts under pressure. Promoting Cultural Diversity in the age of Globalisation. 



Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.