Зарегистрироваться

Теория культуры

Категории Теория культуры | Под редакцией сообщества: Культурология

Теория культуры, или культурология – это наука, основанная на совокупном социальном и гуманитарном знании о культуре. Ее предметом является изучение культуры как целостности.

Очевидно, что культура не всегда существовала в обществе, и не в каждом обществе существует культура. Культура свойственна не каждому человеку, а значит — и не каждому обществу.

Понятие культуры

Понятие культуры впервые употребили древние греки в качестве антипода "варварству". Греки времен античности называли себя эллинами, людьми эллинской культуры, вкладывая в это особый смысл: уровень знания, определенные традиции во всем (в том числе и в быту), способ жизни. "Варвары" же, по их представлению, это люди, не обладающие известными навыками в хозяйственно-экономической жизни, невежественные люди, не умеющие себя держать в обществе и т. п.

Как свидетельствует наука, культура не универсальна, она не была свойственна примитивному обществу и появилась впервые на той стадии развития, когда сообщества научились вступать друг с другом в сложные отношения, отличные от состояния войны.

Несомненно, есть целый ряд явлений, стоящих за пределами культуры, их можно отнести к антиподам культуры. К антиподам культуры относится, прежде всего, война. Война — наиболее примитивное состояние человеческого общения. Культура, мир — это созидание. Любой мир требует много усилий, целенаправленной деятельности (политической, дипломатической, нравственно-религиозной), одним словом — культуры. Война, насилие, преступное действие все это несет разрушение. Созидание и pазрушение – противоположные сферы человеческой деятельности.

Созиданиеи есть культура. Разрушение - антикультура. Антикультура сводит на «нет» все усилия культуры. Иногда она может принимать массовые формы и осуществляться от имени государства, правящей партии ("культурная революция" в Китае, фашизм в Германии, движение "красных кхмеров" в Кампучии, "пролетарская культура" в СССР). Русский философ С. Франк писал о пролетарской революции 1917 г., что пришел "внутренний варвар" (возможно, сопоставляя с нашествием варварства на эллинов во времена древнегреческой цивилизации). Антикультура — явление не просто противоположное культуре, а губительное для нее. Она способна привести к необратимым последствиям, в результате которых культура может погибнуть там, где она существовала в расцвете.

Теория культуры

Теория культуры изучает также составные элементы культуры, культурные формы. К ним относится нравственная культура и нравственный выбор, нравственные приоритеты и идеалы культуры. А также: эстетическая культура и эстетические ценности культуры; политическая и правовая культура, цели и средства в истории культуры; национальная, религиозная, социально-классовая культура и ее ценности; культура общения и этикет; культура философская, мировоззренческая.

Все эти культурные компоненты, формы являются предметом изучения морфологии культуры.

Теория культуры занимается также научным прогнозированием, в ее учениях содержатся ценные суждения о будущем интеллектуальной культуры, о перспективах человеческой цивилизации.

Основные проблемы дисциплины:

  • культура и образование
  • культура как научное понятие
  • уровни, виды, типы, функции культуры
  • классификация и типологизация культур
  • морфология культуры
  • культурологические концепции, школы и направления
  • культура и цивилизация
  • культура и история
  • культура и мораль
  • культура и контркультура

В качестве вводной категории может быть рассмотрено соотношение категорий культуры и образования как двух категорий исторической преемственности.

Во-первых, образование – важнейший социальный институт культуры. Понятие института, в данном случае, употребляется в его этимологическом смысле[1]. Очевидно, что общество с низкой массовой культурой, люмпенизированное, опасно для всякой цивилизации вообще. Низкая культура — питательная среда для взаимной нетерпимости, вражды, социального и духовного архаизма, стремления к упрощенным догмам, способным просто и незамысловато объяснить любую ситуацию. Низкая культура — питательная среда для национализма и примитивной идеологии.

Система образования сложилась не сегодня. Она отражает общечеловеческую потребность в знании и образовании, которая развивалась в процессе эволюции человека, как и все другие его потребности. Можно сказать также, что эта потребность пришла к нам и из прошлого, и из будущего. Она определена сложившейся исторической традицией, а также - перспективой общемирового экономического и культурного развития.

Первой моделью образования стала античная модель, заложившая основы всего последующего института образовательной культуры. Она получила наименование пайдейи[2] . Системапайдейи была необходима для создания гражданского общества. Греческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.), основавший одну из первых философских школ, полагал, что для развития общества необходимы специальные учебные заведения библиотеки и культурные центры.

Первые школы- университеты были центрами философской культуры и нравственности, ораторского искусства и логического мышления. Эти первые учебные заведения стали прообразом университета и просуществовали многие века после смерти их основателей. Так, академия Платона, с ее демократическим устройством (коллегией учеников, коллегией учителей и выборным схолартом ( ректором) просуществовала 800 лет после смерти Платона в 347 г. до н.э Ликей Аристотеля, где обучали началам логики, математики, философии, риторики, действовал с IV в. до н.э. до IV в.н.э. «Сад» Эпикура (III в. до н.э.), своего рода школа философии и нравственности, тоже значительно пережила своего основателя.

Комплекс знаний, преподававшихся в античных школах-университетах, назывался «Семь свободных искусств» и включала в себя два цикла. Это знание полагалось необходимым для каждого свободного человека и называлось «чистое знание». Первый цикл ("словесный", «науки о слове») назывался – "трехпутье". Он включал грамматику, риторику и диалектику (логику). Второй цикл ("числовой") назывался – "четырехпутье". Он включал арифметику, геометрию, астрономию и музыку. При этом математика и логика были основанием всякого знания. Математика (от греч. matema – познание, наука) понималась как наука о количественных отношениях и пространственных формах объективного мира (так называемая, «чистая математика»). Логика (гр.) – наука о законах мышления.

В начале III в. до н.э. был создан первый настоящий культурно-образовательный центр - Александрийский Мусейон. Это была реализация идеи греческих мыслителей Аристотеля и Теофраста. Мусейон был основан Александром Македонским и просуществовал вплоть до 70-х г.г. III в н.э. Это был поистине Храм науки, с библиотеками, коллекционными залами, анатомическими и астрономическими залами. Было собрано более 700 тыс. томов, среди которых – словари и справочники, энциклопедии и поэмы. Книги переписывались рабами и представляли собой самую большую ценность. Это были работы, выполненные на папирусе или пергаменте, весьма дорогостоящем материале умельцами-переписчиками. К сожалению, большая часть этих книг впоследствии была сожжена (в христианскую эпоху, в IV в., - как «сборники языческих древностей», а в VII в.- как противоречащие исламу).

Средневековая модель образования заложила основы европейской системы образования, европейского университета. Высшая школа в Европе стала складываться с ХП в. Система образования в эпоху Средневековья была основана на схоластике. Ее инструментом была логика, точнее – дедуктивная логика[3]. Схоластическая дедукция должна была привести к построению христианской картины мира. На этой основе складывались "суммы", или "своды" знаний о мире. Главной тенденцией была цель – представить мир в стройной логической схеме. Была составлена "Сумма теологии" известного схоласта Ф. Аквинского (XIII в.): многотомный труд о человеке во Вселенной.

С XII в. в Европе создаются Парижские высшие школы. Они были частными и назывались "Общее обучение". Название связано с тем, что студенты могли приезжать из разных мест. А по окончанию курса они могли преподавать везде, получив Грамоту привилегий от короля, епископа или архиепископа. Эта Грамота давала право на автономию, можно было создавать свою самоуправляющуюся корпорацию.

В Парижских школах преподавались предметы цикла "Семи свободных искусств". На их базе создавались Университеты. Первыми европейскими университетами были Болонский университет, Кордовский университет, Кембриджский и Оксфордский университеты, Парижская университетская коллегия Сорбонна. Они создавались в конце 11–13 вв. и делились на факультеты. При этом в Болонском университете славилось правоведение, в Парижском – теология, в Испанских университетах сохранялись традиции арабской медицины, астрономии, математики. Формами обучения были чтение и анализ текстов, диспуты. На диспутах главным "ответчиком" был лектор, студенты же задавали ему вопросы и учились на его ответах.

В средневековом университете образование складывалось, главным образом, из трех составных частей. Во-первых, - дедуктивная логика, которая читалась на основе трудов Аристотеля и позволяла выделить главные научные универсалии (понятия). Во-вторых, римское право, дигесты. Дигесты, т.е. тексты римского права вначале были утеряны (из-за варваризации Европы), а затем, в 11 в., восстановлены. До сих пор высоко ценятся три принципа римского права: закон должен быть стабильным (выше обстоятельств); право сохраняется, даже если оно не исполняется, - как право возможности; закон дает право гражданственности, т.е. право участия в публичной деятельности (с 30 лет). В-третьих, основы герменевтики, т.е. понимания как бытия субъекта. Герменевтика сегодня – это (1) искусство понимания, постижения смыслов и значений символов и знаков; (2) теория и правила интерпретации текстов; (3) философское учение об онтологии (сущности) понимания и эпистемологии (познания) интерпретации. Герменевтика формировалась на основе теологического искусства толкования текстов Священного Писания, т.е. экзегетики

С созданием университетов происходило усиление светского элемента в образовании. Основным языком университетской "учености" был латинский язык. Но постепенно в систему образования проникал и национальный язык. В университетах студенты обучались 6-8 лет. Так формировалась средневековая интеллигенция. Университеты выпускали специалистов в области права, медицины, образования.

Как видим, европейские университеты имеют давние традиции, более 700 лет. По сей день работает созданная в 1257 г. парижская образовательная коллегия "Сорбонна" (названная в честь своего основателя духовного наставника короля Людовика IХ де Сорбони). Коллегия вначале была теологическим факультетом, а потом стала и самостоятельным университетом. По окончанию университета выпускники получали лиценцию на право преподавания и назывались лиценциатами. Получить лиценцию было не просто. Надо было сдать довольно сложный экзамен магистрам. Магистры – университетские преподаватели, назначаемые канцлером университета или архиепископом. Кроме лиценциатов были бакалавры и курсоры. Бакалавры формаци – "готовые" бакалавры, т.е. достигшие совершенства в изучении религиозной схоластики. Курсоры – это бакалавры, изучившие Священное Писание и получившие право его толкования. Важный термин для тех лет – ваганты. Это странствующие школяры, в переводе с латинского ваганты – "бродячие люди". Ваганты – студенты, изучавшие предметы в разных университетах у наиболее сведущих в них магистров. Странствовать же помогал международный университетский язык – латинский. Он был и языком церкви, и языком науки, языком духовной элиты Средневековья. Наряду с чисто теоретическими курсами в университетах давались уроки кодекса рыцарской этики. Эти уроки не преследовали каких-либо материальных и практических целей, они были исключительно духовными.

В эпоху Возрождения и Нового времени и Просвещения (XVI-XVIII в.в.) произошло разделение светского и религиозного образования. Начался процесс отхода университетов от латинского языка. Постепенно университеты становились школами энциклопедического знания. В эпоху Нового времени в школах и университетах все больше вводилось предметов естественнонаучного профиля. Ученые этого времени разрабатывали научные методы мышления, которые впоследствии стали важнейшими принципами научного мышления вообще. Прежде всего, это был французский мыслитель Р. Декарт. Декарт выделял четыре способа, условия постижения научного знания. Во-первых, - это усвоение самоочевидных истин; во-вторых, - опыт; в-третьих, - это знание, получаемое из общения с другими людьми; в-четвертых, - чтение хороших книг.

В эпоху Просвещения возникла новая концепция образования. Из ученых этого периода особое место принадлежит И. Канту и И.Г. Гердеру, которые рассматривали историю культуры и образования как осуществление "гуманности". Особый интерес представляет произведение И.Г.Гердера «Идеи к философии истории человечества». Выделим в ней наиважнейшие положения.

А) Гердер считал, что человечество неминуемо придет к гуманизму, т.е. совершенствованию разума и нравов. Исторический процесс имеет восходящий характер, и, в конечном счете, все позитивные достижения человечества воссоединятся.

Б) История человечества включена в рамки генезиса солнечной системы. Космология строится на пантеизме и натурализме. Существует закон аналогии между человеком (микрокосм) и природой (макрокосм).

В) Человек стоит на перепутье двух царств: царства природы и царства гуманности. Гуманность заложена в самой природе. Гуманность есть богоподобность, основанная на способности человека познать законы природы. Более всего в этом преуспел греческий народ, у которого впервые законодательство отделилось от религии. Греки не были связаны деспотизмом и ценили умеренность. История разрушает искусственные конгломераты, будь то царство Александра Македонского или царство монгольских завоевателей. Насилие всегда, в конце концов, уступает миролюбию, - таков закон гуманности.

Другой немецкий просветитель А. Дистервег в своей работе «Руководство к образованию немецких учителей» выдвинул два правила образования: «обучай природосообразно» и «обучай культуросообразно». Согласно первому требованию, образование должно быть согласовано с человеческой природой, с законами ее развития. Согласно второму – образование должно соответствовать внешним факторам, месту и времени. Оба принципа, при этом, должны быть согласованы между собой. Дистервег признает, что это весьма затруднительно, довольно трудно осуществимо, поскольку господствующая культура может нанести ущерб образованию, требуя следовать моде, а не истине.

Культура ХIХ в. привела к зарождению классической модели образования. Значительная роль в этом деле принадлежала Берлинскому университету. Немецкие просветители писали о культуре как образовании и воспитании. К этому времени утвердился университет как высшая школа. Происхождение термина "университет" связано с формированием средневековых университетов в XII-XIII в.в. – в Италии, во Франции, Испании, Англии. Этот термин в переводе с латинского означает "совокупность". Университет - это высшее учебное заведение, в котором изучается совокупность дисциплин, составляющих основы научных знаний. В наше время сложилась своя модель образования. Но в основе ее лежит предыстория университетского образования. 

Мыслители, ученые ХХ века, заботящиеся о судьбах культуры, также большое внимание уделяли образованию. Наиболее известные из них - немецкий философ К. Ясперс и испанский – Х.Ортега-и-Гассет.

К.Ясперс обратил особое внимание на необходимость изучения древнегреческих традиций для формирования образования. В работе "Духовная ситуация нашего времени" он писал: "В Греции идея образованности была впервые осуществлена и постигнута так, как она с тех пор применяется каждым, кто ее понимает". Что значит "подлинная образованность"? Ясперс полагал, что она непременно включает в себя гуманистическое знание. "Тот, кто в молодости изучил греческий и латинский, читал античных авторов, философов и историков, кто освоил математику, ознакомился с Библией и немногими великими поэтами своей нации, преисполнен миром, который в своей бесконечной подвижности и открытости дает прочное содержание и делает доступным все остальное". Высокая оценка такого образования, по Ясперсу, оправдана тем, что только оно способно стать "образованием единичного человека", который затем сможет сам сделать свой выбор[4]. Ясперс понимал университет как некую школу содружества профессоров и студентов, объединенных общим стремлением к знанию. Он называл четыре главные функции университета: профессиональное образование, воспитание, духовная коммуникативная жизнь, "вселенная наук". А из двух наиболее распространенных форм обучения – схоластической и сократической – считал предпочтительной для университета – вторую, ибо только она способствует свободе самообразования.

Х.Ортега-и-Гассет в своих работах " Миссия университета" и "Тема нашего времени" высказал мысль о том, что университеты должны стать центрами по формированию интеллектуальной элиты, а также носителями гражданской педагогики, с помощью которой человек освобождается от конформизма (приспособленчества) и разного рода зависимости. Высшее образование, писал мыслитель, имеет большее значение для нашего времени, чем политика или даже экономика. Особой миссией образования он считал "научение культуре". Именно культура формирует способность ориентации в социальном мире.

Итак, прообразом современной системы образования была античная философская школа. Образование сложилось на основе объективного стремления человека к знанию. Главный смысл образования состоит в том, чтобы помочь человеку сориентироваться в мире ценностей и сделать свой выбор.

Далее остановимся на формировании некоторых традиций российского образования и положениях произведения русского мыслителя В.В. Розанов «Сумерки просвещения».

Как показал мировой опыт в области образования, ни одна задача социального развития не может быть решена без общей культуры, которая достигается с помощью классического гуманитарного образования. Русские мыслители, писатели, деятели просвещения неоднократно обращали внимание на этот счет. Известный русский писатель и мыслитель В.В. Розанов в работе «Сумерки просвещения» определил культуру как «синтез всего желаемого в истории». Он понимал культуру как синтез знаний вообще: о государстве и праве, об экономике и политике, об искусстве и религии. Он считал, что задача просвещения состоит, прежде всего, в распространении культуры. Образованный человек, писал Розанов, определяется той «мерой духовных даров», которую он сумел приобрести[5].

Достойно внимания мнение П.Г. Чернышевского о том, что, на его взгляд, можно не знать математики, химии или греческого языка и считаться образованным человеком. Однако не знать истории своей страны может только человек, неразвитый умственно.

А. Чаянов, советский педагог и крупный деятель, организатор образования в постреволюционный период нашей страны, в своей работе «Методы высшего образования» писал о том, что «главнейшее в высшей школе – это особая, присущая ей, культура.

Культурное забвение, продолжал эту мысль русский писатель и известный публицист А.Изгоев, грозит духовным босячеством. Изгоев обратил внимание на гениальное пророчество Ф.М. Достевского (произведение «Бесы») относительно грядущего социализма: «Каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом… Все рабы и в рабстве равны. …Первым делом понижается уровень образования, наук и талантов. Высшие способности…их изгоняют или казнят… В стаде должно быть равенство». Нет, заключил Изгоев, «понятие культуры слагается из культуры личности, культуры духовной и культуры материальной, вещной, объемлющей весь наш быт»[6].

По свидетельству историка русской культуры П.Милюкова>[7], в России грамотные люди появились в начале ХУП в. В русском народе издревле преобладала традиция недоверия к образованности и вообще – к книге. П. Милюков в своей книге о формировании и особенности русской культуры приводил отзывы европейский путешественников об отношении простых людей к образованию. В ответ на вопросы, стоит ли читать книги, учиться, им отвечали: «Не читайте много книг, вот такой-то от книг с ума сошел, а другой в книгах зашелся, а третий в ересь впал». И далее: «Не высокоумствуйте, братие, но в смирении пребывайте… Если кто тебе скажет: знаешь ли философию, - ты ему отвечай: эллинских борзостей не текох, ни риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседы не бывах, - учусь книгам благодатного закона, аще бы можно мне грешная душа от грех очистить». По свидетельству французских наблюдателей начала XVII в., русский народ не знает ни школ, ни университетов; одни священники наставляют чтению и письму, но и немногие. В Москве «свободные знания» (т.е греческих и латинских авторов) казались подозрительными.

В допетровской Руси не было регулярной школы, хотя потребность в просвещении значительно опережала школу. Для России традиционным было домашнее обучение. Знания поначалу приобретались частным путем. При Петре I появились учителя из Европы. Тогда же стали распространяться и первые учебники (в 1718-1730 г.г.). Екатерина II, увлеченная просветительством, задалась целью изменить самую ориентацию обучения: не только сообщать знания, но и "внедрять в сердце добронравие". В России XVIII в. стали общеизвестными основные сочинения новой европейской педагогики: ""Златая дверь языков" А.Каменского и "мысли о воспитании Д. Дидро. Вслед за педагогами и философами Запада Екатерина мечтала "пересоздать" человечество посредством воспитания и сформировать "новую породу людей".

Большое участие в формировании российской системы образования принял французский ученый-энциклопедист Д.Дидро. Он составил "План университета или школы публичного преподавания всех наук для российского правительства"[8]. К сожалению, план этот не был принят, т.к. требовал кардинальных изменений во всей системе образования России.

В работе Дидро ставились две проблемы: о самом понятии "университет" и о смысле "публичного образования". Во-первых, пояснялось, что университет – это школа, двери которой должны быть одинаково открыты для всех детей народа; где преподавание ведут оплачиваемые государством лица. Они сообщают элементарные знания по всем наукам. Во-вторых, речь шла об уровне образования. Дидро пояснял, что в основу публичного образования следует положить средний уровень человеческого ума. Интересы гения, идущего большими шагами, должны быть принесены в жертву интересам массового образования.

В последующие времена, в ХIX-начале ХХ в.в., русская высшая школа неоднократно подвергалась коренной перестройке. Чаще всего ее целью было отделение от европейской модели образования, поощряющего свободомыслие. Первый российский университет – Эллинско-Греческая академия был сформирован по инициативе С. Полоцкого. В 1701-1775 г.г. она известна как Славяно-Греко-Латинская академия. Она готовила специалистов преимущественно для церковной и государственной службы. С 1814 г. – это Московская Духовная академия.

Надо иметь в виду, что в традициях России всегда было несколько упрощенное образование для народа, массы. Так, русский государственный деятель и педагог К.П. Победоносцев (в 1880-1905 г.г. обер-прокурор Святейшего Синода) считал, что “истинное воспитание должно утверждаться на религии”. Религиозное воспитание обеспечит должный уровень образования и воспитания. Писатель и педагог того времени А.А.Мусин- Пушкин полагал, что общекультурные знания, история, например, не имеют ценности для массы, не нужны народу. "Исторические традиции народа, заветы древнего мира не имеют для массы никакой культурной цены. Она интересуется исключительно современностью, злобою дня...". Различную культурную ориентацию в системах образования России и западных стран того времени Мусин-Пушкин объяснял социальными условиями. "У нас масса —писал он— совершенно не нуждается в слишком дорогом, отвлеченном и продолжительном курсе классической школы, а, напротив, крайне нуждается в законченном, практическом, профессионально-техническом образовании, отвечающем современным требованиям практической жизни". Стремление западного студенчества к общекультурному, университетскому образованию объяснялось историческим прошлым европейских стран, ролью в истории Франции, например, третьего сословия, или в Германии — городского сословия, участием их в революции.

Без сомнения, социальная активность студенчества этих различных систем образования (России и стран Запада) порождена разными традициями обществ. В России, как отмечал в своем исследовании Мусин-Пушкин, студенты и учащиеся "из массы" жили в крайне неблагоприятной для серьезных занятий обстановке, в плохих условиях, испытывая многие лишения, а потому они и "выносят чувство непреоборимого недоброжелательства к имущим классам, к сословиям, так или иначе одаренным судьбою".

И если в Западной Европе, в Германии школа окружена ореолом святости, то "в России Университет, перестав быть храмом науки, стал местом сборищ для незаконных прений и демонстративных выходок студентов, ничего общего с наукой не имеющих". Единственным средством вывести российские университеты из их безотрадного положения Мусин-Пушкин считал элитарное образование. Надо, писал он, чтобы в вузах учились действительно способные и основательно подготовленные студенты. "Для массы же, совершенно не интересующейся научными занятиями и даже не привыкшей систематически заниматься, крайне нужна в России другая школа, с реальным характером образования, с менее продолжительным курсом, имеющим в виду более практические цели, современные насущные потребности этой массы". Вместе с тем, автор концепции не отрицал и того факта, что классическое образование, эстетическое и гуманитарное развитие, в огромной степени влияет на формирование общей культуры России[9].

Итак, в России было два подхода к образованию: реальное образование ("для массы") и классическое образование ("для элиты"). Образование для элиты включало в себя гуманитарное образование. Идею раздельного образования (для массы и для элиты) не принимали многие русские интеллигенты. Они считали главной функцией образования повышение культуры человека и общества.

В.В. Розанов в цитируемом выше труде "Сумерки просвещения" писал: "Темно просвещение", считающее, что люди, набрав "немножко грамматики, немножко арифметики, прибавив к этому кой-что из географии и истории... внесут что-нибудь в душу". Розанов выделил три главных принципа образования: "принцип индивидуальности", "принцип целости" и "принцип единства типа". Во-первых, учебный материал должен учитывать индивидуальный подход, иначе "образования совершенно не происходит". Иными словами: чтение первоисточника несравненно ценнее любой описательной литературы. Во-вторых, знания должны даваться в целостном виде, ибо убеждения и веры не появится при "разорванных" знаниях. В-третьих, нужно обязательно полное знание одной исторической культуры в контексте общемировой культуры[10].

Отрыв от мировой культуры и гуманитарного образования— одна из причин неприятия инакомыслия. Догматизм и ритуальность в обучении явились причинами формирования общей недостаточной интеллигентности в России.

Очевидно, что образование призвано учесть и элитарный принцип обучения (от фр. элитэ — избранное), и эгалитарный (от фр. эгалитэ — равенство) подход. Образование должно учитывать и особые способности, одаренность, и равное право на образование для всех людей. В противном случае образование не выполнит своего предназначения ввести человека в мир культуры.

Далее остановимся на современной философии образования и тенденции культурной универсализации, связанной с Болонским процессом. В настоящее время мировая практика отмечает общую тенденцию к увеличению доли гуманитарных наук в программах вузов. Вашингтонская ассоциация гуманитарного образования, к примеру, рекомендует в течение первых трех лет обучения в университетах такие курсы, как "Культура и цивилизация" (о западных, восточных, исламских цивилизациях), «Американское культурное наследие», «Классики мировой литературы»; "Социальные науки и современный мир". Во многих университетах и институтах, в том числе и технического профиля, в рамках программы общего образования предлагается курс "Обязательного классического чтения", включивший произведения величайших мыслителей всех цивилизаций, тех памятников прошлого, в которых в самой совершенной форме воплотился дух свободной мысли. В современных концепциях образования высказываются опасения относительно технократизма в образовании. Популярная до сих пор ориентация на профессиональное, техническое образование привела к тому, что в университетах оказался почти сведенным на нет дух гуманизма, издавна присущий им. Вместе с тем, очевидно, что успех общества более всего зависит от интеллектуальных и нравственных качеств граждан. Сегодня на Западе все больше говорят о растущем "страхе посредственности". Возникает вполне реальная угроза для большинства оказаться под давлением неинтеллигентных людей. Человек должен по возможности ориентироваться в общечеловеческом знании, владеть не только экономическим, правовым знанием, а быть готовым к широкому восприятию мира, всепониманию. Речь сегодня должна идти о единой мировой философии образования с учетом плюрализма культур и мировоззрений. Важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма, т.е. способности превзойти групповой, частный интерес, поскольку человек нынче стоит перед альтернативой гибели или расцвета цивилизации и культуры. И это будет как бы возвращением к классической модели образования, задачи которого всегда трактовались шире, нежели конкретные нужды образования. В основе этой модели было гораздо больше гуманистических и гуманитарных идей многих философов, педагогов, практиков образования (Каменский, Песталоцци и др.).

На протяжении многих лет периодически повторялись две главные идеи о целях университетов, две концепции. Первая концепция — профессиональная философия высшего образования, она заключена в убеждении, что общество нуждается в подготовленной рабочей силе и поэтому высшее образование должно готовить студентов к миру труда. Вторая концепция — это либеральная философия, или философия "свободных искусств", ее сторонники полагают, что подготовленный интеллект может применяться в любой деятельности. Как говорилось, термин "свободные искусства" впервые появился в Греции в 4 в. до н. э. И в этом контексте он означал те умения, которыми должен владеть свободный человек, свободные искусства традиционно считались образовательной пищей, необходимой для потенциальных лидеров общества.

В настоящее время усиливается тенденция культурной универсализации в мировом образовательном процессе. Объединенная Европа строит общее университетское пространство. В 1998 г. в Сорбонне министры образования Франции, Италии. Германии и Великобритании подписали декларацию с призывом инициировать начало этого процесса. Год спустя на встрече в Болонье уже 29 стран приняли на себя обязательства активно участвовать в создании общеевропейского пространства высшего образования. Объединенная Европа, о которой давно мечтали многие, не может быть реальностью без общности систем образования. В Сорбонне и Болонье фактически была поставлена такая задача. Процесс построения общеевропейского университетского пространства получил наименование Болонского процесса, и он успешно развивается от года к году. В марте 2001 г. в Саламанке (Испания) состоялась новая встреча. Организаторами Конференции выступили Ассоциация европейских университетов (КРЕ, Женева) и Конференция ректоров ЕС (Брюссель). Во встрече участвовали делегаты из 30 стран. Встречи на высшем уровне позволят продвинуться в решении проблемы взаимного признания университетских дипломов. Кроме того, рассматриваются вопросы об отношении между профессиональными вузами и университетами. На встрече в Саламанке было решено создать Европейскую ассоциацию университетов (ЕУА). Новая организация объединит более 700 высших учебных заведений различных государств Европы. Безусловно, это приблизит высшую школу к решению проблемы по выработке общей образовательной политики и укрепит тенденцию культурной универсализации в мире и переход мировой образовательной системы от ориентации на потребительские цели – к «обществу знания».

Известный современный американский социальный психолог А. Маслоу связывал иерархию человеческих потребностей с мотивацией деятельности индивида и определением ее перспектив. Маслоу создал схему потребностей в зависимости от социальной роли человека. «Скромность» и провинциализм мотиваций влияют и на мотивацию образовательных потребностей, которые «угасают» вместе с исчезновением потребности работы с книгой.

Маслоу говорил о креативном подходе к образованию. В частности – о необходимости обучения будущих специалистов искусствам, которое способствует творческому сознанию, мышлению. Искусство, культура, писал он, это своего рода катарсис, очищение, защита от агрессивности, враждебности, невротической зависимости. Приобщаясь к искусству, человек спонтанно стремится и к другим радостям жизни, например, к любви и творчеству. Стоит человеку испытать радость от общения с произведением искусства, с книгой, он будет предпочитать ее всем остальным, в том числе мизерным «радостям». Если же человек вынужден оставаться на примитивном уровне (в силу обстоятельств или общей нетребовательности, невостребовательности знания), то со временем так называемый «инстинкт знания», интереса ослабляется, отмирает за ненадобностью. Человек же постепенно останавливается в развитии или регрессирует.[11]

Актуализация образования, соответствие его современности означает единство с европейской наукой и культурой, чему будет, несомненно, способствовать и участие нашей системы образования в Болонском образовательном процессе.

Наконец, необходимо коротко остановиться на проблеме соотношения понятий кулбьтуры и образования, которая проанализирована, в частности, в работе В.Библера «От наукоучения - к логике культуры».

Близость понятий культуры и образования не исключает их различия. Известный современный российский ученый-культуролог В. С. Библер[12] считает, что в XX веке крайне важно осознать и осмыслить "отщепление" идеи "культуры" от идеи "образования", что именно в соотношении с идеей "образования" может быть понят всеобщий смысл культуры. Библер обращает внимание на такой факт, что во все времена в истории человечества существовали и существуют, по сей день, два типа, две формы "исторической наследственности". Первый тип отражен в схематизме восхождения по лестнице "прогресса". Это образование. Здесь каждая следующая ступень выше предыдущей, вбирает ее в себя, развивает все положительное. В этом восхождении все предшествующее как бы "уплотняется", "снимается", теряет свое собственное бытие в знании и умении более значительном и истинном, более систематизированном.

С таким подходом связано у Библера и представление об образованном человеке. "Образованный человек — это тот, кто сумел "перемотать" в свой ум и в свое умение все то, что достигнуто на "пройденных ступенях"... в той самой уплотненности, снятости, упрощенности, что лучше всего реализуется в "последнем слове" Учебника". Теперь нет нужды изучать механизм по трудам Галилея или Ньютона, математику—по "началам" Евклида, даже квантовую механику — по работам Бора или Гейзенберга".

Иными словами, образованный человек – это хорошо усвоивший учебные знания и способный их применить. При этом учебник – важнейший инструмент образования. Но ясно и то, что если за основу образования берется учебник, то вряд ли возможно научиться оригинальной мысли. Здесь и возникает вопрос об отношении образования к культуре.

Культура же развивается совсем по-другому, по противоположной схеме. Здесь никак нельзя сказать, что, допустим, Софокл "снят" Шекспиром, что подлинник Пикассо сделал не нужным впервые открывать подлинник Рембранта. В культуре в искусстве "раньше" и "позже" относительны, одновременны, есть корни друг друга. Здесь действует взаимосвязь уникальности и всеобщности. Культурологический парадокс выражается в следующем: "Не обобщение, но общение различных форм понимания— вот формула движения и всеобщности в современных позитивных науках".

Схематично представить соотношение понятий культуры и образования можно было бы так:

Культура Образование

1. Вне времени 1. Временная лестница прогресса

2. Уникальность, оригинальность 2. Сжатость, упрощенность

3. Диалог, общение разных форм 3. Обобщение, вывод, умозаключение

Сопоставление образования и культуры дает возможность по-новому взглянуть на явление культуры.

В.Библер привел такие три определения культуры:

Первое: "Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных (прошлых, настоящих и будущих) культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур...". Второе: Культура — это форма самоопределения индивида "в горизонте личности", это форма самоопределения нашей жизни, сознания, мышления; культура — "это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности". Третье, культура — это то, что позволяет порождать мир заново каждому, творить его. "В культуре человек всегда подобен Богу..."[13].

Итак, в сопоставлении культуры и образования очевидными становятся такие черты культуры. Культура есть форма общения и свободного сотрудничества людей разных поколений и разных традиций. Культура – это форма самоопределения личности, осмысления своей судьбы. Культура есть индивидуальное творчество и созидание и самосозидание.

Культура, прежде всего, есть диалог культур. В этом наиболее существенный смысл понятия. И в этом, как мы могли убедиться, состоит отличие культуры от образования. Тогда как Ньютон мог сказать: "Я стою на плечах гигантов", объясняя продвижение собственной научной мысли; культура вся построена на со-трудничестве, со-переживании, диалоге прошлого и настоящего, культура всех времен живет в нашем сегодня. Культура сегодня стоит не "на плечах" прошлого, а рядом с ним.

Историческое наследие человечества позволяет представить себе культурную картину мира. Она включает в себя и культурную традицию, и уникальные шедевры искусства, и классическое знание. Культура - общечеловеческое явление, отражение мира в целом, без обозначения его границ в пространстве и во времени.

Ссылки

  1. Институт (лат. Institutum- установление) - совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, например, в образовании культуре.  ↑ 1
  2. Пайдейя (от греч. Pais – ребенок) - система образования в его онтологическом (сущностном) смысле, образование вообще, гармоническое телесное и духовное формирование человека, реализующее все его способности. Аристотель считал пайдейю отличительным признаком аристократии Пайдейя – это система общего образования, дающая право заниматься делом, пользующимся уважением в среде свободных людей. В Риме это понятие было дополнено термином humanitas, гуманность, которая достигалась хорошими манерами с помощью воспитания. Гуманность и пайдейя развивались далее в эпоху эллинизма. А уже в ХХ в. появились труды о программе Ш этапа гуманизма – ХХ-ХХ1 в.в. (напр., немецкого ученого В.Йегера).  ↑ 1
  3. Схоластика, или "школьная", "ученая", - так называлась средневековая идеология. Она призвана была дать ответы на все сомнения и противоречия. Дедуктивная логика (лат. "дедукция" – выведение) – это умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или иным общим заключениям. Дедуктивная логика основывалась на трудах античного мыслителя Аристотеля.  ↑ 1
  4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. – С.358.  ↑ 1
  5. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. – С.31.  ↑ 1
  6. Изгоев А. Социализм, культура и большевизм. /Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.,1990. – С.151-174.  ↑ 1
  7. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., 1992. – С. 110-123.  ↑ 1
  8. Там же. – С 110-113.  ↑ 1
  9. (нет описания ссылки r9) ↑ 1
  10. См. Дидро Д. Собр. соч. Т. Х. – М., 1947. – С.271-272.  ↑ 1
  11. Мусин-Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России. Т.П. СПб., 1912. – С.270-275, 286-287.  ↑ 1
  12. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. – С.30-32, 92-100.  ↑ 1
  13. Библер В.С. – специалист в области логики и философии культуры. Автор эксперимента по развитию новой системы образования «Школа диалога культур», имеющей филиалы в разных городах России. Согласно его концепции, философия, а точнее, философская логика ХХ - нач. ХХ1 в.в. есть философская логика культуры. Основные труды В.С.Библера на эту тему: «От наукоучения – к логике культуры». М., 1991; «Культура, нравственность, современность». М., 1991.  ↑ 1
  14. См. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 2002. 
  15. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. М., 1991. С. 281-285, 289-290. 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.