Ницше написал серию статей (1872 - 1876 гг.), объединенных под названием "Несвоевременные размышления". Эта серия предопределяет дальнейшее развитие автора в духе иррационализма. Произведение "О пользе и вреде истории для жизни" - второе в серии.
Сборник философских очерков.
Представлен ряд оригинальных авторских концепций: концепция эволюции культуры, опирающаяся на энергетическую теорию Уайта; обоснование концепции науки о культуре, культурологии, и обозначение ее места в системе наук XX в.
Широко известный мыслитель К.Леви-Строс, создатель структурной антропологии, впервые применил в этнологии методы структурной лингвистики. Его основная работа «Структурная антропология» посвящена изучению особенностей архаических обществ. Леви-Строс приходит к выводу, что все существующие в обществе нормы и правила обусловлены коллективным бессознательным. В этнологии Леви-строс использует точные методы фонологического анализа, пытаясь тем самым выявить строгие законы функционирования социума.
Книга одного из крупнейших политических мыслителей рубежа XIX-XX веков во многом предопределила основополагающие философско-политические концепции современности. В фундаментальном труде «Закат Европы» Освальд Шпенглер наметил основные принципы цивилизационного подхода к философскому осмыслению истории.
Сборник «Постижение истории» составлен на основе фундаментального 12-томного труда знаменитого британского философа и культуролога Дж.А.Тойнби, создателя всемирно известной теории исторического развития. Автор работы является сторонником цивилизационного подхода к изучению истории, он считается разработчиком концепции локальных цивилизаций. Тойнби рассматривает историю человечества как историю отдельных цивилизаций, проходящих в течение своего существования стадии рождения и упадка. Согласно его подходу, каждая цивилизация обладает культурно-творчским ядром, вокруг которого образуются те или иные формы духовной жизни общества.
В основной работе по философии культуры Фейблман рассматривает культуру как определенную систему ценностей и как прикладную онтологию. Она определена как "актуальный отбор некоторой части из целого возможного человеческого поведения, рассматриваемого в его воздействии на материалы; отбор, соответствующий требованиям имплицитной доминантной онтологии и модифицируемый тотальной средой". Главный элемент в этом определении - понятие "имплицитной доминантной онтологии", ибо культура рассматривается Фейблманом как "множество теорий и практик, которые могут быть дедуцированы из имплицитного принятия доминантной онтологии". Эта онтология представляет собой подсознательно принимаемое большинством членов социальной группы верование относительно конечной природы реальности. Фейблман различает "этос" как эмоциональный элемент имплицитной доминантной онтологии и "эйдос" как ее рациональный элемент, совпадающий со здравым смыслом.
Книга представляет собой сборник оригинальных текстов известных зарубежных антропологов: Л.Уайта, Ф.Боаса, Р.Бенедикт, Дж.Мердока, Б.Малиновского, А.Кребера, А.Р.Рэдклифф-Брауна и др., - переведенных на русских язык впервые. В ней раскрываются ключевые проблемы культурной антропологии: понятие культуры, концепция науки о культуре, типология и динамика культуры, методы ее исследования, анализируются теоретические концепции эволюционизма, диффузионизма и функционализма.