Зарегистрироваться

Социология

Категории Социология | Под редакцией сообщества: Социология

Эта версия статьи от 29 Сентябрь 2010 14:40, редактировал Кравченко Альберт Иванович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Социология – система научного знания, исследующая устройство общества и законы взаимодействия социальных групп, добытые эмпирическими методами.

Социология – система научного знания, исследующая устройство общества и законы взаимодействия социальных групп, добытые эмпирическими методами.

В начале XIX века известный французский мыслитель О. Конт построил пирамиду научного знания. Все известные тогда фундаментальные области знания – математику, астрономию, физику, химию и биологию – он расположил в иерархическом порядке так, что внизу оказались самые простые и наиболее абстрактные науки. Над ними размещались более конкретные и более сложные. Самой сложной наукой оказалась биология, изучающая многообразие и законы живого мира.

Науки об обществе в то время еще не было. Она не выделилась в самостоятельную дисциплину подобно математике или биологии. Общество изучали разные науки – каждая под своим углом. Часто полученные ими данные не стыковались, а иногда и вовсе противоречили друг другу. О.Конт решил, что наступило время создать некую синтезирующую науку, объединяющую разрозненные сведения в стройную систему.

 

Рис.1. Пирамида наук О.Конта

 

О.Конт мыслил социологию как всеохватывающую сферу знания, включающую историю, политику, экономику, культуру и развитие общества. Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их излагает специалист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматриваются только с позиции их связи с обществом, вклада в его развитие или построение, их общественных функций. Религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей.

Поскольку никакого специального названия для науки об обществе тогда не существовало, Конт дал ей собственное имя – социология. Оно двухсоставное: латинское «социум» обозначает общность, сообщество, коллектив, общество, а греческое «логос» – учение, науку, знание. Если оба входящих в название новой науки слова заменить на русские, то мы получим общество-знание или общество-ведение. Слова «знание» и «ведение» – синонимы. Поэтому изучаемый в школе курс обществознания означает то же самое, что социология.

Социология описывает массовое поведение людей, опираясь на объективные данные (статистика) и субъективные мнения людей (опрос). Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структуре поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Данные эмпирических исследований позволяют подтвердить и проиллюстрировать теоретические положения с помощью наглядных примеров, статистических закономерностей и конкретных случаев. В результате читатель получает полномасштабную картину общества и всех процессов, которые в них происходят при условии, что они носят массовый характер.

Обобщенная картина мира раскрывается в социологии благодаря ее категориям и понятиям, формирующим предмет науки. Объектом выступают отдельные фрагменты этого мира, отраженные в типичных суждениях и поведении людей, изученных при помощи специальных научных методов. Поскольку отдельные мнения статистически обобщаются и математически обрабатываются, социология получает объективный срез общественного мнения населения.

Социология изучает общество как социальную систему, состоящую из определённых элементов и имеющую свою структуру, рассматривает его как в статике, так и в динамике. Ее интересует не случайное и уникальное, а закономерное и типичное. Совокупность теоретических понятий и концепций, с помощью которых социология описывает социальную систему общества, составляет суть теоретической социологии, а совокупность понятий, которые используются в этих концепциях, представляет предмет социологии.

Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т.е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а структура общества и поведение больших масс людей.

 

Основные понятия социологии

Среди основных понятий социологии выделяют два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков – это статус и роль. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Роль – модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Разновидностью социальной группы служат социальные общности. Они представляют собой такие объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации),родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности).

Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.

Социальная структура представляет собой одну из трех предметных областей – структура, организация, личность, – которые в совокупности образуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами – (социо-профессиональной, социо-статусной, социо-региональной, социо-этнической) изображает статику общества, его «социальный скелет» (статику). Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях – горизонтальной и вертикальной. Социальная стратификация – совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами – слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Переход из одной страты в другую, неравную (из бедных в богатые), либо в равную (из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных отношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете более 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа – нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом – социальными функциями. Функция учителя – передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной и т.д. Функции включают в себя права и обязанности. Они соотносительны друг с другом. Статус учителя относителен статуса ученика, но не директора школы, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов, поэтому социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Относительность связана не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот – с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом.

Социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы связаны межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть – межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное – социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, второго уволят. Начальник и подчиненный – социальные роли.

Таким образом, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время процесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто. Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения.

Процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей называется социализацией. Ее результат – социально зрелая личность. В социологии личность– не столько частичка малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений. Показателем зрелой личности выступает показатель культурности. Культура – совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным контролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов – социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Санкции подразделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля — залог стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает паралич, имя которому — аномия (беззаконие, отсутствие норм). Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а, стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Просто институтэто приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Семья, производство, религия, образование, государство – фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институтом считается производство – ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи появилась у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовалась на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство – 10 тысяч. Государство – универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парламент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др. К экономическим институтам относятся собственность, рынок, корпорация, предприятие, биржа, деньги и др.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями и процессами.

Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление социального действия и взаимодействия людей, а под социальным процессом – серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или иначе – функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг или изменение, т.е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

При помощи законов социологическая теория раскрывает  динамику общества. В свою очередь динамика описывается через социальные процессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Социальные процессы могут характеризовать:

  1. развитие личности (формирование ценностных ориентаций, установок или мотивации поведения);
  2. взаимодействие нескольких индивидов (например, общение);
  3. внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты).

Важной категорией, связанной с динамикой общества, выступает социальное действие – ориентированная на других людей совокупность поведенческих актов индивида или группы. В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность. Субъектов социального действия именуют еще акторами.

 

Отрасли и парадигмы социологии

Внутренняя организация социологической науки представлена двумя основными элементами – отраслями и парадигмами. Отрасль выражает разделение научного труда, его специализацию, а парадигма – мировоззренческие предпочтения, различие в теоретических взглядах социологов.

Отрасль – крупное тематическое направление, отражающее исторически сложившееся разделение труда в научном сообществе. Отрасль может включать множество частных теорий и сотни эмпирических исследований, которые связаны с другими теориями. Она описывает не узкий сегмент реальности, а крупную сферу общества или крупную социальную группу, реже – явление. В социологии политики задействованы сотни и тысячи исследователей, придерживающихся самых разных теоретических ориентаций и проживающих в разных странах. То же можно сказать о социологии села, социологии города, социологии культуры и др. Социология молодежи – отрасль знания, представляющая огромный массив эмпирических исследований, проведенных в разные эпохи, в разных странах и в разных теоретических перспективах и посвященных крупной социальной группе.

Среди отраслей и направлений социологии выделяются: социальная стратификация, аграрная социология, экономическая социология и социология труда, политическая социология, социология культуры, социология семьи, социология города, социология науки, социология образования, социология организаций, социология права, социология религии, этносоциология, социология профессий, социология спорта, социология молодежи, социология медицины и др.

К новым направлениям относятся: гендерная социология, инвайронментальная социология, некросоциология, визуальная социология, социология коррупции, киберсоциология, социология фирмы, социология компьютеризации, социология информатики, банковская социология, социология рынка, когнитивная социология, социология постмодерна, социология риска, социология глобализации и др. В отечественной социологии специалисты насчитывают более 100 отраслей.

Парадигма – одно из ключевых понятий, обозначающее совокупность убеждений, ценностей, методов и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Основных парадигм в мировой социологии четыре.

 

Таблица 1. Основные парадигмы социологии

Название

Характерные черты

Представители

Марксизм

материалистическое понимание истории как смены общественно-экономических формаций благодаря изменению способа производства, борьбе классов и социальным конфликтам

К. Маркс и Ф. Энгельс

Позитивизм

отказ от умозрительных рассуждений об обществе, создание «позитивной» социологической теории, которая должна стать столь же доказательной и общезначимой, как естественнонаучная

К. Сен-Симон, О. Конт, Д. Милль, Г. Спенсер

Символический интеракционизм

анализ социальных взаимодействий как межиндивидуальных преимущественно в их символическом (языковом) содержании.

Дж.Мид, Ч.Кули, У.Томас, Г.Беккер, Х.Блумер, И.Гофман

Структурный функционализм

трактовка общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.

Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Р.Мертон

 

Парадигма – совокупность общих способов видения мира, которые определяют, какого рода научные теории являются приемлемыми для исследований. Это привычка ученых решать свои задачи определенным образом, например, переводя все на язык переменных. В американских вузах из поколения в поколение студентов учат количественной методологии, определенным стандартам и приемам эмпирического исследования. Они вошли в плоть и кровь, соблюдаются автоматически. С этих позиций написаны тысячи книг и статей, на которых воспитываются новые поколения. Иного подхода они не знают и не признают. Научные стереотипы – утвердившиеся алгоритмы решения задач – вошли в традицию, сформировали своего рода “тоннельное мышление”, коллективный предрассудок видеть так, а не иначе. Приверженцы структурного функционализма, когда речь идет о теоретическом анализе реальности, переводят все в явные и латентные функции, взаимодействие структур и институтов. Когда им говорят о том, что есть иные подходы, например, символический интеракционизм или понимающая социология, которые исходят из того, что социальный мир конструируется сознанием людей, они не понимают, считают их ненаучным взглядом на мир. Социологическая наука, с точки зрения функционалистов, должна строиться только так, как предписывает их парадигма. Это научная зашоренность, освобождение от нее считается научной революцией.

 

Исследовательские центры

В современной России спектр исследовательских центров (академических и вузовских, коммерческих и некоммерческих) необычайно расширился. Точное их количество никому неизвестно, тем не менее определенные шаги по систематизации адресной базы уже сделаны. В частности, в информационном каталоге Исследовательской группы ЦИРКОН[1]  содержится информация о более чем 480 организациях, специализирующихся на проведении социологических и маркетинговых исследований (как в коммерческих, так и в научных целях). Наряду с социологическими центрами Москвы и Санкт-Петербурга в базе данных представлено около 350 компаний, работающих в 78 регионах России. Среди них ВЦИОМ, РОМИР, Институт социально-политических исследований РАН, КОМКОН-2, Карельский центр политических и социальных исследований, Московский центр Карнеги, Фонд «Институт экономических и социальных исследований» (Волгоград), Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ, СПб), Компания Gallup Media, Russian Public Relations Group ltd., Центр политических исследований в России (Центр ПИР), Центр политических технологий, Центр прикладных политических исследований ИНДЕМ, Центр социального прогнозирования и маркетинга, Центр социальных и маркетинговых исследований (Краснодар), Центр социологических исследований Министерства высшего и профессионального образования, Центр социологических исследований МГУ им. М. В. Ломоносова, Центр экономико-политических исследований «Эксперт» (Самара) и др.

Среди главных исследовательских центров в социологии:

Институт социологии РАН (Москва) – ведущее социологическое учреждение страны.

Социологический институт РАН (Санкт-Петербург)

Институт социально-политических исследований РАН (Москва) – образовался в результате раскола коллектива Института социологии РАН

Социологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова – ведущий учебный центр по социологии в стране.

Факультет социологии СПбГУ – создан в 1989 г. на базе действовавшего с 1984 г. отделения прикладной социологии Ленинградского университета.

Факультет социологии Московской школы социальных и экономических наук (Российско-британский поствузовский университет)

Институт социологии ГУГН – учебное подразделение Института социологии РАН

Сведения о других – зарубежных и отечественных – исследовательских центрах приведены в табл.1.

 

Таблица 1. Сводные данные о некоторых зарубежных и отечественных центрах социологии

Название

Год, город, цели, задачи деятельности

Дополнительные сведения

Профессиональная социологическая ассоциация

Образована в 1993 г. Главная цель — поддержание высокого профессионального стандарта социологических исследований и обеспечение их направленности на сравнительный анализ проблем современного общества.

Ассоциация насчитывает более 100 членов.

Президентский Совет: Грушин Б.А. Заславская Т.И. Здравомыслов А.Г. Лапин Н.И. Покровский Н.Е. Шубкин В.Н. Ядов В.А. Издание: Вестник Профессиональной социологической ассоциации

Веб-адрес: http://www.user.cityline.ru/~grizdrav/intro.html

Американская социологическая ассоциация (АСА)

Вашингтон, США: некоммерческая неправительственная организация, объединяющая социологов-профессионалов и студентов; образована в 1905 г., насчитывает около 13 тысяч коллективных и персональных членов.

 

Европейская социологическая ассоциация

Некоммерческая академическая организация, объединяющая более 700 коллективных и персональных членов, социологов-професионалов из всех стран Европы, основана в 1992 г.

 

Международная социологическая ассоциация (МСА)

Некоммерческая академическая организация, образована в 1949 г. при содействии ЮНЕСКО.

 

Международный совет по социальным наукам (МССН)

Париж, Франция, некоммерческая академическая организация, создан в 1952 г. при ЮНЕСКО. МССН объединяет международные ассоциации, академии наук и другие научные структуры по различным отраслям социальных наук, способствует укреплению и расширению сотрудничества между научными организациями, инициирует и оказывает поддержку международным проектам.

 

Совет по исследованиям в социальных науках (СИСН)

Нью-Йорк, США — международная некоммерческая научная ассоциации, образована в 1923 г. с целью содействия междисциплинарным исследованиям в области социальных наук. СИСН объединяет организации, предоставляющие гранты и иные формы финансовой поддержки на исследовательскую деятельность, академические и образовательные структуры США и других стран.

 

Институт экономики и социологии (ИЭС) УНЦ РАН

Создан в 1992 на базе Отдела экономических исследований, образованного в 1951 в составе БФ АН СССР. Основные направления исследований — разработка экономического механизма управления областью и республикой в условиях расширения экономической и политической самостоятельности.

В составе института (1995) 9 секторов и 2 тематические группы. В ИЭС 90 сотрудников, в т.ч. 1 чл.-корр. РАН, 2 доктора, 30 кандидатов наук (1995). Действует очная и заочная аспирантура. За 1985–95 гг. подготовлено более 200 научных докладов, аналитических записок, рекомендаций и др. Источник информации: http://www.idel.ru/encikl/iii/ins_ek.htm

Социологическое общество им. М. М. Ковалевского

Воссоздано в 1993 г. Председатель Комитета Общества — проф. А.О. Бороноев. Основные задачи: 1) информирование членов о текущих и предстоящих событиях научной жизни в России (осуществляется сбор данных о готовящихся в России и за рубежом конференциях и семинарах, конкурсах грантов, исследовательских проектах, изданиях; подготовка и рассылка ежеквартального бюллетеня); 2) содействие проведению новых социологических исследований, как фундаментального, так и прикладного характера; 3) предоставление возможности для публикации научных работ; 4) содействие развитию социологического образования. Обеспечивает вузовских социологов информацией о новых программах учебных курсов, практикумах, учебниках, организует обсуждение и взаимное рецензирование учебных программ.

Создан Поощрительный фонд Общества, с 1998 г. выделяются стипендии им. М.М. Ковалевского, присуждаемые на конкурсной основе студентам и аспирантам — членам Общества, а также предоставление грантов на подготовку и издание учебных пособий по социологии. Издаются «Ежегодник Общества», «Сборник работ молодых ученых», «Библиографический тематический указатель научных и учебных изданий по социологии», «Журнал социологии и социальной антропологии». В рамках Общества действует Исследовательский Центр «Русская социология», ориентированный на освоение наследия отечественной социологии, и в целях развития контактов с зарубежными социологами создается Центр им. П.А. Сорокина. Имеет филиалы и секции в различных регионах России.

Веб-адрес: http://www.rcom.spb.ru/senat/socob.htm

Консалтинговое агентство «Центр социальных технологий"

Тольятти, существует с 1998 г. Директор — В.Н. Шамрай. Центр располагает развитой опросной сетью, состоящей из прошедших специальное обучение анкетеров-интервьюеров. Задачи: выявление социальных процессов, причин и механизмов социальных перемен, анализ структурных зависимостей в обществе и роли различных социальных институтов. Прогнозирование социально-экономических изменений на перспективу, разработка сценариев возможного развития общества. Разработка и внедрение социальных технологий в деятельность органов местного самоуправления на основе постоянного изучения и учета мнения горожан.

Центром проведено более 100 исследований по заказу государственных и негосударственных структур. Социологические исследования и опросы общественного мнения проводятся на основе общегородской репрезентативной (представительной) выборки.

Веб-адрес: http://stc.attack.ru/pro_stc.html

Самарский независимый социологический центр «Парадигма"

Направления деятельности: проведение социологических и маркетинговых исследований, PR-компаний, политтехнологии, презентации и промоушн-акции, консалтинг, разработка корпоративной стратегии.

Веб-адрес: http://soccentr.narod.ru/

Центр социологических исследований МГУ (ЦСИ)

Образован в 1993 г. Директор — С.В.Туманов. Научные приоритеты — исследования эволюции массового сознания, межнациональных отношений, высшего образования, социокультурных процессов в молодежной среде, профессиональной структуры общества, занятости, политических ориентаций населения. Используются телефонный опрос, прямое интервью, раздаточное анкетирование, почтовый опрос, метод фокус-групп, контент-анализ документов, опросы экспертов. Банк данных ЦСИ включает результаты более 100 исследований. При проведении исследований Центр располагает собственной сетью интервьюеров (120 человек в Москве и около 2 тыс. в регионах). Есть представительства в 73 субъектах РФ.

В ЦСИ работает 39 специалистов. В основном это выпускники МГУ — доктора и кандидаты наук, профессиональные социологи, политологи, психологи, математики. В составе Центра шесть научных подразделений, соответственно шести основным направлениям деятельности ЦСИ.

Веб-адрес: http://www.nns.ru/tsentr/opinio3.html

Центр социального прогнозирования

Директор — Ф.Э. Шереги. Центр функционирует с 1988 г., сотрудники имеют более чем 20 летний опыт исследовательской работы общероссийского (общесоюзного) масштаба. Центр располагает постоянной сетью профессиональных интервьюеров в 14 регионах России. Исследования проводятся по трем направлениям: социальные, электоральные и маркетинговые.

Штаты: 21 штатный и около 50 привлеченных работников. Сроки общероссийских оперативных исследований — до 2-х недель.

Отделение социологии Портландского университета (США)

Основная цель — дать студентам социологические знания как часть гуманитарных наук. Социологическая теория и исследовательская практика нужны им для того, чтобы стать гражданами своего общества и лучше понимать окружающую жизнь. При отделении функционирует социологический клуб, который помогает студентам проводить исследования и публиковать статьи, устраивать встречи по интересам и диспуты, арендовать обучающие фильмы.

Профессорско-преподавательский состав — 12 человек, занимающихся гендером, этносами, медициной, неравенством, социальными движениями, молодежными субкультурами и др., а также 5 внештатных сотрудников, занимающихся исследованиями в области здравоохранения, возраста, образования.

Веб-адрес: http://www.clas.pdx.edu/sociology/

Центр социального анализа и реконструкции «Социо-Логос"

Некоммерческая организация, создана в 1998, Карелия. Ядро Центра составляют сотрудники Отдела социальных и политологических исследований Института экономики Карельского научного центра РАН (КарНЦ РАН). Основным направлением исследований является изучение процессов, сопровождающих реформирование общественной жизни, которое выполняется в соответствии с приоритетными направлениями по программам фундаментальных исследований РАН, в частности по разделу «Исследование социальных и демографических проблем России, разработка эффективного механизма социальной защиты населения в переходный период». Задачи: поддержка деятельности социологов, экономистов и их объединений; проведение научных исследований, разработка прогнозов силами временных творческих коллективов; анализ социально–экономической обстановки в Карелии; разработка методологии, концепций и программ реконструкции общества.

Веб-адрес: http://socio-logos.karelia.ru/index.htm

Центр социологических исследований Министерства образования

Учрежден в 1992 г. как государственная хозрасчетная организация. Основная специализация — проблемы образования, эффективность работы вузов, средних профессиональных учебных заведений и средних общеобразовательных школ; социальные проблемы преподавателей, учителей, студентов и учащихся; перспективы вузовской науки. Центр проводит общероссийские репрезентативные мониторинги по актуальным проблемам российского общества.

Штат Центра — 16 постоянных сотрудников (7 докторов и 9 кандидатов наук по специальностям социология и социальная психология), а также до 30 привлеченных специалистов. Центр имеет постоянную всероссийскую сеть интервьюеров.

Веб-адрес: http://www.informika.ru/windows/goscom/cinorgan/socio/first_pg.html

 

 

Рекомендуемая литература

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник.

Кравченко А.И. Общество: статика и динамика. Учебное пособие.

Кравченко А.И. История отечественной социологии. Учебное пособие.

Кравченко А.И. История зарубежной социологии. Учебное пособие.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Социология в России / Под ред.В.А.Ядова

 

Ссылки

  1. Веб-адрес: http://www.zircon.ru/russian/project/3_6.shtml  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.