Зарегистрироваться

Счастье

Категории Этика | Под редакцией сообщества: Философия

Счастье — элемент нравственного сознания; одновременно является категорией этики.

С. — высшая ценность, определяющая все поступки человека, цель его жизни. Этическая система, в основе которой лежит представление, что С. является основополагающей нравственной ценностью, называется эвдемонизмом (от греч. eudamonia — счастье, блаженство). С. понималось различными представителями эвдемонизма по-разному. Для всех С. — это полная удовлетворенность условиями своего бытия, ощущение полной реализации своего человеческого предназначения. Логически «эвдемонизм» — более широкое понятие, нежели «гедонизм»; гедонизм, который видит высшее С. в чувственных удовольствиях, есть лишь одна из разновидностей эвдемонизма. Вместе с тем первые формы эвдемонизма (Сократ, киники, стоики, эпикурейцы) ограничивали С. возвышенными наслаждениями души. С. — это разумность человека, свобода от привязанности к внешнему, в том числе к чувственным удовольствиям. Ранние формы эвдемонизма, таким образом, противопоставляли С. чувственному наслаждению; эвдемонизм противостоял гедонизму. Противоречивость эвдемонизма заключается в том, что основную нравственную ценность он усматривает в С, которое считает добром; а не наоборот, делание добра — С. Понятие С. все же стоит на первом месте, грань между С.-наслаждением и С.-созерцанием крайне зыбка. Кроме того, эвдемонизм, как писал Вл.Соловьёв, «не дает пищи воле», он созерцателен, тогда как нравственная личность всегда деятельна. Особенности античного эвдемонизма связаны с незрелостью нравственного сознания того времени, с отсутствием современных представлений о добре. Более поздние формы эвдемонизма (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, К. Гельвеции, И. Бентам, Л. Фейербах, Г. Спенсер) воплотили противоречивость этого учения в полной мере. Гедонизм подчинил себе эвдемонизм; в результате возникает расчетливый утилитаризм.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.