Культура (в культурологии)
Важнейшей характеристикой культуры будет тот факт, что, несомненно, культура — это коллективное общение. В связи с этим можно привести весьма меткое суждение немецкого философа М. Хайдеггера: философия — это вопрошание, а культура — это взаимовопрошание, это диалог. Выше мы приводили также известное выражение русского писателя М. М. Пришвина: “Культура — это связь людей, а цивилизация — связь вещей”. И в том, и в другом случае отмечена социальная функция культуры.
Всем знакомо понятие “национальная культура”, оно включает в себя национальную историю, литературу, традиции. Политическая культура, экономическая культура – тоже вполне правомерные понятия. Одно из определений культуры таково: культура — это самосозидание человеческого рода. Действительно именно в культуре человек выступает как создатель и одновременно как создание культуры. Культура — это область творчества. Изучая различные науки, люди знакомятся с мировой культурой человечества. Они размышляют над творческой деятельностью человечества по преобразованию, использованию природных сил.
Важно и то, что культура — это область свободного творчества. По существу, во все времена культура была альтернативой по отношению к устоявшейся традиции. В XV в.— по отношению к религии. В наше время, возможно,— по отношению к науке. Культура во все времена была силой освобождения от любого фанатизма: религиозного или политического, национального или научно-технократического.
Рассмотрим этимологический смысл понятия. Содержание категории “культура”: возделывание; образование; духовное творчество; достаточный уровень качества материальных и духовных ценностей. В переводе с латинского языка “культура” — возделывание, обработка, уход, улучшение. Первоначально это слово означало ничто иное, как обработку почвы, ее возделывание, земледельческий труд. Такова этимология (т.е. происхождение) понятия культуры.
Можно привести несколько общепринятых определений понятия культуры.
Первое: значение культуры в широком и узком смыслах. В широком смысле слова культура — это все, что создано человеческим обществом, физическим и умственным трудом людей. В более узком смысле слова — это идейное и нравственное состояние общества, несомненно, связанное с его материальными условиями жизни. Это духовный уровень общества, который отражен и в его быте, и идеологии, и в образовании и воспитании, и в достижениях науки, искусства, литературы.
Второе определение: культура есть степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знания или деятельности (культура труда, культура речи и т. п.).
Третье определение: культура как сельскохозяйственная деятельность, разведение новых пород скота, возделывание, обработка, культивирование почвы и т.п.
Четвертое определение связано с научно-исследовательской практикой человека: культура микроорганизмов (выращивание т.н. культур, микроорганизмов с научно-исследовательской целью). Наконец, сходное с ним определение связано так же с экспериментально-научной деятельностью человека: культура тканей (выращивание тканей животного или растительного организма в искусственных питательных средах; применяется как экспериментальный метод в биологии и медицине).
Культура — это опредмеченная трудовая деятельность людей. С появлением такого рода деятельности в истории человечества возникла особая реальность — сфера культуры, а в ней — новые связи и отношения. Какие? Внеприродные отношения, общественные и даже трансцендентные (с Богом, Космосом и т. п.). Возникновение культуры — процесс столь же объективный, сколь и возникновение природы.
Рассмотрим некоторые, наиболее известные в научной мысли научные определения культуры.
И.-Г. Гегель рассматривал всю совокупную культуру человечества как его “вторую природу”, которая возникла независимо от индивидов. Под этой второй природой понималась культура, формирующаяся объективно. Человек и социальная группа становятся важнейшими субъектами культуры.
Немецкий мыслитель эпохи Просвещения И. Г. Гердер (1744—1803), которого вполне можно считать основоположником науки о культуре, культурологии, в произведении “Идея к философии истории человечества” определил культуру как “уровень человечности” и “второе рождение человека”. Он писал: “Если бы человек все извлекал из себя самого и развивал это без связи с внешними предметами, то правда, была бы возможна история человека, но не людей, не всего рода человеческого. Но наш специфический характер заключается именно в том, что, рожденные почти без инстинктов, мы только путем упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность, как к совершенствованию, так и к порче и разложению... Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь его жизнь; название, связанное с обработкой земли,— “культура”, либо с образом света — “просвещение”.[1]
Известный философ и культуролог прошлого века Ф. Ницше (1844-1900) в произведении “О пользе и вреде истории для жизни” определил главную черту культуры так: это "культура—решимость”.
Он писал: “Наша современная культура... имеет характер чего-то неживого... и не может вовсе считаться настоящей культурой; она не идет дальше некоторого знания о культуре... она не претворяется в культуру—решимость”. В объяснении прошлого культуры, рекомендует мыслитель, вы должны исходить из того, что составляет высшую силу современности. И если вы интересуетесь биографиями, то читайте не тех, о которых писали: “Имярек и его эпоха”, но только тех, о которых говорили: “Борец против своего времени”. “Старайтесь насытить ваши души Плутархом и имейте мужество верить в самих себя, веря в его героев. Сотня таких воспитанных не в духе времени, т. е. достигших зрелости и привычных к героическому, людей может заставить замолчать навеки все крикливое лжеобразование нашей эпохи”. Далее Ницше привел свое известное заключение о том, что “цель человечества не может лежать в конце его, а только в его совершеннейших экземплярах”.
Эту мысль Ницше подтверждал ссылкой на А. Шопенгауэра (1788-1860). В произведении “Новые паралипомены”[2] Шопенгауэр остроумно заметил следующее. В истории культуры “один великан окликает другого через пустынные промежутки времени, и эти беседы исполинов духа продолжаются, не нарушаемые резвой суетой шумного поколения карликов, которые копошатся у их ног. Задача истории заключается в том, чтобы служить посредницей между ними и этим путем снова и снова способствовать созданию великого и давать ему силы”.
Завершим этот пространный экскурс в Шопенгауэра и Ницше таким суждением последнего: “Культура — это организация в самом себе хаоса путем обдуманного возвращения к своим истинным потребностям”; “Культура может стать чем-то большим, чем простой декорацией жизни...” Определенным символом для культуры во все времена считалась греческая культура. Она стала таковой, по Ницше, поскольку соответствовала некоторым необходимым принципам, а именно: “культура как новая и улучшенная Physis (природа), без разделения на внешнее и внутреннее, без притворства и условности”; культура—как “полная согласованность жизни и мышления, видимости и воли”. К этому Ницше добавил: “Грекам удалось одержать победу над всеми другими культурами благодаря более высокой силе их нравственной природы”... А потому, заботясь о современной культуре, Ницше делал упор на необходимость “умножения правдивости”, ибо только оно послужит “подготовке и развитию истинного образования”, “причинит серьезный ущерб столь высоко ныне ценимой образованности” и повлечет за собой падение целой декоративной культуры”.
Таким образом, Ницше отделял подлинную культуру от ее копии, простой внешней декорации, и в определении культуры он подчеркивал основные ценности “настоящей культуры”[3]. И, как мы видели, Ницше придавал огромное значение нормализующей миссии культуры (преодоление хаоса и на личностном уровне, в том числе).
Но самое известное и часто цитируемое определение культуры, данное Ницше, является, пожалуй, наиболее точным: «Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над миром хаоса»[4]
Теперь остановимся на наиболее важных, с нашей точки зрения, определениях культуры в современном культурологическом анализе.
Оригинальное определение понятия культуры дал американский исследователь Дж. Фейблман (1904-1998) в книге “Теория человеческой культуры” (Нью-Йорк, 1968): “Культура ... не обозначает ни исключительно социальное развитие, ни интеллектуальную сторону цивилизации, эта великая дефиниция включает в себя систему ценностей именно человеческого общества”.[5] Культура, как видим, определена здесь как система ценностей человеческого общества. Это аксиологическое (т.е. ценностное) определение культуры.
Согласно Фейблману, культура есть прикладная онтология (онтология — это учение о сущности бытия). Культуру Фейблман понимал как, в основном, прикладную науку о сущности человеческого бытия. Фейблман придавал культуре важнейшее значение. Он полагал, что в ней мы находим отражение человеческого бытия. Сущность же бытия человека проявляется, в свою очередь, в неком синтезе этоса (т.е. характера народа) и эйдоса (т.е. его здравого смысла ). Культура – это отражение эмоционально-нравственных и рационально-логических факторов бытия людей. Таково одно из определений культуры, принадлежащих современному американскому культурному антропологу Дж.Фейблману.
В произведении голландского мыслителя-культуролога Й. Хейзинги (1872-1945) “Homo Ludens” представлена концепция культуры как игры. Человек культуры — это “человек играющий”. Культурный человек – это человек, соблюдающий своеобразные правила “социальной игры”. Имеются в виду различного рода договоренности экономические, юридические, политические, эстетические, религиозные. Нарушение правил означает выход за пределы "игры" и за пределы культуры, поворот к антикультуре (примером являются войны)[6] . Это игровое определение культуры. Подробнее о нем мы поговорим отдельно.
Итак, вот наиболее характерные определения понятия культуры. В.Библер: Культура — это общение разных форм понимания, разных исторических типов этого понимания. И.Гердер: Культура — это “уровень человечности” и “второе рождение человека”. Дж. Фейблман: Культура — это система ценностей человеческого общества.
Как ни различаются эти взгляды между собой, их объединяет одно: все они обосновывают преимущественно ценностный подход к понятию культуры.
При этом, известный философ-логик ХХ в. Л. Витгенштейн (1889-1951), например, подчеркивал объективную значимость подобной ценности и ее независимость от сиюминутного бытия: “Если есть ценность, имеющая ценность, то она должна лежать вне всего происходящего и вне Такого (Sо-Sein) Ибо все происходящее и Такое — случайно”[7] . Что это значит? Культура (народа, эпохи, региона) отличается своими ценностями (нравственными, политическими религиозными). И каждая культура давала человеку вполне определенный ответ на вопрос о том, что ценно в этом мире. Это взгляд на культуру логика. Он тоже имеет аксиологический смысл.
Другой мыслитель, современный американский культуролог и антрополог Л. Уайт (1900-1975), определил культуру как "символат". Он полагал, что символы – порождение особой способности мышления человека. В культуре, считал Л.Уайт, проявляется способность человека, отличающая его от животных. Это способность придавать предметам, явлениям, действиям символическое значение. Культура и есть такая способность человека к символизированию. Предметы, созданные таким образом, есть символаты[8] .
Л.Уайт исследовал проблемы культурной эволюции на этнографическом материале, в частности, на примере изучения американских индейцев пуэбло. Его основные труды: «Эволюция культуры», 1959; «Наука о культуре», 1949; «Концепция культурных систем», 1975 и др. Эволюционист, он ввел термин «культурология». Символаты, писал он, есть культура. А наука о символатах есть культурология. Статью с таким названием Уайт опубликовал в Нью-Йорке, в журнале «Наука», в 1958 г. Так появился термин «культурология» и вошел в науку ХХ в.
Свою точку зрения Уайт объяснял так: символов, или символатов, нет в природе, они порождаются человеческой мыслью. Например, выражение «святая вода» - символат. Воде, имеющей какие-то особые (целебные) свойства, люди придают сакральный смысл. И такая вода становится для них священной. Культурология – наука о таких культурных символах, с помощью которых человек придает природе символмческий смысл.
Австрийский культуролог К. Лоренц (1903-1989) принадлежал к этологическому направлению в культурологии. Он определял культуру как модификацию норм поведения человека, делающего его отличным от животного. Рассматривая поведение человека с точки зрения животного существа (как «слабое животное»), Лоренц определял культуру как своеобразный ритуал, модель человеческого поведения, иерархию норм и традиций, влияющих на снижение агрессивности. Культура для него – это фактор жизнеспособности человека-животного. Его определение культуры: культура – модификация человеческого поведения. Основные труды К.Лоренца: «Агрессия» и «Оборотная сторона зеркала».
Французский мыслитель, социолог и этнограф, теоретик структурализма и создатель структурной антропологии Л. Леви-Строс провел исследование первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его исследования получили мировую известность и оказали большое влияние на философию культуры. Свой метод исследования он назвал структурализмом.
Первый труд Леви-Строса – «Элементарные структуры родства» был написан в 1949 г., а его основная работа - «Структурная антропология» в 1958г. Другие работы ученого: «Мышление дикарей» (1962), «Путь масок» (1979), «Первобытное мышление» (1994).
Итак, в современном научном представлении о культуре можно обозначить в качестве основных определений – аксиологическое (Фейблман), символическое (Уайт), структулогическое (Леви-Строс), этологическое (Лоренц) определения культуры. Общим в этих определениях будет представление о культуре как системе ценностей (религиозных, нравственных, правовых и т.п.). Культура позволяет сформировать свои особые ценностные категории и взгляды на жизнь и человеческую деятельность, отличающую человека от животного.
<p>
Ссылки
Выходные данные:
- Просмотров: 3488
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 18.12.2010
- Версий: 12 , текущая: 12
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Немировская Людмила Захаровна