Зарегистрироваться

Модели культурного человека

Категории Теория культуры | Под редакцией сообщества: Культурология

Человек, личность — это субъект культуры, ее продукт и творец. И. Кант называл и культуру, и самого ее носителя, человека, ноуменом, непознаваемой «вещью в себе», тайной. Культура хранит в себе многие загадки, которые пытаются расшифровать ученые. Часто разгадка - в древних культурных традициях, в характере и внешнем облике современных  людей.

Мы довольно легко распознаем людей разной культуры: индийца, американца, русского. Это можно сделать по многим  признакам: по языку, одежде, манерам поведения, привычкам. Но и в одном народе есть люди разной культуры. Крестьянин или интеллигент, рабочий или чиновник. И, хотя они говорят на одном языке, и одеваются примерно одинаково, но характер их труда у них различный, и он оказывал свое формирующее воздействие, возможно, на протяжении веков или даже тысячелетий. Специфическая трудовая деятельность сделала их людьми разных культур, различных, профессиональных навыков, традиций, интересов, ориентации.

Известный российский ученый и культурный деятель Д.С. Лихачев в статье “Мысли о культуре будущего” писал о культуре крестьянства так. Была великая культура русского крестьянства: свои трудовые навыки, свое знание природы и земледелия, свое изобразительное искусство, украшавшее быт, свой словесный фольклор, своя музыка — от частушек до церковного пения. Все это делало деревенскую жизнь радостной, притягивало крестьян к земле, на которой они оставались, несмотря на все соблазны городской жизни.

Д. С. Лихачев акцентировал внимание на тот факт, что крестьянская культура была особенно развита в тех районах, где не существовало крепостного права. А почему? Да потому, что культура народа, основанная на культуре труда, нуждается в свободе. Свобода же — это не произвол и анархия, а открытая возможность найти свое место в многообразии существующей культуры. Невозможно воспитать культурного человека насилием, принуждением, несвободой. Культура и свобода неразрывно связаны: свобода творчества, свобода труда, свобода выбора профессии и образования и т. д.

Всякий человек есть человек определенной культуры. Но значит ли это, что он — культурный человек? Об этом размышляли давно. И построили даже своеобразные “ модели” культурного человека. Они были различными в разные времена, но многое их и объединяло.

Первой в истории моделью культурного человека считается античная, или платоновская модель. Существовала она примерно в одно время с древнекитайской, конфуцианской моделью ( Платон и Конфуций, как известно, — это античный и древнекитайский мудрецы примерно V—IV вв. до н. э.).

Согласно этому, столь древнему, представлению, культурным следует считать, прежде всего, — образованного человека. Человека, способного к длительному и целенаправленному образованию. Это дано далеко не всякому человеку, поскольку предполагает предрасположенность к тяжелому умственному труду. В этом – и некоторая избранность, неординарность культурного человека.

Второе: культурный человек внутренне организован, собран. Древние вообще очень ценили умение владеть собой. Они говорили: владеющий собой выше завоевателя города. Только человек, способный к самообладанию, владеющий собой может стать правителем, считали они. Правда, стоит оговориться, что подобные рекомендации мудрецов никогда не проводились в жизнь; правители были людьми преимущественно других достоинств, а образованные люди не стремились к управлению. Позднее эта идея была заменена другой: культурные люди должны окружать правителя. Однако на практике это тоже не реализовывалось или же кончалось довольно плачевно: в своих неудачах правители винили советников и казнили их.

И вот третья важная черта культурного человека, по мнению древних: нравственность. Культурный человек не может быть безнравственным.

Таково исторически первое представление о культурном человеке.

Исторически вторая модель культурного человека соответствовала эпохе формирования европейской культуры. Ее культурный феномен — человек эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.). Это гуманистическая модель. Она предполагала резкое расширение сфер интересов человека, выход его на политическую арену. Человек не только стремится к знанию, но занимается общественной деятельностью. Знание делает его свободным от религиозной или иной зависимости.

Вообразить себе культурного человека того времени поможет фигура Леонардо да Винчи. Этот великий итальянский художник поражал своей разносторонностью даже современников, хотя в эпоху Возрождения многие мастера занимались разнообразной творческой деятельностью. Леонардо не только был живописцем, но и скульптором, архитектором, а также анатомом, физиком, математиком, естествоиспытателем в широком смысле слова, инженером. Он был сильным и ловким, статным и красивым, превосходным наездником. Он был музыкантом и исполнял песни, сложенные им, под аккомпанемент им же сконструированной лютни. Это ученый-экспериментатор и несравненный собеседник. Одним словом Homo universale  эпохи Возрождения[1] .

Новое время (XVII в.) характеризуется и новой (третьей) моделью культурного человека. К обязательному требованию образованности добавляется весьма существенное: специализация в какой-то области знаний. Эта тенденция реально отражала процесс разделения труда, и модель человека этого периода получила название Homo faber.

Наконец, наше время тоже явилось важной вехой на пути построения моделей культурного человека и сформировало четвертую модель. Оно выдвинуло свое требование: культурный человек - тот, кто способен не только к проявлению национальных чувств, но и владеющий планетарным мышлением.

Человек не может замыкаться на своей частной жизни, быть представителем только одной культуры. Он не может предпочитать, ставить выше других какую-то из религий, наций, партий. Человек не должен забывать, что, прежде всего, он — человек планеты, всей Земли, он должен знать и уважать иные культуры. Чтобы быть культурным, недостаточно только специального знания, но нужно комплексное знание: экологии, политики, психологии, этики. Нужно умение подойти к проблеме со всех сторон, разных точек зрения; нужно знание языков, на которых говорят другие люди планеты.

Мы говорим об одной очень актуальной и важной вещи. В наше время необычайно возросла ответственность людей за судьбу планеты. В руках современного человека оказались мощные технические силы, воздействующие на экологический комплекс, представляющие опасность для самой жизни на Земле. Поэтому немаловажно, в чьих руках эти силы.

Важнейшим для нашего времени является требование культурного плюрализма[2] . Человек стоит перед альтернативой гибели или развития цивилизации и культуры.

Таким образом, мы получили своеобразную схему исторических моделей культурного человека. Она включает в себя четыре ступени формирования представлений о культурном человеке.

Первая – античная, платоновская модель. Согласно этой модели, культурный – значит образованный, склонный к рациональному знанию, человек. Эта модель дополнялась моделью, сформировавшейся на Востоке, в Китае, - конфуцианской. Согласно ей, культурный человек – это человек, следующий нравственным правилам и, прежде всего, - «не делай другому того, чего не желаешь себе».  

Вторая – модель человека эпохи Возрождения. Она вошла в историю культуры как гуманистическая модель культурного человека. В это время оказалась особенно востребованной широкая и всесторонняя развитость, эрудированность, противостояние религиозной косности и догматизму, культурный универсализм.

Третья – модель человека Нового времени, когда ценился профессионализм, мастерство человека. Эта модель человека-мастера.

Четвертая – модель человека современного (ХХ – ХХI в.в.),  когда на первое место вышли такие черты человека как способность к культурному плюрализму и толерантности, т.е. к терпимости по отношению к иной культуре и ее традициям,  способность к взаимодействию в конфликтной ситуации и т.п.  

 

Ссылки

  1. См. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т.  – Т.2. М., 1966. См. также Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи). М., 1993.  ↑ 1
  2. Культурный плюрализм (от лат. плюралис – множественный) – миропонимание, признающее право на существование множества суждений о мире. Сторонники этой точки зрения выступают против всех форм фанатизма и догматизма. Культурный плюрализм – обязательное условие для толерантности (культурной терпимости) человека.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.