Зарегистрироваться

Градостроительство

Категории Землеустройство | Под редакцией сообщества: Экономика

Градостроительство – комплекс научно-практических мероприятий по планировке и строительству городов.

Градостроительство в землеустройстве

Градостроительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области: градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов  недвижимости с учётом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей территорий и поселений.

Градостроительство в истории

История отечественного градостроительства на землях современной России условно начинается с палеолитических Костенок на Дону, южнее Воронежа, где 40 — 25 тысяч лет назад была заселена площадь более 90 га. На этой площади отмечено более 60 мест разновременных палеолитических жилищ и хозяйственных комплексов. Выявлены разнообразные типы жилищ, включая площадью примерно 34 на 7 метров (с десятком очагов по оси). Феномен Костенок ныне активно изучается с привлечением американских специалистов. Аналогов Костенкам вплоть до античного времени в России пока не выявлено.

Город Дербент по археологическим данным отметил 5000-летие, но широкого признания эта дата в истории российского градостроительства не получила. Отсюда начинается более известная история отечественного градостроительства, еще до нашей эры представленная такими городами как Танаис, Фанагория, Синдская Гавань, Гермонасса и т. д. По данным Птолемея (их отразили средневековые карты), в округе Приазовья и на землях нынешней России (исключая Украину и бывшие советские республики) оказывалось не менее двадцати городов.

Методология градостроительства

Градостроительство охватывает сложный комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учёт местных условий, строительство архитектурных ансамблей и т.д.

Важным методом развития градостроительства является проектирование, в рамках которого изучается:

  1. Городскую структуру - каким образом местоположения (районы) города связаны друг с другом
  2. Городскую типологию - пространственные типы  влияющие на частоту и интенсивность использование градостроительных структур
  3. Доступность - обеспечение простоты и безопасности перемещения через пространства города
  4. Узнаваемость - обеспечение понимания предназначения местоположения, а также осознания того в каком месте находится горожанин в данный момент времени
  5. Оживление - проектирование местоположений таким образом, чтобы стимулировать интенсивность использования градостроительных форм горожанами
  6. Взаимодополнительное смешанное использование - такое размещение разнообразных видов активности горожан, чтобы осуществлялось взаимодействие между ними
  7. Характер и значение - узнаваемость и оценка различий между местоположениями города
  8. Закономерность и случайность - обеспечение баланса единообразия и разнообразия городской среды
  9. Гражданское общество - создание местоположений где горожане могут осуществлять политическое взаимодействие как граждане государства, как политические субъекты.

Разновидностями градостроительного проектирования являются:

  1. Многофункциональное проектирование, практика градостроительства, предполагающая возможность различного использования зданий или строительных комплексов, комбинирование и совмещение жилого, коммерческого, производственного, административного землепользования.
  2. Транзитно-ориентированное проектирование.  В градостроительстве многофункциональная жилая или коммерческая зона в которой обеспечен легкий доступ к транспорту, и созданы условия, делающие зону привлекательной для транзитных пассажиров. Транзитно-ориентированное проектирование является одним из направлений градостроительного проектирования. В центре транзитно-ориентированного проекта располагаются железнодорожные станции, остановки автобусов, троллейбусов. Центр окружен относительно плотной застройкой, по мере удаления от центра плотность застройки уменьшается. Транзитно-ориентированная застройка располагается в пределах от 400 до 800 метров от транзитных станций и остановок, расстояние которое без усилий могут преодолеть пешеходы. Многие европейские города созданные после второй мировой воны имеют характеристики транзитно-ориентированного проектирования.

 

Рекомендуемая литература:

 

Градостроительное проектирование: Учеб. для вузов/Л. Н. Авдотьин, И. Г. Лежава, И. М. Смоляр.— М.: Стройиздат, 1989

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.