Оперативно-розыскные мероприятия
Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) – составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение определенных тактических задач. Они могут проводиться как гласно, так и негласно.
ОРМ носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации:
- о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих преступления, а также о лицах, способствующих этой деятельности;
- о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;
- о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (в т.ч. очевидцев);
- о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
- о без вести пропавших гражданах.
↑Перечень ОРМ
Закон Об ОРД установил перечень ОРМ, к числу которых относятся:
- опрос;
- наведение справок;
- изъятие образцов для сравнительного исследования;
- проверочная закупка;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи;
- оперативное внедрение;
- контролируемая поставка;
- оперативный эксперимент.
Данный перечень является исчерпывающим, его изменение либо дополнение возможно только федеральным законом.
↑Особенности ОРМ
В ОРД практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих всесторонне изучить интересующий вопрос. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка — совместно со сбором образцов для сравнительного исследования[1].
ОРМ зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Срок проведения мероприятий, ограничивающих конституционные права гражданина, (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров) установлен в 6 месяцев, но может быть продлен судом, давшим первоначальное разрешение на их проведение.
В ходе проведения ОРМ используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
↑Виды ОРМ
Все ОРМ можно условно поделить на три группы:
1. ОРМ, для проведения которых не требуется ни вынесения специального постановления, ни получения разрешения соответствующего судьи:
- опрос граждан;
- наведение справок;
- сбор образцов для сравнительного исследования;
- проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых не запрещена либо их оборот не ограничен;
- исследование предметов и документов;
- наблюдение;
- отождествление личности;
- обследование помещений (кроме жилых), зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
2. Проводимые на основании специального постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД:
- проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;
- контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен;
- оперативный эксперимент;
- оперативное внедрение.
3. ОРМ, проведение которых, помимо специального постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, допускается только на основании судебного решения:
- обследование жилища;
- контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
- прослушивание телефонных переговоров;
- снятие информации с технических каналов связи.
Перечень оснований для проведения этих ОРМ сужен, по сравнению с общими основаниями. К их числу относятся:
- Наличие информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
- Наличие информации о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
- Наличие информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности России.
Порядок получения решения суда о проведении ОРМ детально регламентирован Законом об ОРД (ст. 9). В соответствии с требованиями закона руководитель органа, осуществляющего ОРД, выносит мотивированное постановление с ходатайством о проведении ОРМ. Суд, рассмотрев предъявленные ему материалы, разрешает проведение соответствующего ОРМ либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. В случае отказа в проведении ОРМ орган, осуществляющий ОРД, может обратиться с аналогичным ходатайством в вышестоящий суд.
В ряде случаев допускается проведение ОРМ без получения предварительного разрешения суда – на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, и с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов (ст. 8 Закона об ОРД). Это касается случаев, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России. В течение 48 часов с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия данного в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРМ, с обязательным уведомлением суда в течение 48 часов.
Такие ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, – в целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих ОРД, разрешено проводить без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.
Ссылки
- Подробнее смотри: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 3694
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.02.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Телегина Татьяна Дмитриевна
- старший научный сотрудник; кандидат юридических наук
Ссылки отсюда
:
Правительство Российской Федерации;
Категории:Оперативно-розыскная деятельность;
Детализирующие понятия:Деятельность; Закупки; Информация; Наблюдение; Окружающая среда; Опрос; Преступление; Собственность; Судебное решение; Экологическая безопасность; Эксперимент.