Зарегистрироваться

Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности

Категории Предпринимательское право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Эта версия статьи от 08 Ноябрь 2010 17:25, редактировал Палехова Екатерина Алексеевна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Влияние государства на экономику, взаимосвязь государства  и предпринимательства, роль права при осуществлении государственного регулирования рынка всегда были вопросами острой дискуссии в науке и практике хозяйственной деятельности.

Следует привести следующий пример. В 1776 г. Адам Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатств народов» сделал вывод о том, что благодаря конкуренции индивидуум, стремясь к достижению своих личных интересов (прибыли), будет действовать в общественных интересах, как бы направляемый невидимой рукой: «он преследует только свою собственную выгоду, и в этом случае, как и во многих других, невидимая рука направляет его к цели, которая даже частично не входила в его намерения. И для общества это не всегда плохо. Преследуя свои собственные интересы, он часто способствует осуществлению цели общества даже более действенно, чем когда он действительно к этому стремиться»[1]

Идеи государственного протекционизма были заменены принципами свободы предпринимательства и свободы торговли. А. Смит ограничивал роль государства функцией «ночного сторожа» - поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции. Идея «естественной гармонии» (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно при отсутствии внешнего (государственного) вмешательства, и является оптимальным режимом функционирования рыночной экономической системы, которую А. Смит называл принципом «невидимой руки».

Когда государство само приводит в движение производственные силы и таким образом становиться субъектом хозяйства, естественно, что оно становится и агентом производственных отношений. Появление государственной собственности на средства производства втягивает государство в непосредственные отношения производства, и в этих пределах функции государства осуществляются как экономические.

Развитие процессов обобществления приводит к тому, что у государства помимо надстроечных функций, в том числе воздействия на экономику, появляется функция, являющаяся по существу своему чисто хозяйственной: государство приводит в движение процесс производства, является собственником не только определенного круга средств производства, но и продукта как результата использования этих факторов производства.

Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики предопределяется ее несовершенством (несостоятельностью). В экономической теории подробно изучаются типы (виды) несостоятельности, несовершенства рынка. К ним относят несовершенство конкуренции, наличие внешних эффектов, отсутствие возможности предоставления в необходимом объеме общественных товаров (благ), существование неполных рынков, необходимость перераспределения доходов в целях обеспечения социальной справедливости, нестабильность экономического роста, несовершенство информационного обеспечения рынка.

Для разрешения существующих проблем проводится государственная экономическая политика, которая представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики. Государственное регулирование экономики — деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы средствам, с помощью которых осуществляются регулирование, создание необходимых условий для их эффективного применения. Придание правовой формы средствам государственного регулирования экономики традиционно осуществляется с помощью законов и подзаконных актов, среди которых следует выделить указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные акты органов государственной власти и внутренние (локальные) нормативные акты.

Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы государственного регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения, которые характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов.

Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений созданием условий, влияющих на мотивацию должного поведения, например, путем создания материальных стимулов, таких как материального поощрения и ответственности. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др.

Прямые и косвенные методы государственного управления экономикой и соответственно административные и экономические средства государственного регулирования экономикой имеют единые цели и задачи и всегда облечены в соответствующую правовую форму.

Правовой основой взаимодействия предпринимательства и государства являются нормы Конституции РФ. Характеризуя в целом отношения между предпринимательством и государством, следует отметить их публичный характер, что не исключает их частно-правовой составляющей.

Государственное администрирование (прямое государственное регулирование) предполагает властное воздействие государственных органов в отношениях с предпринимателями, т.е. движение при формировании отношений осуществляется сверху вниз - от государства к предпринимателям.

Лоббирование предполагает существование горизонтальных отношений между государством и властью, сущность которых — информирование государства об интересах предпринимателей, при этом информация поступает от предпринимателей к органам государства.

При конструктивном диалоге и взаимовыгодном экономическом сотрудничестве между предпринимательством и государством направление движения встречное - как от предпринимателей к государству в лице его органов, так и от государства в лице его органов к предпринимателям.

Следует отметить, что государственное регулирование осуществляется с помощью государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности, который представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на два вида: общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор. Государственный контроль и надзор - эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

 

Рекомендуемая литература:

 

1.     Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения. М., 2004.

2.     Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005.

3.     Смит А. Исследование о природе и причинах богатств народов. М.-Л., 1931.



[1] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М., 1962. С 332; Smith A. The Wealth of Nation. New York: Modern Library, 1937.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.