Зарегистрироваться

Человеческий капитал

Категории Экономика труда | Под редакцией сообщества: Экономика

Человеческий капитал (ЧК) - это все, что касается людей, их интеллекта, знаний и опыта: качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания и навыки. В широкой трактовке человеческий капитал выходит за рамки знаний и умений, включая в себя и другие качества, такие как лояльность, мотивация и умение работать в команде. Таким образом, этот капитал складывается из качеств, которые человек привносит в свою работу (ум, энергия, позитивность, надежность, преданность и др.); способностей человека учиться (одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка) и побуждений человека делиться информацией и знаниями (командный дух, ориентация на цели и др.)

ЧК может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесут отдачу, окупятся, т.е. если полученное образование или профессиональная подготовка обеспечат более высокий уровень доходов.

В настоящее время выражение «человеческий капитал» уже прочно вошло в корпоративный лексикон. Организации начинают придавать все большее значение нематериальным характеристикам, таким как профессионализм и компетенции сотрудников, лояльность, способность устанавливать взаимоотношения с потребителями и готовность идти на риск, а также ищут способы их формальной оценки.

Еще в XVII веке родоначальник английской классической политэкономии Уильям Петти впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. В 1812 году в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие «недополученного» или «упущенного» дохода.

Термин «человеческий капитал» (Human Capital) впервые появился во второй половине XX века в работах Теодора Шульца, экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран и в работах, и Гэри Беккера, известного американского экономиста. Шульц считал, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Беккер в основу своего анализа положил представления о человеческом поведении, как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как «редкость», «цена», «альтернативные издержки» и т.п., к разнообразным аспектам человеческой жизни. Сформулированная им концепция стала основой для всех последующих исследований в этой области.Человеческий капитал, по мнению Г.Беккера, - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

За создание основ теории ЧК Шульцу и Беккеру были присуждены Нобелевские премии по экономике (в 1979 и 1992 гг. соответственно). Существенный вклад в создание теории человеческого капитала внес Саймон Кузнец. Дальнейший вклад в развитие современной теории ЧК  внесли Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.

Теория ЧК основывается на постулатах институциональной и неоклассической теорий, неокейнсианства и других экономических теориях. Её появление стало ответом на необходимость углубленного понимания роли человека и влияния накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Важным толчком к созданию теории ЧК стали статистические данные о развитии экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. На основании анализа реальных процессов развития и роста в современных условиях ученые пришли к выводу, что ЧК является одним из основных производительных и социальных факторов развития современной экономики.

Человеческий капитал приобретается не только в процессе получения образования в школе, институте, но и при последующей профессиональной подготовке (формальной или неформальной, иногда непосредственно на рабочем месте). В силу этого, ЧК разделяется на общий и специфический.

Общий человеческий капитал может быть реализован на различных рабочих местах, на различных фирмах.

Специфический человеческий капитал может быть применен только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.

В стандартных курсах Экономики труда и Labour Economics изучаются простая модель принятия решений об инвестициях в образование, или модель индивидуальной отдачи от инвестиций, а также теория образовательных сигналов на рынке труда.

Много исследователей разрабатывали различные методические подходы к расчетам стоимости ЧК. Большинство методов касаются подсчета стоимости ЧК в масштабах страны.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования - из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т.е. доход недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки по своей ценности соотносятся со временем, затраченным учащимся на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу, как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.

Дж. Кендрик предложил затратный метод расчета стоимости ЧК — на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Он включил в инвестиции в ЧК затраты семьи и общества на воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. К. Б. Маллиган и Х. С.  Мартин предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов. Значительный вклад в оценку ЧК внесли аналитики Всемирного банка, в частности, они предложили дисконтный метод оценки стоимости ЧК.

ЧК в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение — страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика.

По некоторым оценкам, в США доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения, т.е. можно предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире напрямую связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.

Сторонники концепции управления человеческим капиталом уверены, что, измеряя широкое влияние, которое сотрудники оказывают на финансовые показатели организации, компании могут выбирать, управлять, оценивать и развивать возможности своих сотрудников так, чтобы преобразовать их человеческие качества в весомые финансовые показатели компании. Такой подход предполагает поиск способов количественной оценки ЧК на уровне фирмы, организации. Яркий след в области оценки интеллектуального и человеческого капитала оставил Лейф Эдвинсон, бывший директор по интеллектуальному капиталу шведской страховой компании Skandia, существующей уже 144 года. Одной из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала на корпоративном уровне является концепция "Human Resources Accounting" или "Анализ человеческих ресурсов", предложенная Эриком Флэмхольцем в начале 60-х годов (в разработке концепции также участвовали М.Александер, Р.Германсон, Р.Вудраф, Д.Боуэрс и др.).

Тем не менее, многие руководители компаний отказываются от инвестиций в программы развития человеческого капитала (такие как, к примеру, обучение персонала в организации), поскольку осознают все трудности, связанные с определением возврата от таких инвестиций. Находится немало руководителей и исследователей, которые скептически относятся к идее управления человеческим капиталом и настаивают на том, что человеческий капитал отрицает какое бы то ни было измерение, и утверждают, что компании на самом деле девальвируют ценность сотрудников, когда пытаются подходить к их оценке как к оценке финансовых активов.


Рекомендуемая литература

  1. Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г./ Вестник С.-Петербургского университета, серия 5., вып.3, 1993.
  2. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Том 1, вып.1, "Зима", 1993.
  3. Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал / США: экономика, политика, идеология, 1993,
  4. Беккер Г. Не жалейте денег на людей / Бизнес уик, 1996,
  5. Добрынин А.И, Дятлов С.А., Коннов В.А., Курганский С.А. Производительные силы человека: структуры и формы проявления. Изд. СПб. УЭФ, 1992.
  6. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. Изд.СПб. УЭФ, 1994.
  7. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению 1 США: экономика, политика, идеология, 1993
  8. Критский М.М. Человеческий капитал. Изд. Лен. Унив., 1991.
  9. Марцинкевич В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. - М.: Наука, 1991.
  10. Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.
  11. Becker G.S. Human Capital: А Theoretical and Empirical Analysis. N.Y., 1994.
  12. Chiswick B.R. Income Inequality. N.Y., 1974.
  13. Fitz-Еnz J. How to Measure Human Resource Management. N.Y.: MeGraw-Hill, 1984.
  14. Fitz-Enz J. Human Value-Added Management. N.Y.: Jossey- Bass,1990.
  15. Flamholtz E.G. Human Resource Accounting. N.Y.: Jossey-Bass Publ., 1985
  16. Flamholtz E.G. A Model for Human resource Valuation: A Stochastic Process with Service Rewards. I Accounting Review, April, 1971.
  17. Hekimian J.C., Janes C.H. Put People On Your Balance Sheet. / Harvard Business Review, January-February, 1967.
  18. Hermanson R. Accountig for Human Assets. Ocasional Paper, NBER, ј.14, 1964.
  19. Likert R., Bowers D.G. Organizational Theory and Human Resource Accounting. American Psychologist, June, 1969.
  20. Likert R. The Human Organization: Its Management and Value. N.Y.:McGraw-Hill, 1967.
  21. Mann F.C. Toward an Understanding of The Leadership Role in Formal Organization. Leadership and Productivity. San- Francisco: Chandler, 1965.
  22. Schultz Т. Investment in Human Capital. N.Y., 1971.
  23. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.