Человеческий капитал
Человеческий капитал (ЧК) - это все, что касается людей, их интеллекта, знаний и опыта: качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания и навыки. В широкой трактовке человеческий капитал выходит за рамки знаний и умений, включая в себя и другие качества, такие как лояльность, мотивация и умение работать в команде. Таким образом, этот капитал складывается из качеств, которые человек привносит в свою работу (ум, энергия, позитивность, надежность, преданность и др.); способностей человека учиться (одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка) и побуждений человека делиться информацией и знаниями (командный дух, ориентация на цели и др.)
ЧК может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал. Такие инвестиции будут экономически целесообразными, только если они принесут отдачу, окупятся, т.е. если полученное образование или профессиональная подготовка обеспечат более высокий уровень доходов.
В настоящее время выражение «человеческий капитал» уже прочно вошло в корпоративный лексикон. Организации начинают придавать все большее значение нематериальным характеристикам, таким как профессионализм и компетенции сотрудников, лояльность, способность устанавливать взаимоотношения с потребителями и готовность идти на риск, а также ищут способы их формальной оценки.
Еще в XVII веке родоначальник английской классической политэкономии Уильям Петти впервые попытался оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. В 1812 году в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выразив их в пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие «недополученного» или «упущенного» дохода.
Термин «человеческий капитал» (Human Capital) впервые появился во второй половине XX века в работах Теодора Шульца, экономиста, интересовавшегося трудным положением слаборазвитых стран и в работах, и Гэри Беккера, известного американского экономиста. Шульц считал, что улучшение благосостояния бедных людей зависело не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний. Он назвал этот качественный аспект экономики «человеческим капиталом». Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом». Беккер в основу своего анализа положил представления о человеческом поведении, как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как «редкость», «цена», «альтернативные издержки» и т.п., к разнообразным аспектам человеческой жизни. Сформулированная им концепция стала основой для всех последующих исследований в этой области.Человеческий капитал, по мнению Г.Беккера, - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.
За создание основ теории ЧК Шульцу и Беккеру были присуждены Нобелевские премии по экономике (в 1979 и 1992 гг. соответственно). Существенный вклад в создание теории человеческого капитала внес Саймон Кузнец. Дальнейший вклад в развитие современной теории ЧК внесли Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Фабрикант, И.Фишер, Р. Лукас и другие экономисты, социологи и историки.
Теория ЧК основывается на постулатах институциональной и неоклассической теорий, неокейнсианства и других экономических теориях. Её появление стало ответом на необходимость углубленного понимания роли человека и влияния накопленных результатов его интеллектуальной деятельности на темпы и качество развития общества и экономики. Важным толчком к созданию теории ЧК стали статистические данные о развитии экономик развитых стран мира, которые превышали расчеты, базирующиеся на учете классических факторов роста. На основании анализа реальных процессов развития и роста в современных условиях ученые пришли к выводу, что ЧК является одним из основных производительных и социальных факторов развития современной экономики.
Человеческий капитал приобретается не только в процессе получения образования в школе, институте, но и при последующей профессиональной подготовке (формальной или неформальной, иногда непосредственно на рабочем месте). В силу этого, ЧК разделяется на общий и специфический.
Общий человеческий капитал может быть реализован на различных рабочих местах, на различных фирмах.
Специфический человеческий капитал может быть применен только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.
В стандартных курсах Экономики труда и Labour Economics изучаются простая модель принятия решений об инвестициях в образование, или модель индивидуальной отдачи от инвестиций, а также теория образовательных сигналов на рынке труда.
Много исследователей разрабатывали различные методические подходы к расчетам стоимости ЧК. Большинство методов касаются подсчета стоимости ЧК в масштабах страны.
Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования - из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожизненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т.е. доход недополученный учащимися за годы учебы. По существу, потерянные заработки по своей ценности соотносятся со временем, затраченным учащимся на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Определив отдачу от вложений в учебу, как отношение доходов к издержкам, Беккер получил цифру в 12-14% годовой прибыли.
Дж. Кендрик предложил затратный метод расчета стоимости ЧК — на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Он включил в инвестиции в ЧК затраты семьи и общества на воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др. В накопления он также включил вложения в жилищное хозяйство, бытовые товары длительного пользования, запасы товаров в семьях, затраты на научные исследования и разработки. К. Б. Маллиган и Х. С. Мартин предложили методику оценки запаса совокупного человеческого капитала с помощью системы индексов. Значительный вклад в оценку ЧК внесли аналитики Всемирного банка, в частности, они предложили дисконтный метод оценки стоимости ЧК.
ЧК в большинстве стран превышает половину накопленного национального богатства (исключение — страны ОПЕК). Это отражает высокий уровень развития данных стран. На процентную долю ЧК существенно влияет стоимость природных ресурсов. В частности, для России доля стоимости природных ресурсов велика.
По некоторым оценкам, в США доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превышает «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения, т.е. можно предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитал в мире напрямую связан с самыми высокими в мире показателями уровня развития экономики.
Сторонники концепции управления человеческим капиталом уверены, что, измеряя широкое влияние, которое сотрудники оказывают на финансовые показатели организации, компании могут выбирать, управлять, оценивать и развивать возможности своих сотрудников так, чтобы преобразовать их человеческие качества в весомые финансовые показатели компании. Такой подход предполагает поиск способов количественной оценки ЧК на уровне фирмы, организации. Яркий след в области оценки интеллектуального и человеческого капитала оставил Лейф Эдвинсон, бывший директор по интеллектуальному капиталу шведской страховой компании Skandia, существующей уже 144 года. Одной из наиболее интересных и известных попыток использования теории человеческого капитала на корпоративном уровне является концепция "Human Resources Accounting" или "Анализ человеческих ресурсов", предложенная Эриком Флэмхольцем в начале 60-х годов (в разработке концепции также участвовали М.Александер, Р.Германсон, Р.Вудраф, Д.Боуэрс и др.).
Тем не менее, многие руководители компаний отказываются от инвестиций в программы развития человеческого капитала (такие как, к примеру, обучение персонала в организации), поскольку осознают все трудности, связанные с определением возврата от таких инвестиций. Находится немало руководителей и исследователей, которые скептически относятся к идее управления человеческим капиталом и настаивают на том, что человеческий капитал отрицает какое бы то ни было измерение, и утверждают, что компании на самом деле девальвируют ценность сотрудников, когда пытаются подходить к их оценке как к оценке финансовых активов.
Рекомендуемая литература
- Беккер Г. Экономический взгляд на жизнь. Лекция лауреата Нобелевской премии в области экономических наук за 1992 г./ Вестник С.-Петербургского университета, серия 5., вып.3, 1993.
- Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Том 1, вып.1, "Зима", 1993.
- Беккер Г. Человеческий капитал (главы из книги). Воздействие на заработки инвестиций в человеческий капитал / США: экономика, политика, идеология, 1993,
- Беккер Г. Не жалейте денег на людей / Бизнес уик, 1996,
- Добрынин А.И, Дятлов С.А., Коннов В.А., Курганский С.А. Производительные силы человека: структуры и формы проявления. Изд. СПб. УЭФ, 1992.
- Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. Изд.СПб. УЭФ, 1994.
- Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению 1 США: экономика, политика, идеология, 1993
- Критский М.М. Человеческий капитал. Изд. Лен. Унив., 1991.
- Марцинкевич В.И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. - М.: Наука, 1991.
- Becker, Gary S. Human Capital. N.Y.: Columbia University Press, 1964.
- Becker G.S. Human Capital: А Theoretical and Empirical Analysis. N.Y., 1994.
- Chiswick B.R. Income Inequality. N.Y., 1974.
- Fitz-Еnz J. How to Measure Human Resource Management. N.Y.: MeGraw-Hill, 1984.
- Fitz-Enz J. Human Value-Added Management. N.Y.: Jossey- Bass,1990.
- Flamholtz E.G. Human Resource Accounting. N.Y.: Jossey-Bass Publ., 1985
- Flamholtz E.G. A Model for Human resource Valuation: A Stochastic Process with Service Rewards. I Accounting Review, April, 1971.
- Hekimian J.C., Janes C.H. Put People On Your Balance Sheet. / Harvard Business Review, January-February, 1967.
- Hermanson R. Accountig for Human Assets. Ocasional Paper, NBER, ј.14, 1964.
- Likert R., Bowers D.G. Organizational Theory and Human Resource Accounting. American Psychologist, June, 1969.
- Likert R. The Human Organization: Its Management and Value. N.Y.:McGraw-Hill, 1967.
- Mann F.C. Toward an Understanding of The Leadership Role in Formal Organization. Leadership and Productivity. San- Francisco: Chandler, 1965.
- Schultz Т. Investment in Human Capital. N.Y., 1971.
- Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.
Выходные данные:
- Просмотров: 5397
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 15.02.2011
- Версий: 7 , текущая: 7
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:

- старший научный сотрудник; кандидат экономических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Кузнец Саймон Смит; Петти Уильям;
Категории:Детализирующие понятия:Воображение; Деятельность; Доход; Издержки; Инвестиции; Классификация экономических теорий; Личность; Миграция; Природные ресурсы; Рынок труда; Фирма; Человеческие ресурсы.
Ссылки сюда
Категории:
Мировая экономика. Международные экономические отношения; Экономика; Экономика труда;
Детализирующие понятия:Бизнес-хистори; Мотивация в менеджменте; Экономический рост; Экономическое развитие; Экстерналии (внешние эффекты).