Информация в предпринимательской деятельности: правовые основы
В современной рыночной экономике значительно повышается роль и место поиска, получения, производства и распространения информации. Информация является одним из главных экономических ресурсов осуществления предпринимательской деятельности. Любой хозяйствующий субъект для заключения сделки и уменьшения риска предварительно проводит консалтинговое или маркетинговое исследование и оценивает различные условия рынка. В предпринимательской деятельности информационные отношения являются постоянными, например, предоставление информации при регистрации, реорганизации и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности, лицензировании отдельных видов деятельности, ведении бухгалтерского учета и статистической отчетности, обязательного перечисления налогов и сборов, публикациях о выпусках (дополнительных выпусках) эмиссионных ценных бумаг, при проведении процедур банкротства и т.д. Информационные отношения опосредуют частные и публичные интересы любого из субъектов предпринимательской деятельности.
При этом нужно заметить, что информация является очень сложным и многогранным понятием, которое охватывает все сферы общества и регулируется нормами ряда отраслей права. Неслучайны различные подходы к ее определению. Существующие понятия информации в лучшем случае можно рассматривать как «нейтральные», т. е. не несущие никаких существенных конструктивных характеристик, но допускающие широкое толкование. Как справедливо отмечал известный кибернетик К. Штейнбух, «мы не можем дать исчерпывающего и достаточного определения таким понятиям, как «материя», «энергия», «информация»[1].
Информация (от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, изложение) - это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо[2].
Информация обладает свойствами, не характерными для перечисленных в ГК РФ объектов гражданских прав (например, двойственная природа информации: ее содержание и материальный носитель), и является нематериальным благом. Распространение режима вещных прав на информацию представляется не всегда возможным, но, вне сомнения, ценностью информации будет являться ее содержание. Раскрывая данное положение нужно отметить, что материальность является лишь формой информации, как например письменная форма договора.
Иными словами, информация опосредуется через другие объекты и институты, например, работы и услуги, нематериальные блага, результаты интеллектуальной деятельности, институт секретов производства. Регулирование данного института осуществляется ГК РФ, Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) и другими нормативными правовыми актами.
Рекомендуемая литература
Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. М., 2008.
Копылов В.А. Информационное право. М,, 2004.
Штейнбух К. Автомат и человек. М., 1967.
Выходные данные:
- Просмотров: 2051
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 18.03.2011
- Версий: 3 , текущая: 3
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Палехова Екатерина Алексеевна
Ссылки отсюда
Категории:
Информационные технологии; Общество;
Детализирующие понятия:Информация; Маркетинговые исследования; Материя; Налог; Норма; Работа; Рынок; Рыночная экономика; Сбор; Ценные бумаги.