Административный процесс
Административный процесс – урегулированный административно-процессуальными нормами порядок разрешения индивидуальных дел, возникающих при реализации исполнительной власти и при применении мер государственного воздействия к физическому и юридическому лицу, имеющий своей целью укрепление правопорядка в обществе.
Административный процесс представляет собой форму государственного управления, состоящего, как известно, в разнообразной организующей деятельности, имеющей юридически-властный характер. Юридическое выражение она находит в правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной формах и осуществляется разветвленной системой уполномоченных субъектов свойственными им методами в соответствии со спецификой их правового статуса. Вследствие этого административный процесс в целом не может быть во всем аналогом гражданского и уголовного процесса. Административный процесс органично связан с функционированием государственного управления, специфическим образом влияет на его упорядоченность и законность, гарантии прав граждан в отношениях с исполнительной властью[1].
В специальной литературе обсуждение сущности административного процесса ведется вокруг двух наиболее распространенных его концепций: трактовки понятия административного процесса в широком управленческом и узком юрисдикционном смысле.
В широком смысле административный процесс — урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных дел в рамках административно-процессуальных отношений. В него включаются правотворческая и правоприменительная деятельность. Его сферами признаются как внешняя властная, так и властная административно-процессуальная деятельность в системе отдельных органов. В узком смысле административный процесс — рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения.
В обоих случаях имеется в виду лишь внесудебная процессуальная деятельность.
Однако, исходя из действующего законодательства под административным процессом следует также понимать административное судопроизводство (процесс) по делам, вытекающим из публичных, в частности, административных, правоотношений. Такой вывод вытекает из Конституции РФ, согласно которой административное судопроизводство выделяется в качестве самостоятельной формы осуществления судебной власти. Между тем еще не приняты законы, которые бы определили субъектов этого производства и регламентировали его осуществление.
Административный процесс является объектом пристального научного внимания таких ученых-административистов, как Дугенец А.С. , Салищева Н.Г. , Сорокин В.Д. (подробнее об этом смотри: Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс; Салищева Н.Г. Административный процесс. Процессуальное право; Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право) и др.
Рекомендуемая литература
Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. – М., 2007, Зерцало.
Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс. – М.,2003.
Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. – М., 1964.
Салищева Н.Г. Административный процесс. Процессуальное право. – М., 2003.
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. – Л., 1972.
Ссылки
- Подробнее смотри: Административное право России. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. – М., 2007, Зерцало. С. 362 - 363 ↑ 1
Выходные данные:
- Просмотров: 1428
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 29.01.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Шохин Дмитрий Владимирович
Ссылки отсюда
Персоны:
Салищева Надежда Георгиевна; Сорокин Валентин Дмитриевич;
Произведения:Административно-процессуальное право; Административный процесс. Процессуальное право;
Категории:Детализирующие понятия:Государственное управление; Конституция; Норма; Норма права; Общество; Юридическое лицо.
Ссылки сюда
Категории: