Регулирование развития туризма
В современных условиях регулирование развития туризма имеет многоуровневую структуру и осуществляется на международном, национальном, региональном и местном уровне. Воздействие на развитие туризма оказывают также профессиональные ассоциации и объединения, такие как Российский союз туристской индустрии, Национальная туристская ассоциация, Российская ассоциация туристских агентов и т.п. Соотношение между государственным и негосударственным регулированием неодинаково в разных странах и изменяется со временем под влиянием политических, социально-экономических, демографических и иных факторов.
Важность развития туризма для национальной и региональной экономики предопределяет его государственное регулирование. Законодательная основа государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации состоит из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»[1], принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных правовых актов субъектов РФ.
Инструментом реализации государственной политики и регулирующего воздействия на сферу туризма должны стать целевые комплексные программы и национальные проекты, аккумулирующие важнейшие задачи и меры по их решению.
Программно-целевой подход использован при разработке Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации»[2]. Федеральной целевой программы развития туризма в качестве цели предусматривалось создание в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, а также значительный вклад в развитие национального хозяйства страны, в том числе за счет налоговых и валютных поступлений в бюджет, увеличения рабочих мест, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Регулирование в сфере туризма осуществляется как государством, так и негосударственными структурами, которые могут быть в виде национальных общественных профессиональных и непрофессиональных, международных туристских организаций.
Необходимость координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов побуждает туроператоров и турагентов создавать профессиональные ассоциации и объединения (не противоречащие федеральному российскому законодательству). К таким ассоциациям по общности интересов относятся: Ассоциация туризма (АСТУР), Национальная туристская ассоциация (НТА), Российская ассоциация социального туризма (РАСТ), Российская ассоциация туристских агентов (РАТА), Туристско-спортивный союз России (ТССР) и другие. Цели деятельности профессиональных ассоциация и объединений связаны с необходимостью совместных усилий их участников для решения определенных вопросов. Основная часть туристских предприятий. За исключением нескольких крупных туроператоров, - это представители малого и среднего бизнеса, имеющие ограниченные ресурсы. Многие вопросы по продвижению туристского продукта, рекламы, использования системы бронирования и резервирования, стандартизации услуг и оценки их качества и т.п. целесообразно им решать совместно, что дает не только эффект от масштаба, но и повышает профессиональный статус и престиж на рынке. Ассоциации и объединения способствуют более эффективному взаимодействию с государственными и муниципальными органами власти, отстаивают интересы своих участников в законодательных органах, выполняют некоторые функции, делегированные им государством, по лицензированию, проверке качества услуг и др.
Литература:
1. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. – М.: ТЕИС, 2001, глава 12.
2. Восколович Н.А., Морозов В.А. и др. Экономика въездного/выездного туризма. – М.: 2003, главы Ш-1У.
3. Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями в национальной экономике. – М.: ТЕИС, 2004, глава П.
4. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Под ред. Рябовой И.А. – М.: Кнорус, 2005, главы 5,7.
5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. – М.: Финансы и статистика, 2002, глава 1.
6. Туризм в меняющемся мире. / Под ред. Восколович Н.А. – М.: Экономический факультет МГУ, 2010.
Выходные данные:
- Просмотров: 1076
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 08.02.2011
- Версий: 3 , текущая: 3
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Восколович Нина Александровна
- профессор; доктор экономических наук
Ссылки отсюда
Категории:Детализирующие понятия:
Бюджет; Потребность; Туристская индустрия; Туристская услуга.